Когда в 1931 году Эдвард Фицджеральд скончался в Лондоне в возрасте 60 лет, некролог для Alpine Journal написал Сэр Мартин Конвей. Этот знаменитый, известный всем в Великобритании человек, знатный джентльмен, искусствовед, художник и альпинист-путешественник хорошо знал умершего. Познакомились они (Конвей был на 15 лет старше Фицджеральда) в гостинице в Вальтурнанше в 1893 году. Вместе им пришлось пару дней пережидать непогоду, прежде чем вновь уйти в горы. Разговорились, понравились друг другу. Эдвард произвёл на Конвея очень благоприятное впечатление. Во всём его виде был настоящий джентльмен. Аккуратно одетый, что не всегда и не всем удавалось в горах, выбритый, причесанный и наодеколоненный, непременно вежливый и сдержанный, внимательный к собеседнику. И в то же время чувствовалось большое самоуважение, честь и достоинство. К этому всему - обширный кругозор знаний и живой ум.
Эдвард родился и какое-то время воспитывался в США, мать его была американкой. Но по отцовской линии он был сыном известного британского адвоката, представителем старинного и очень влиятельного рода. Позже учился Фицджеральд в элитной школе в Англии и поступил в Кембриджский университет. Его специализацией была математика. Однако мотивация для учебы была недостаточной. А поводом для оставления университета было участие (то есть, неучастие) в престижной гребной гонке Кембридж – Оксфорд. Его на общем собрании не выбрали загребным восьмёрки. Эдвард не только ушёл из команды, но и покинул университет. После этого, в 1890 году, Фицджеральд поехал первый раз в горы и увлёкся альпинизмом. До встречи с Конвеем он уже совершил немало восхождений и считался опытным альпинистом. Можно добавить, что Эдвард к тому времени успел стать вдовцом. Он женился на представительнице знатного французского рода, которая вскоре тяжело заболела и умерла через год после свадьбы.
Главное впечатление от нового знакомого у Конвея было следующим. Этот молодой человек готовит себя к какой-то великой цели. Но еще не определился к какой. И у него огромный потенциал. На тот момент альпинистские цели были у Фицджеральда на первом плане. На 1894 год Конвей запланировал небывалое, невероятное приключение, которое именовалось и вошло в историю как The Alps from End to End. То есть, большое путешествие, которое должно было начаться в Прибрежных Альпах вблизи Средиземного моря и закончиться где-то в районе Вены («на последней снежной горе»). На всё лето. Фицджеральд попросился присоединиться к группе Конвея. И получил согласие, хотя до этого Конвей кое-кому из известных альпинистов отказал.
1 июня 1894 года две небольшие команды встретились в итальянском Турине. Группа Конвея состояла из гида Маттиаса Цурбриггена и двух азиатских солдат гуркхов. Все они были спутниками их сагиба вовремя эпохальной экспедиции того в Каракорум в 1892 году. С Фицджеральдом были гиды Жан-Батист Эймонод, Цезарь (Чезаре) Каррель и слуга австриец. Все гиды были гражданами Италии, но Конвей их всё время называет «швейцарскими гидами». Забавно. Это как-то еще можно отнести к Цурбриггену, родившемуся в Заас-Фе, но никак к двум другим – всю жизнь прожившим в Вальтурнанше. Первые две части проекта проходили в пограничных областях Италии и Франции. Тогда там был какой-то полувоенный режим, всё время требовались разрешения от военных и сопровождение. Добрались до Монблана, который прошли траверсом. Спустились в Шамони, где насладились комфортом гостиницы. Далее, 27 июля, Фицджеральд покинул экспедицию. В некрологе 75-летний Конвей написал, что его английский друг слишком скучал по цивилизации. И он (буквально) «улетел» в Париж и Лондон. Что мол, Фицджеральду в жизни всё давалось так легко, что он не привык напрягаться, и вообще был в экспедиции “for a few days”. А вот в своей книге Конвей пишет, что Фицджеральда вызвали телеграммой во Флоренцию по делам. И то, и другое? Но уже к 17 июля Эдвард возвращается и восходит с группой в Бернском Оберланде. Затем он покидает экспедицию 13 августа, за 12 дней до её окончания. И тоже по сообщению, теперь из Лондона, о срочных делах. Таким образом, Фицджеральд пробыл вместе с Конвеем примерно две трети их уникального похода, 55 из 85 дней. Никак не «несколько дней».
Одним из последствий Альпийского похода было знакомство с Маттиасом Цурбриггеном, который стал гидом Фицджеральда в его двух последующих глобальных проектах. Сначала была Новая Зеландия, куда его команда отправилась осенью того же 1894 года. В то время это была самая отдаленная и быстро развивающаяся колония Великобритании. А восхождения на высшую точку, на гору Кука (3764 м), так и не было. Несмотря на несколько попыток местных альпинистов и швейцарских гидов.
