«Это не человек, а сила природы»- писал историк Жюль Мишле.
Жизнь писателя – сплошной роман, в ней чередовались работа, приключения, любовь ко всем женщинам и в тоже время ни к одной, кроме его матери. Он унаследовал от своего отца гигантский рост, силу Геркулеса и мужественную внешность. Дюма-второму снова пришлось начинать всё с нуля. Родня предлагала юноше взять фамилию деда — к тому времени Наполеон был свергнут, в Париже вновь воцарились Бурбоны, и числиться маркизом снова стало выгодно. Александр наотрез отказался, заявив, что с гордостью носит фамилию своего славного отца. И вот 22-летний Александр Дюма прибывает в Париж этаким Д,Артаньяном: с двумя луидорами в кармане, но с большими надеждами. Он замечательно владел шпагой, стрелял из пистолета, ещё писал каллиграфическим почерком – более не умел ничего. Пришлось удовольствоваться местом писаря в канцелярии при герцоге Орлеанском с помощью рекомендательного письма. Карьера начиналась не блестяще, но Дюма не унывал. Он быстро обзавелся любовницей — белошвейкой Катрин ЛабЕ. От этой связи через год родился сын, названный в честь отца, Александром. Со временем его станут называть Александр Дюма-сын. Дюма снял для них просторную квартиру и содержал, иногда навещая. Он помог Катрин открыть «кабинет для чтения», а сына воспитывал своими советами. Однажды Дюма познакомился с поэтессой МЕлани ВальдОр. Она была дочерью известного издателя и замужем за капитаном. Она влюбилась в начинающего писателя. Это была очень худая, плоскогрудая, с нездоровым цветом лица женщина, но с живым взглядом, так и полыхавшим страстью. Мелани, сделавшись любовницей Дюма, оказала ему колоссальную помощь. Знакомила его с парижскими знаменитостями, давала удачные советы и, главное, помогла пристроить пьесу во французский театр. Но Александр не хранил безупречную верность Мелани. Десятки актрис прошли через его постель, особенно когда Дюма прославился и он влиял на распределение. Тут во Франции грянула очередная революция (1830 года), в Париже выросли баррикады, Карл Х бежал в Сен-Клу, а Дюма решил, что во всё это стоит вмешаться. По политическим убеждениям Александр был республиканцем, воздвигал баррикады на улицах Парижа, но это не мешало ему дружить с аристократами. Явился к лидеру повстанцев генералу ЛафайЕту, предложил свои услуги. Генерал как раз пребывал в унынии из-за того, что пороха осталось не больше чем на 4 тысячи выстрелов. «Хотите, я добуду порох?» — предложил Александр. Истинный сын своего отца, он сказал, что в одиночку отправится в роялистский гарнизон Суассона и заберет все запасы пороха. Генерал ему не поверил, но на всякий случай снабдил бумагой с требованием выдать «подателю сего» порох. Прибыв в Суассон, он прямиком направился к коменданту гарнизона и предъявил свой сомнительный документ. Комендант, конечно, отказался отдавать порох противнику, тогда Дюма выхватил пистолет. Дальше всё произошло очень по-французски: в комнату вбежала жена коменданта и пала на колени перед мужем: «Уступи, уступи ему, друг мой! Не то тебя убьют, как моих родителей». И это решило дело! Комендант отдал порох, Александр погрузил его на две телеги и привёз в Париж. «Господин Дюма, только что вы создали лучшую свою драму!» — сказал ему герцог Орлеанский, которому вот-вот предстояло сделаться королем Луи-Филиппом. Но никаких должностей, наград и почестей, на которые очень рассчитывал Дюма, за этим не последовало. Пока Дюма спасал «новую Францию», кто-то донёс Мелани о его любовных похождениях с актрисами. Мелани была в ярости! И порвала с Дюма отношения. Встретив Мелани лет через пять на каком-то балу, Дюма даже удивился: как мог когда-то любить такую некрасивую женщину? По словам современников у Дюма было множество внебрачных детей, но признал он только Александра от Катрин Лабе через 7 лет и дочь Мари – Александрину от актрисы Белль Крельсамер. Оформив отцовство, Дюма решительно и безжалостно потребовал у Катрин отдать ему 