Найти тему

Петр I. Миф о Государевой дороге

455 прочитали

Это Миф о Великом Походе Петра I от Белого моря до... самого Орешка в славном 1702 году.

Давайте проверим и эту Петровскую легенду, потому что ничего пропускать не имеем права. Ну а сам Петр напрочь пропустил эту суть во всех своих прижизненных Записках. Но суть остаётся сутью: история о Государевой Дороге есть вещь абсолютно непроверяемая, в неё можно только верить, проверять эту догму нельзя. Нет там ничего ни о переходе по Карельской тайге, ни о переносе загадочных морских фрегатов.

Ничего! Но откройте наши современные учебники Истории, и поплывут перед Вашим оком величественные Петровские фрегаты над непроходимой Карельской тайгой. Те самые, на которых Петр будет прорубать своё "Окно в Европу"

Согласно исторической науке в 1702 году от Белого моря до Онежского озера Петром была построена Государева дорога. По ней Петр якобы перебросил морские фрегаты с Белого моря под Орешек и следом состоялся победоносный штурм шведской крепости, ознаменовавший выход России в Балтийское море.

Но это ложь. Петр не мог этого сделать ибо это невозможно технически. История "прорубания окна в Европу"со стороны Ладоги, как мы уже знаем из предыдущих публикаций есть исторический подлог. Сегодня нам уже говорят, что фрегаты не перетаскивались, но дорога была и предназначалась она для перемещения на повозках войск, генералитета, духовного синклита и артиллерии. Опять ложь.

Россия в то время была одной из крупнейших держав по товарообороту морским путем. Порт Архангельск был главными морскими воротами Росссии. И голландцы и англичане и немцы и венецианцы все охотно торговали с Россией. Но это ещё не все Российские порты! В устье Невы успешно обитался русский город Ореховец-Канцы-Ниеншанц. Так же успешно шла торговля через Ригу, Ревель и Нарву. И не было этому никаких шведских препон. Торговля шла бойкая-грузы стекались в Новгород и оттуда расходились по всей Империи. Сами шведские королевские послы были обязаны бить челом русскому наместнику в Новгороде. Шведы исправно отправляли в Россию оружие, пушки, железо, медь, серебро

В этом ракурсе рассмотрим события июня- августа 1702 года, связанные со строительством сухопутной трассы на водоразделе Белого моря и Онежского озера и преодолении его войсковой группой Петра. Впервые эта дорога стала упоминаться в научной среде после 1790 года, когда некий Бороздин "случайно" обнаружил на Соловках и издал местный Летописец. Но и в этом документе никакой Осударевой дороги не было. Сам термин "Осударева дорога" был придуман только в 19 веке для Александра II, но и тогда она упоминалась, как дорога для Государя Александра, когда он хотел восстановить легендарную дорогу Петра. Тогда там высадились топографы, пробежались по местности, нанесли предположительно названия "Государев ключ", и т.п. и... вынуждены были доложить Царю. - Дорогу сделать невозможно, из-за непроходимости тех мест и полного отсутствия рабочих рук. Так и остался проект не реализованым. А ведь Александр хотел просто на карете проехаться, куда там корабли тащить. Географические маркеры , "Шепотева гора", "Петровский ям" были введены в оборот только в 1880 году, только тогда и вошло навсегда в употребление это звонкое слово Осударева Дорога

А до 1790 года ни один историк, ни один соратник Петра, ни сам Петр ни разу не обмолвились о переходе через Карельскую тайгу и Величайшем значении этого перехода. Историографы Петровской эпохи которые перерыли все архивы, не нашли даже упоминания этого события. В своих огромных трудах о Петре ни Яков Штеллин ни Петр Шафиров (участник событий) ни Нартов (личный токарь Петра) ни Федор Голиков (написавший многотомную монографию) Откуда же утверждение о Величайшем значении этого перехода, когда про него никто не вспомнил и не знал до 1790 года? Объяснение только одно. Ни Государевой дороги, ни переволочки фрегатов, ни перехода Петровских войск не было.

Этот Миф был искусственно введен в Российскую Историю во времена ее составления шайкой Герхарда Миллера в конце 18 века. Для взятия мощнейшей крепости Ноттебург не имело ни малейшего смысла совершать умопомрачительный марш- бросок на 900 км. и общий крюк в 3000 км, если считать от Новгорода. Да и как переволочь не то, что фрегаты, но и тяжеленные стенобитные орудия по болотам и тайге со скоростью 320 км (письмо Головина) за 8 дней. Пешком-то не дойти не то, что с пушками и свитой Царя. По нормальной дороге не провезти не то , что по валунам и гатям. А о фрегатах вообще речи не идет.

