Почему один ребенок помогает по дому, делает уроки без напоминаний и уговоров, а другого приходится контролировать даже в мелочах?
Зачем нужна самостоятельность и как ее можно развивать? Узнаем у Анастасии Фещенко и Ярославны Мечковской — основателей и руководителей центра инновационного образования “Город Солнца” в г. Сочи.
Как формируется самостоятельность
Родителям важно, чтобы ребенок стал самостоятельным, но при этом они не дают детям достаточно свободы. Конечно, удобнее и быстрее сделать самому, чем учить и потом переделывать. Но тогда ребенок может вырасти инфантильным, зависимым, привыкнуть, что за него все решают.
И если мы хотим успешного и счастливого будущего для своих детей, необходимо вовремя передавать ответственность, которая и сделает ребенка самостоятельным.
Самостоятельность — ключевое понятие в Монтессори педагогике. Важно не только уметь обслуживать себя, но и ставить цели и добиваться их. Действовать сознательно в любых условиях, принимать нестандартные решения и брать ответственность за свои поступки.
Воспитание самостоятельности в Монтессори группах происходит в разновозрастных классах, специально подготовленной среде, с возможностью самоконтроля, свободой выбора и педагогом-наставником.
До 6 лет у ребенка проявляется бытовая независимость и способность к самообслуживанию, как стремление к автономности. Формируется уверенность в себе, заботливое отношение к окружению, саморегуляция деятельности, социализация. В 6-12 лет развивается самостоятельность в обучении, ответственность за освоение знаний.
Ошибаться полезно
Обучение — время ошибок. Только пробуя, ошибаясь и делая новые попытки, осмысливая и исправляя их, можно достичь успеха. Допустимые границы для ребенка определяет родитель и в первую очередь они связаны с безопасностью.
Проанализируйте, что вы запрещаете ребенку делать самому. Действительно ли это опасно? Или запреты связаны с неудобствами, которые вы получаете из-за его активности?
Например, в 1-2 года ребенок может есть сам. Но он будет делать это долго, испачкает себя и все вокруг, возможно, что-то разобьет. До 6 лет большинство бытовых дел выполняется именно так.
Если же среда организована правильно и у ребенка есть возможность заботиться о себе и окружающем пространстве, то к 6 годам он будет независим в быту. И сможет перейти на новый уровень освоения знаний и компетенций. Со временем, приобретая опыт, он становится все более аккуратным. И дело не в ребенке, а в отношении родителей: не осуждать, а показывать, как можно исправить ошибку.
В 6-12 лет ребенок становится исследователем. Интерес растет с каждым днем, если взрослый не изменит фокус с внутренней мотивации на внешнюю. Постоянное оценивание, похвала или страх наказания приводят к потере внутренней мотивации. И тогда действия совершаются уже не из желания узнать новое, а ради внешней оценки.
Как не навредить ребенку
Не делайте за ребенка то, что не получилось с первого раза. Верьте в его успех и давайте свободу для поиска собственного решения. Если ребенок знает, что допустив ошибку, получит поддержку, а не осуждение — он будет делиться своими успехами и неудачами. А при необходимости попросит помощи.
Важно мотивировать, а не заставлять. Если вы берете контроль ребенка на себя, то придется заставлять его учиться, заниматься спортом и т.д. А если будете рядом с ним в качестве мудрого наставника, отдавая ответственность, он будет действовать из собственной мотивации, уверенно и смело.
Организуйте безопасную психологическую среду, позвольте выбирать вид деятельности и место (в комфортных вам границах), поддержите на пути освоения новых знаний. Учите брать ответственность на своем примере, и вы увидите, как в ребенке проявляются навыки самостоятельности.
О том, как научить ребенка самостоятельности с помощью игр и игрушек - читайте в статье на нашем сайте.