Найти тему

Про развитие речи ребенка в 2 года. Причины задержки развития речи. Что делать, если есть проблемы с речью

Здравствуйте. В этот раз статья снова будет про развитие речи.

Фото из инернета. Ребенок-симпатяга.
Фото из инернета. Ребенок-симпатяга.

Итак, что нужно знать родителям про нормы развития речи ребенка в этом возрасте:

1. Самое главное: в 2 года в речи ребенка должны уже быть или только появиться фразы. Фраза- это как минимум два слова, связанные по смыслу между собой. Например:

" мама, дай"- это фраза.

Просто   "дай"+ указательный жест- это еще НЕ фраза.

"Дай би-би"- это фраза,

просто "би-би"+ указательный жест - это еще НЕ фраза.

То есть признаком перехода речи ребенка на следующий уровень будет не просто увеличение количества активно используемых слов, а именно их объединение в одну фразу.

О чем говорит появление фразы:

Если появилась фраза, значит у ребенка не только увеличился словарный запас, но еще и произошел скачок в развитии памяти и мышления.

То есть память и мышление ребенка развились до уровня, который необходим для одновременного "вспоминания" и удержания в сознании двух слов одновременно.

Что делать, если фраза в 2 года не появилась.

Если в 2 года фразы у ребенка еще нет, но есть большое количество одиночных слов, то тренируйте память и мышление. А это в первую очередь обычные домашние развивашки плюс обычные разговоры с ребенком на бытовые темы.

Например, вот хороший тренажер для развития памяти. А заодно и словарный запас можно "подтянуть"
Например, вот хороший тренажер для развития памяти. А заодно и словарный запас можно "подтянуть"

Но этих "развивашек" и "разговоров" должно быть намного больше, чем привыкла мама. Так как, судя по результатам, именно этому ребенку для успешного развития явно НЕ хватает того количества внимания, которое он получает от взрослых.

В каком случае нужно идти к специалистам:

Как правило, если у ребенка действительно есть серьезные проблемы, требующие занятий с логопедом или дефектологом, то к 2-м годам не будет даже одиночных слов или словарный запас ребенка будет резко ограничен. И да, в таком случае надо идти к специалистам ( если еще умудриться найти такого специалиста, который возьмется работать с двухлеткой). Конечно, есть вариант, что "само пройдет", но очень часто "проходит" все-таки с последствиями: дети с ЗРР в раннем детстве, очень часто и в 4, и в 5, и даже в 6 лет по уровню развития отстают от сверстников.

В каких случаях надо не идти, а бежать к специалистам

Самые серьезные и сложные для коррекции случаи- если ребенок не понимает обращенную речь.

Здесь однозначно нужна помощь невролога, дефектолога и даже психолога. ( Невролог и дефектолог- ребенку, а психолог-маме. Психолог научит маму так общаться с ребенком, чтобы ребенок мог использовать по-максимуму все возможности для развития).

Причины непонимания ребенком обращенной к нему речи:

1. Тугоухость-самая "легкая" и легко корректируемая;

2. Глухота- тоже корректируется. Делают операции, ставят слуховые аппараты и т.д. Главное вовремя заметить;

3. Сенсорная алалия- бывают легкие варианты, бывают очень сложные. Слуховой аппарат тут не поможет, операция тоже. Если повезет- то даже при крайне тяжелой степени тяжести сенсорной алалии поможет хороший дефектолог. В крайнем случае - сурдопедагог обучит ребенка жестовой речи. Пути для развития есть.

4. РАС. Самый распространенный сейчас диагноз. Его "лепят" всем подряд.

Бывает настоящий аутизм, а бывает "как бы аутизм". Правда сейчас все называют одним словом "аутизм" и вгоняют этой "усредниловкой" бедных родителей в депрессию.

Настоящий аутизм- это генетика. Тут все плохо, прогресс минимальный. Плюс нарушения развития множественные и с возрастом проявляются все новые и новые "неприятности". Но настоящий аутизм- это огромная редкость.

В 99 случаях из 100 "как бы аутизм" в итоге превращается в сенсорную алалию и прочие вполне благоприятные диагнозы.

Причина "как бы аутизма"- это последствия травмы ЦНС. Так как изначально такой ребенок должен был родиться здоровым, то "фундамент" работы мозга заложен от природы правильно и такие дети в результате занятий дают хорошую динамику. Со временем они все "здоровеют" и "здоровеют", и имеют все шансы стать "нормой". Чего я всем детишкам с диагнозом РАС искренне желаю.

5. И последняя причина того, что ребенок в 1,5-2 годика не понимает обращенную речь- это умственная отсталость. Здесь уже ситуации у всех разные, и прогнозы тоже. Но среди детей с УО есть очень здравомыслящие дети. Как это ни странно звучит..

6. А теперь причины плохого понимания ребенком обращенной речи, которые не имеют отношения к здоровью ребенка:  

-это двуязычие в семье;

- скороговорение у родителей;

-отсутствие в помещении, где находится ребенок периодов тишины. Например, очень много громкой музыки или постоянно работает телевизор;

- с ребенком очень мало разговаривают. Или разговаривают ооочень тихо.

Итог: если ребенок ровно в 2 годика не говорит фразами, то есть два варианта: 1. Самый распространенный случай - надо больше заниматься с ребенком, больше с ним играть, очень много  общаться и все наладится.

2.Второй вариант- у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем. Чтобы отставание в развитии не накапливалось, нужно срочно принимать меры.

Надеюсь, что статья получилась интересной и полезной.

Спасибо за, что прочитали. Буду благодарна за лайки и подписку.

Пишите, если есть вопросы. Ведь ради общения и обмена опытом мы здесь и собрались.

#развитиеребенка #запускречи #речьвдвагода #зрр

По поводу консультаций:

1) бесплатную консультацию можно получить, если зададите вопрос в комментариях под любой моей статьей. Чем подробнее опишите ситуацию, тем подробнее будет ответ.

2) платную консультацию можно получить в телеграмме. Там я подробно распишу все по вашей ситуации, соориентирую что конкретно нужно сделать для развития ребенка "здесь и сейчас".

По платным консультациям пишите в телеграм:

Дефектолог Банщикова Дарья Андреевна

t.me