7-летнего сына. Мать пыталась бороться: то прятала мальчика под кроватью, то заставляла выскакивать в окно, когда за ним приходил полицейский комиссар. Но однажды Александра-младшего всё-таки поймали и препроводили к Александру-старшему. Единственной женой Дюма стала актриса Ида ФеррьЕ. Она была молода, белокура, толста, малоросла и очень бойка. У Иды был характер дай Бог каждому генералу! Накануне свадьбы знакомый спросил у Александра, зачем он это делает. «Да чтобы отделаться от неё, голубчик!» С дочерью Дюма Ида поладила легко, а вот сына невзлюбила. И мальчика отдали в пансион…Тем временем Дюма-отец от сочинения пьес перешёл к историческим драмам, потом к историческим романам, а там уж «фабрика романов» заработала на полную мощь, и доходы приносила вполне фабричные. Дюма- отец придумал как заинтересовать читателя. Он брал великие исторические события и объяснял их поступками вымышленных героев. Иногда герои эти были взяты просто из головы. Иногда у них были какие-то бледные исторические прототипы. «История — только гвоздь, на который я вешаю свои романы», —говорил Дюма. Самые известные его книги- «Граф Монте-Кристо» и «Три мушкетера». Он умудрялся спускать всё, что зарабатывал. Писатель был до крайности щедр. Гордился: «Я никогда и никому не отказывал в деньгах, за исключением собственных кредиторов». Однажды у Дюма попросили 20 франков на похороны судебного исполнителя, умершего в бедности, так он дал 40: «Похороните двух исполнителей!» А тут грянула очередная революция, литературные доходы резко упали, кредиторы стали требовать свои деньги, и даже бывшая жена подала на Дюма в суд, требуя астрономических алиментов. У Александра совершенно не осталось денег. Однажды мажордом в его замке «Монте-Кристо» сообщил: «Сударь, у нас вышло всё вино для прислуги. В погребе — только шампанское. Прикажите выдать 10 франков». — «У меня нет денег. Пусть для разнообразия пьют шампанское!» Замок «монте-кристо» продали за долги. Но Дюма не слишком расстроился. Он прожил еще 22 года, и каждый раз, когда ему удавалось снова немного разбогатеть, принимался тратить с удвоенной силой. Он пережил ещё множество приключений. Ездил в Россию — просто так, развеяться. На самом деле он давно собирался съездить, но его не пускали. Николай I не простил писателю романа «Записки учителя фехтования» — о любви гвардейского офицера-декабриста и французской модистки, последовавшей за ним в Сибирь. Царская цензура запретила роман, но все тайком читали его, не исключая самой императрицы. Когда же император умер, Дюма приехал в Россию и даже, посещая Нижегородскую ярмарку, встретил графа и графиню Анненковых — прототипов героев опального романа. Потом Дюма ездил ещё в Италию, там встал на сторону Гарибальди, расхаживал. в красной рубашке, получил при новом правительстве должность смотрителя античных памятников в Неаполе, руководил раскопками Помпеи, основал газету… А в итоге заслужил чёрную неблагодарность от жителей Неаполя, устроивших демонстрацию перед его окнами: «Прочь, чужеземец! Александра Дюма — в море!» Пришлось возвращаться домой. Последней любовью Александра стала американская наездница Ада МЕнкен. Парочка так откровенно вела себя на публике, что Париж возроптал! После того как Ада уехала гастролировать дальше, Дюма-сын сделал попытку усмирить отца, женив на… Катрин Лабе, собственной матери. Старик согласился — отказалась Катрин. «Мне уже за семьдесят, я живу тихо и скромно, а господин Дюма перевернул бы вверх дном мою маленькую квартиру. Он опоздал на сорок лет». Это действительно поразительно, сколько успел этот человек за свои 68 лет. В последние свои дни Дюма показал сыну два луидора: «Вот что осталось от моего состояния. А ещё говорят, что я мот. Ничего подобного! Когда-то я приехал в Париж с двумя луидорами в кармане. И вот они всё ещё целы!» Старика не стало, и парижане тут же воздвигли ему памятник. Дюма-сын каждый день навещал его и говорил: «Здравствуй, папа!»