Ниже представлена карта, а которой красным маркером указан "путь" Петра по описаниям Бомбадирского Юрнала, а желтым современный маршрут.

Это Миф о Великом Походе Петра I от Белого моря до... самого Орешка в славном 1702 году.  Давайте проверим и эту  Петровскую легенду, потому что ничего пропускать не имеем права.

Немецкие "историки" из шайки Миллера очень плохо знали русскую географию и ландшафт, погодные условия и реалии. Поэтому пройти по академическому маршруту еще не удавалось никому. Там такие мосты надо
было наводить длинной до
7 километров, что уму непостижимо, как там сержант Щепотев некий понтонный мост сделал из наскоро нарубленных лодок. Вот из-за таких технических, географических, логических просчѐтов и рушится История.

В далеком 1993 год в Карелии в Петрозаводске был создан исследовательский Проект "Осударева дорога". Авторами и учредителями программы выступили действительные члены Русского географического общества РАН М. Ю. Данков — ведущий научный сотрудник Карельского государственного краеведческого музея и С. А. Никулин — главный редактор Карельской коммерческой телекомпании «Ника». В рамках этого проекта были организованы поисковые экспедиции для определения на местности координат Осударевой дороги.

О результатах этой работы Михаил Данков рассказал в 2014 году, причем его мнение об описываемом событии поменялось кардинально (об этом в конце статьи).

Вот какую красивую картинку предлагали нам эти исследователи

Это Миф о Великом Походе Петра I от Белого моря до... самого Орешка в славном 1702 году.  Давайте проверим и эту  Петровскую легенду, потому что ничего пропускать не имеем права.-2

Есть один занимательнейший момент в этой истории. Обратите внимание, Павел Данков и все современные экспедиции начинают марш из района Вардегорского мыса, а по летописи Петр высадился в Нюхче, а более точно на Нюхоцкой пристани: "И от той Нюхоцкой пристани он, великий г[осу]д[а]рь, отпустил корабли к Архангельскому городу, а сам изволил шествовать к Повенецкой пристани лесами".

А почему все экспедиции ставят начальной точкой мыс Вардегорский? Потому что сам посёлок Нюхча находится глубоко внутри материка на однименной каменистой речушке Нюхча. Но это не судоходная река и высадиться в Нюхче корабли Петровской эскадры просто не могли

Вот описание Нюхчи из дневника туристов 2003 года: "Из-за огромного числа камней и мелей на байдарках плавать там очень тяжело. На катамаранах лучше, но учитывая его небольшую маневренность, а главное, ширину - тоже так себе. Чем меньше осадка у лодки, тем лучше". Когда прусские историки начали воять свой Соловецкий Летописец о безмерном подвиге Петра, то взяли на восточном берегу Карелии единственный населенный пункт, максимально близкий к Повенцу на Онежском озере и внесли в списки: Нюхча и Нюхоцкая пристань. Там Петровы корабли и разгрузили... на бумаге.

А когда любознательные люди начали проводить рекогносцировку этого Мифа на местности, то с удивлением обнаружили, что Нюхча не пригодна для высадки морской эскадры, там если и доплыть до нее, то на катамаране с мотором, ибо течение встречное слишком мощное. Но что же делать, где высаживать Петра? Тогда решили найти наиболее близкую скалу, пригодную для высадки кораблей (теоретически конечно). Этим местом стал Вардегорский мыс. Но от него до Нюхчи еще 15 км.

Поэтому Письмо Петра I о высадке караблей в Нюхче можно сразу считать фальшивкой. Не мог Петр разгрузить эскадры в Нюхче, ибо это не возможно физически, а на разгрузку армии на голом неприспособленном мысу - это недельная волокита: каждую пушечку надо перевезти на лодочке. Но одна лодка с гребцами не справится, пушка потопит ее, надо связывать несколько между собой, лепить катамараны и поштучно перевозить пушечки, обоз, боеприпасы, провизию, солдат... Короче целая песня на неделю.

