В глазах жителей Китая нефрит является национальным достоянием. В древнекитайской мифологии и натурфилософии существует понятие инь-ян, которое обозначает дуализм светлого и тёмного начал. Мироздание рассматривается как результат сбалансированного взаимодействия полярных понятий: света и тьмы, жизни и смерти, луны и солнца, чётных и нечётных чисел и т. д.
И когда речь идёт о свете и тьме, то нефрит в этой древнекитайской символике олицетворяет светлое начало. Согласно верованиям, нефрит оказывает благоприятное воздействие на физическое и духовное состояние человека.
Первым древнекитайским государством, существование которого подтверждено письменными источниками и археологическими находками, является государство Шан (пиньинь Shang) XVI-XI вв. до н. э. Другие названия этого государства: Инь (пиньинь Yin) и Шан-Инь. Есть более точная датировка существования этого мастодонта: ок. 1554-1046 гг. до н.э.
Всё, что было до этого периода, характеризуют как неолитические культуры, сведений о государственности до XVI в. до н. э. нет.
В Метрополитен-музее (Нью-Йорк) находится один из древнейших образцов китайской резьбы по нефриту.
В шанских произведениях древнекитайского искусства фигурирует геометрический орнамент, изображающий стилизованного таоте (пиньинь taotie). Это образ-химера, сочетающий в себе черты животных и птиц.
Таоте символизировал представление о первородном хаосе, состоящем из частиц света и тьмы (собственно, инь и ян). Мифическое чудовище олицетворяло собой дуализм и антагонистичность основных понятий древнекитайских верований. Нечто подобное появится в философии буддийской тантры.
В Национальном музее Китая (Пекин) находится шанская нефритовая фигурка, которую в народе прозвали "банкой сардин".
В Гарвардском художественном музее есть лезвие церемониального топора шанского периода, выполненное из нефрита. Для жителей Древнего Китая топор выполнял роль оружия и орудия труда.
Немало шанских нефритов фигурирует на Сотбисе. Помимо антропоморфных и зооморфных фигурок можно встретить лезвия для церемониального оружия, бусины, диски би и незамкнутые диски цзюэ (пиньинь jue).
В шанском "зверинце" можно обнаружить неожиданные образы - от резидентов нашей Средней полосы до мифических животных. Вымерший дронт (?), голуби, сороки, феникс, попугай какаду, уроборос, драконы, слоны, медведи, зайцы и большие кошки.
Сходство между шанскими орнаментами и орнаментами доколумбовых цивилизаций замечали не раз и не два. То, как в 1421 г. минский Китай закартографировал всю планету, изложено в исследовании Гевина Мензиса "1421 - год, когда Китай открыл мир". Но это XV в.
Мы не можем утверждать, что китайские мореплаватели в XV в. до н. э. доплывали до Северной Америки. Но вот, что выкопали в гробнице в китайской провинции Хэнань. Однако, здравствуйте.
И вообще там есть и не такие черти.
Наиболее ранние древнекитайские образцы резьбы по нефриту отличаются архаичной стилистикой, разнообразием образов и применением зооморфно-геометрического орнамента.
Литература
- Ван Ю. Типология и поэтика ювелирных украшений Древнего Китая эпох Шан (ок. 1600 - 1046 гг. до н.э.) и Чжоу (ок. 1046 - 772 гг. до н.э.). Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА, № 4 (Часть 2). М., 2020.
- Духовная культура Китая: Энциклопедия. Т. 6. Гл. ред. М. Л. Титаренко М.: Восточная литература, 2010. С. 31-32, 196, 224-227.
- Мензис Г. 1421 - год, когда Китай открыл мир. М.: Эксмо, Яуза, 2006.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.