Найти тему
Влюбить в математику

✊ Свободу левшам

Один из самых известных портретов Пушкина принадлежит кисти Петра Кончаловского. На ней художник передает процесс зарождения в голове поэта гениальной идеи, которая складным стихом вот-вот выльется на бумагу. И все бы ничего, если бы не перо, которое Пушкин с волнением грызет. Но дело вовсе не в привычке что-то грызть, а в том, что Пушкин держит это самое перо в правой руке.

Петр Кончаловский. Пушкин в Михайловском
Петр Кончаловский. Пушкин в Михайловском

Александр Сергеевич с детства был левшой, но его переучили. Да и коллега живописца, Адриан Волков, на своем полотне «Последняя дуэль А. С. Пушкина» рисует поэта с оружием в правой руке. Здесь художник изобразил сцену, когда после рокового выстрела Пушкин кричит секундантам, что в силах стрелять, и пытается взять пистолет в обессилившую правую руку. Кто знает, какими могли быть последствия роковой дуэли, если бы Пушкин остался левшой.

Адриан Волков. Последний выстрел А. С. Пушкина
Адриан Волков. Последний выстрел А. С. Пушкина

В советских школах левшей переучивали путем привязывания «неправильной» руки к туловищу, чтобы ребенок не поддался искушению. Причиной тому были установленные стандарты и чернильные ручки. Поскольку левши обычно ведут кисть вслед за текстом, чернила в этом случае неминуемо размазываются.

Свободу левшам дали только во второй половине ХХ века. Тогда же начались и активные исследования по изучению особенностей людей с активной левой рукой. Левшам приписывали выдающиеся способности, приводя в пример Леонардо да Винчи, Эйнштейна, Ньютона, Бетховена, Толстого... Одно из исследований показало, что левши опережают правшей в решении более сложных математических задач. При этом на решение простых арифметических задач это никак не влияет.

Считается, что у левшей лучше развито правое полушарие, которое отвечает за творчество и воображение. Вместе с тем ребята с активной левой рукой сложнее воспринимают последовательность и сухие цифры. Именно поэтому в обучении юных левшей эксперты рекомендуют использовать наглядные пособия и игровой формат.

И все же, человеческие способности не ограничиваются выбором активной руки или разделением на гуманитариев и технарей. По мнению идейного вдохновителя Маткласса Петра Вадимовича Хмелинского, существует только один сорт мозгов – высший, а задача педагогов – помочь каждому ребенку стать обоснованно уверенным в своих силах.

❤️ О принципах преподавания творческой математики в Матклассе