Более того, определив на карте поселок Нюхча историки не знали о том, что это самое гнилое место Карелии - Нюхча просто утопает в непроходимых многокилометровых топях. Посмотрите на предыдущей карте - там очень наглядно это показано. И маршрут от мыса до Нюхчи показан. Поэтому начинать поход с Нюхчи немыслимая глупость. И еще одна необъяснимая для историков проблема. Если Петр высадился на мысу Вардегорский 15 км выше Нюхчи, то оттуда идет другой, значительно более легкий маршрут до Повенца. Именно по этому маршруту и ходят все туристические группы, значительно севернее Нюхчи.

Но в этом случае Петру, высадившемуся на Вардегорском мысу, не было никакого резона погружаться в непроходимые топи вокруг Нюхчи и двигаться до неё 15 км в обратном направлении до Повенца. Это утопичная картина появилась в результате ошибочного выбора началом мифического путешествия Петра поселка Нюхчи. Очень не любили прусские историки проводить скурпулезные привязки своих сказок на местности - сидели в теплых кабинетах, каждый вечер на балах отплясывали. Какой там ехать в Карелию, оттачивать свои творения на местности, не досуг было.

А о самой осадной артиллерии можно сказать следующее:

1. Осадная восемнадцатифунтовая пушка калибром 139,7 мм. Длина ствола — 20 калибров, вес ствола — 153 пуда, вес лафета.— 140 пудов. Общий вес 293 пуда * 16 кг (пуд=16 кг.) = 4688 кг. или 4,7 тонны

2. Пудовая гаубица калибром 215,9 мм. Длина ствола — 8 калибров, вес ствола — 80 пудов, вес лафета — 50 пудов. Общий вес 130 пудов= 2,0 тонны

3. Пятипудовая осадная мортира с дуговым прицелом. Калибр — 349,2 мм, длина ствола — 5 калибров, вес ствола — 80 пудов, вес станка — 130 пудов Общий вес 210 пудов = 3,36 тонны.

Не забываем о боеприпасах - ядра, бомбы, порох. Фантазеры, наверное, на карту не смотрели.

Следующим вопросом историкам звучал бы сокрушительный для них тезис: Петр брал Орешек с активным использованием боевых многопушечных фрегатов. Помните медаль за взятие Шлиссельбурга с боевым морским кораблем?

Главная беда для Традиционной истории в том, что этот факт легко опровергается потому, что каких либо морских кораблей, тем более фрегатов или яхт у Петра в этом районе на тот момент просто не было. Вот поэтому прусским историкам пришлось серьезно попотеть, дабы придумать где же взять эти самые фрегаты, если единственные морские пушечные корабли, имеющиеся у Петра в то время, находились в районе Архангельска?

Хотя и те корабли едва ли подходили для массированного штурма Орешка, но делать было нечего. Вот и начали историки придумывать сказку о переброске тех самых "малых фрегатов" под Орешек с Белого моря. Начали придумывать постройку Осударевой дороги. А чем объяснить такой многокилометровый вояж Петра вокруг половины континента? Историки объясняют это некоей конспирацией. Но Архангельск, из которого Петр с Семеновским и Преображенским полками отправился в поход, просто наводнен был в то время иноземцами. Поэтому, с целью конспирации, Архангельск, как старт супертайного похода подходил меньше всех городов России. Информация об отплытии Гвардейских полков вместе со всем боекомплектом и осадными орудиями тут же стала бы известна в Швеции.

Куда проще было подвести войска из под Новгорода, или прямо из Москвы через Старую Руссу. Путь в сотни раз короче и глаз иноземцев нет. И не нужны никакие фантастические Осударевы дороги - все дороги проложены. Поэтому вся история Осударевой дороги, ее мотивы - есть ложь.

Вот картина из Викпедии.

Это Миф о Великом Походе Петра I от Белого моря до... самого Орешка в славном 1702 году.  Давайте проверим и эту  Петровскую легенду, потому что ничего пропускать не имеем права.-4

Петр перетаскивает суда из Онежского залива Белого моря в Онежское озеро для завоевания крепости Ноттебург у шведов.

Но рядом читаем следующее. "Однако архивные и ландшафтные исследования перемещение морских судов по Осударевой дороге не подтверждают". Более того, российским и зарубежным историкам, не известно ни одного подлинного источника о волоке фрегатов, об участии их в Нотебургской баталии и нахождении в составе Российского флота на Балтике.

Вернемся, к тем судам, которые фантазеры- историки вертуально тащили через Карельские леса и болота. На эти суда "Курьер" и "Святой Дух" были назначены капитанами командующие большими фрегатами в Азовских походах, например, "Крепость" 37,8 х 7,3 х 4 м; 52/46 орудий; экипаж 110 человек. Капитан- Памбург

Фрегаты были построены на верфи датчанина И.Э.Избранта, комиссара Приказа Адмиралтейских дел в Архангельске, имевшего там "корабельное производство". Затем этих капитанов, перебрасывают в Архангельск и дают им корабли на два ранга ниже . Памбургу - "Курьер", Вальронту -"Святой Дух" Эти суденышки строят по подобию Имперской яхты «The Transport Royal», подаренной Петру дядей Королем Англии Вильгельмом Оранским.

Вот сведения из ведомости Тиммермана 1690г. о приемке Транспорт Рояла - 20 медных пищалей. "длина по килю 70 футов, 12 пушек возможно 6-фунтового калибра и места под 18 фальконетов, оценочное водоизмещение около 190 т " Количество прибывших на Транспорт Роял в 1693г. в Архангельск 112 человек (с капитаном и поручиком). Если малые фрегаты строили по типу Имперской яхты, но как утверждается - в уменьшенном виде, как смогли в таком случае впихнуть третью мачту? Похоже, ничего не уменьшали, а судя по экипажу, эти "малые фрегаты" были трехмачтовыми.

Книга учета Лодонского адмиралтейства предлагает следующие «розмерения» парусника: длина по пушечной палубе 90 фут., длина горизонтального киля 75 фут., ширина корпуса 23 фут., 6 дюймов, осадка судна 9 фут., 9 дюйм., водоизмещение составляло 220 тонн.

22 января 1702 года вышел указ о закладке шести 18-ти пушечных фрегатов на Ладоге в районе впадения реки Свирь в Ладожское озеро. В январе 1702 года Петр повелел заложить в Соломбале два малых фрегата. 24 мая 1702 года фрегаты, получившие названия "Святой Дух" и "Курьер", были спущены на воду в присутствии Царя. На Белом море, якобы малые фрегаты, к лету были готовы. А вот на Сясьской верфи а Ладоге не успели. И наши фантазеры уменьшили фрегаты в несколько раз и потащили. Сами фрегаты так и остались на Белом море для защиты портов. И где эти шесть 18 пушечных фрегатов, как они отмечены в истории? Они странным образом потерялись. Всплывает только фрегат "Штандарт", якобы первый фрегат, и 22 пушечный или 28 пушечный, но первые свои морские корабли появились у Петра только в 1707 году. Скорее всего про корабли ничего не слышно, ибо их не существовало в природе. Все те первые морские корабли, которые то тут, то там мелькают иногда в Истории, сплошь с иноземными названиями. Это, остатки тех эскадр, на которых Петр прибыл из Европы.

«Ныне у меня начато строить в мае месяце два корабля, и в совершении те два корабля будут, как на воду спустить, сего июля с 13 числа в шесть недель 1, и лесов на остальные четыре корабля у корабельного дела привезено на берег сполна, а из того лесу, который ныне у корабельного дела на берегу, готового тесаного лесу будет на два корабля, а на остальные на два корабля лес не тесан и тесать на те корабли в нынешнее летнее время не надобно, для того что, пока не достроятся те зачатые первые и на воду спущены будут два корабля, за остальные корабли приняться мне невозможно, потому что у нынешних кораблей за мастера первый год работаю, и не осмотря тех двух первых кораблей, как на воду спущены будут, за остальные корабли приняться мне невозможно..А на остальные корабли не достанет кокор — кореньев, которые секутся у дерева, — и те в нынешнее летнее время сечь негоже, а на четыре корабля тех кокор будет сполна, а как те первые два корабля построя, на воду спущу, и за другие корабли примусь в скорых числах».

Таким образом, мастер Воутерсон скорректировал программу царя Петра, сократив число возможных к построению на Сясьской верфи в 1702г. фрегатов с шести до четырех, и сделал это по двум причинам. Во-первых, произошла задержка с кондиционным, годным для корабельного строения лесом (в частности, вышла нехватка кокор — гнутых корневищ, клавшихся в основание киля судна). Во-вторых, Воутерсон хотел сначала посмотреть, как будут выглядеть первые два спущенные на воду судна, прежде чем приниматься за следующие.

Сразу два слова о судьбе Сясьских фрегатов. Два безымянные фрегата, заложенные на Сясьской верфи в мае 1702г., мастер Воутер Воутерсон спустил на воду в сентябре того же года. После этого они долго достраивались — и первый прибыл на Олонецкую верфь для окончательной отделки только в конце 1703г., а второй еще позже.

Назывались эти суда сначала условно «Фан-Сяс-1» и «Фан-Сяс-2» (то есть «Сясьские» — первый и второй). В 1705г. их обратили в брандеры, предназначавшиеся для взрыва вражеских кораблей. Им присвоили звучные наименования «Этна» и «Везувий». Еще два фрегата, которые получили впоследствии имена «Михаил Архангел» и «Ивангород», Воутерсон заложил в ноябре 1702г. и спустил на воду первый — в 1704г., а второй — в мае 1705г. Оба прослужили до 1710г., но Павел Кротов точно замечает: «Первыми кораблями Балтийского флота сясьские фрегаты... не стали». Так что запомним: несмотря на то, что оба «Фан-Сяса» действительно были первыми заложенными в Приневье боевыми кораблями, в строй Балтийского флота они вошли позже тех, которые спустя время заложены были на Свири. Странные выводы, ведь в грамоте ясно написано, что корабли будут готовы полностью через шесть недель начиная с 13 июля. А это в конце августа.

Теперь главное.

Внимательно прочитаем Наказ Петра: В июне 1702г. писарь Преображенского полка И.К. Муханов и сержант Преображенского же полка М.И.Щепотнев получили указание: «Ехати им от Архангелского города морем до реки Онеги и рекою Онегою вверх и иными местами... наскоро, для описи и проведывания дорожного водяного и сухого путей, который бы имел быти от Города к Олонцу и до Великого Новгорода способной и блиской и мочно было бы тем путем проходить его, Великого Государя, служилым людям безо всякие остановки».

Расскажем про про Олонец. В 1649 году на слиянии рек Олонка и Мегрега, на месте известном как Толмачев наволок стараниями князя Федора Волконского и воеводы(дьяка) Степана Елагина была заложена "порубежная крепость"Олонец", которая стала форпостом в борьбе со шведами. Крепостная стена оказалась длиной 1.5 км и включала 19 башен. Сам город становится местом пребыванием воеводы.

В тот период Олонец был единым торговым, военным и административным центром Карелии "Чтобы в городе пусто не было" сюда были переселены из разных заонежских погостов состоятельные крестьяне занимавшиеся торговлей и промыслом. Посадские люди Олонца во второй половине 18 столетия был торговцамии предпримчивыми торговцами на своих небольших судах они ходили даже в Стокгольм. В августе 1700 года Петр объявил войну Швеции, началась Северная война К началу 1702 года в Олонце уже были железоделательные заводы, что видно из Указа Петра А.Бутенанту 5 января 1702 года: "На Олонецких железных заводах иноземца Андрея Бутенанта фон Розенбуша вылить тотчас 100 пушек железных и чугунных самых добрых без всяких изъянов с ядром по 12 фунтов да по 1000 ядер ко всякой пушке и с Олонца, как ему указано поставить в Новгород не позже марта 1702 года"

Вот чем был занят Петр- это возможностью подвозки новых пушек с нового заложенного как раз в 1702 году в Олонце завода. Речь идет о дороге от Олонца до Новгорода в Северо-Западном регионе И это было действительно важно, ибо Новгород был форпостом и стратегическим пунктом в Северной войне. Как можно было притянуть сюда за уши информацию о дороге Архангельск - Новгород, когда речь шла о поставке в Новгород новых пушек

Как бы то ни было но о строительстве новой дороги через Карелию ни слова. Есть наказ проверить и подновить старые пути до Новгорода Поэтому и говориться о Северо-Западном континентальном районе, а Карелия и Архангельск это Север, а если смотреть из Москвы то Северо-Восток

Город, о котором говорил Петр, это как мы уже знаем из предыдущих публикаций это безусловно Вологда

Это Миф о Великом Походе Петра I от Белого моря до... самого Орешка в славном 1702 году.  Давайте проверим и эту  Петровскую легенду, потому что ничего пропускать не имеем права.-5

По письмам Петра сержанту Щепотневу выходит, что отправил Царь Щепотнева разведать пути вверх по реке Онеге до Города и от Города до Олонца. Онега течет от Белого моря до озера Выже в районе Вологды. Там и проходила эта мифическая дорога согласно источникам. И именно это мы находим у И.И.Голикова в его "Деяниях Петра I":

То есть отправился Петр от Нюхчи рекой Онегой, водой. В последствии какой-то авторитетный немец типа Шлецера как всегда сделал ляп и подумал, что речь об Озере Онега. Но, река Онега, о которой речь в источниках, даже не впадает в озеро Онежское!

Вольтер в своей "Истории Северной Войны" не помянул о поражениях шведов под Нотебургом ни словом. Мифический штурм , придуманный русскими придворными историками, остался не замеченным в Швеции. Есть документы, которые свидетельствуют о нахождении Петра в Вологде в 1702 году.

Тогда Петр и наказал сержанту Щепотеву поправить старую дорогу от Города (Вологды) до Олонца и Новгорода. Такая дорога (до Олонца) действительно была сделана (улучшена) и Петр часто ездил по ней на лечение на марциальных водах. Так сохранились документы от 1724 года, когда Петр с супругой проезжал на Олонец именно от Вологды. Это кратчайший и единственно возможный путь до Олонца. Также сохранились поручения сержанту Щепотневу от июня 1702 года - проплыть по реке Онеге в верх и подготовить лодки в районе Олонца, для переправы на оных в Ладогу.

Почему же "историки" в своих изысканиях "забыли" про Новгород, Олонец и Вологду.? Потому, что тогда пришлось бы объяснять, что делал Петр в Вологде и чем она ему так дорога.

Но мы с вами уже знаем об этом из предыдущих публикаций о том, что Вологда была захвачена иноземными Петровскими войсками ещё в 1694 году.

Вологда - это наиболее посещаемый русский город Петром после Санкт-Петербурга и Москвы. Только документально подтверждается нахождение Петра в Вологде пять раз. Там жил его духовный наставник отец Павел. Он был наставником всей семьи Петра и крестил Елизавету. Вологда-это Петровская столица до основания Петербурга. Он там все озера облазил. Есть даже сведения, что Петр собирался в Вологде сделать свою столицу. Теперь ясно, что подразумевалось в письме под анонимным словом Город.

Поэтому Миф с Осударевой дорогой по Карельским топям надо навсегда забыть. Если и была некая дорога построена в 1702-1703г, то речь в документах идет о дороге Вологда-Олонец. Это до сих пор единственная дорога до Олонца из Центральной России. ..

Это Миф о Великом Походе Петра I от Белого моря до... самого Орешка в славном 1702 году.  Давайте проверим и эту  Петровскую легенду, потому что ничего пропускать не имеем права.-6

И вот как сам Михаил Данков со временем расписался в своей ошибочной версии: "Я специально опрашивал дорожных специалистов. Все они в один голос утверждают: даже с помощью современной техники провести за такой срок топогеодезическую разведку трассы, прорубить просеку и проложить лежневку невозможно. Легкосказать волок! А это колоссальный объем работ: нужно срубить и распилить вековые леса, откатить валуны подрезать склоны, уложить бревна навести оригинальные наплавные мосты через реки и озера. Допустим трассу строили сразу с Севера и Юга. Но как строители сумели так точно наметить оптимальный путь- без карт и съемки местности? Потом, каким образом в такой короткий срок Михаилу Щепотеву и другим "руководителям" строительства Афанасию Головину и Михаилу Волкову удалось собрать такое количество людей и лошадей с подводами инструментом и провиантом, обеспечить их жильем. Учтем при этом, что тогда все окрестное население не могло превышать 4-5 тысяч человек".

Версия с готовой, построенной заранее дорогой несостоятельна. Соловецкий Летописец ни словом о ней не упоминает.

Единственно верное заключение только одно: В 1702 году Осударева Дорога построена не была, ибо это невозможно технически.

И перебросить в столь короткие сроки войска (пять гвардейских батальонов) с пушками (даже без кораблей), а кроме того царский двор с наследником - невозможно.

Исторический клуб(istclub.ru) Google Play-Электронные книги-Запретная История России Александр Касаткин "Крушение Империи Русских Царей в 1676-1700 гг." Части 1 и 2 до 1694 года. Глава 16. "Как Петр Орешек расколол".

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fbooks.google.ru%2Fbooks%3Fid%3DZ35xCwAAQBAJ%26printsec%3Dfrontcover%26hl%3Dru%26source%3Dgbs_ge_summary_r%26cad%3D0%23v%3Donepage%26q%26f%3Dfalse

Возвращаемся в октябрь 1694 года, к штурму Москвы войсками Петра и Фридриха и Мифу о Большом Потешном Кожуховском походе.