Самый простой маршрут там – это технически достаточно сложное восхождение, и очень длинное. Местные ребята были не из робкого десятка, им просто некоторое время не везло. Слух о том, что английская экспедиция со швейцарским гидом плывет к ним с целью взойти на пик Кука, заставил группу молодых людей отказаться от празднования Рождества. Рождественские каникулы они провели среди суровых ледников и 25 декабря утром, после тяжелой ночевки, достигли вершины. Тремя смельчаками были Том Файф, Джордж Грэм и Джон (Джек) Майкл Кларк. Они начали восхождение из долины Хукер и поднялись по маршруту, ныне известному как Северное ребро.
Разочарование Фицджеральда, который оказался в районе в первых числах января 1895 года, было очень большим. Однако нужно было что-то делать, то есть, находить другие «необработанные» объекты для восхождений. А их в Новой Зеландии было предостаточно. Путешествие получилось достаточно результативным, хотя из-за неустойчивой погоды не таким насыщенным, как могло быть. Причем одним из главных участников восхождений стал Джек Кларк.
24 января - Mount Sealy (2639m) - Фицджеральд, Цурбригген, Барроу и Кларк;
5 февраля - Mount Tasman (3500m) и Silberhorn (3309m) - Фицджеральд, Цурбригген и Кларк;
8 февраля - Mount Haidinger (3068m) - Фицджеральд, Цурбригген и Кларк;
14 февраля - Mount Sefton (3159m) Фицджеральд - Цурбригген. Самое сложное и опасное восхождение, во время которого связка едва не погибла в результате срыва.
После этого Фицджеральд и Цурбригген открыли перевал в Главном Разделительном хребте (Main Divide). Сейчас это FitzGerald's Pass – перевал Фицджеральда, через который сейчас идёт популярный маршрут довольно сложного треккинга.
14 марта Цурбригген в одиночку достиг вершины Пика Кука по новому, отличному от новозеландского маршруту. Большую часть пути швейцаро-итальянский гид прошёл вместе Джеком Адамсоном, который повернул вниз с высоты 3150 метров.
Слегка разочарованный итогами поездки в Новую Зеландию, Фицджеральд сразу же по возвращении начал готовиться к экспедиции в Южную Америку, для восхождения на высшую точку континента гору Аконкагуа. Хотя, конечно, не забыл о подробнейшем отчете о работе в Новой Зеландии. Именно о работе, так как будучи серьезным и скрупулёзным исследователем, Эдвард представил большую книгу, имеющую научную ценность. Уточнения карт, метеорологические, геологические данные, сведения о флоре и фауне давались не на любительском уровне.
Интересно, что на Аконкагуа вполне могла повториться история Пика Кука. Альпинисты из немецкой общины в Чили попытались опередить британца. Однако они опоздали и оказались на склонах горы, когда Цурбригген уже совершил своё восхождение. А потом их согнала вниз непогода, и мотивации продолжать борьбу не было. Обо всей эпопее первого восхождения на Аконкагуа (экспедиция 1896\97 годов) мы расскажем отдельно. Скажем здесь только, что было совершено первое и второе восхождение на Аконкагуа, первовосхождение на заметную вершину Тупунгато. Во всех этих штурмах вершин Фицджеральд был очень близок к их достижению, но без успеха. Зато можно признать успешной работу по топографической съемке и описанию долины Орконес и близлежащих районов. Как и после Новой Зеландии, после Аргентины был выпущен объемный том, полный различной информации и дневниковой хроники экспедиции.
Экспедиция 1896\97 годов принесла нашему герою успех командный и относительную неудачу лично. Конвей утверждает, что после Аконкагуа интерес Фицджеральда к альпинизму угас. Известно, что он заболел в конце экспедиции сыпным тифом и долго отходил от болезни. Много времени заняла и работа над книгой, которая стала настоящим научным трудом, не уступающим работам Фрешфильда или Уимпера. Ну в дальнейшем известно, что Фицджеральд всё же постоянно ездил в Альпы и ходил на восхождения до конца лета 1903 года.
В самом конце века Фицджеральд уходит на военную службу. Он принимает активное участие в Англо-бурской войне 1900-1901 годов. Неплохо продвигается по службе, получая очередные звания. Однако большого интереса к карьере не проявлял.
В 1903 году жизнь Фицджеральда резко поменялась. Есть сведения, что он прекратил ходить в горы, после какого-то инцидента на Маттерхорне. Но важнее другое. В этом году он женился. Его брак был большим скандалом. Точнее не брак, а предшествовавший ему развод его будущей жены. Причиной расставания Мени Мюриэль Доуи и Генри Нормана стала «измена супруги с другом семьи, альпинистом Эдвардом Фицджеральдом». Норман был весьма знатного происхождения, писатель и путешественник (впоследствии, известный политик, получивший титул барона). Так что его развод стал важной темой для британской прессы. Тем более, что и его супруга была также известной медийной персоной.
Ménie Muriel Dowie (1867 - 1945), Мэни Мюриэль Доуи имела славу «новой женщины». «... Я с нетерпением жду того дня, когда ни вой изумления, ни рев восторга не поднимутся всякий раз, когда женщина проявит храбрость, ум или дальновидность, которые ожидаются от мужчин». В возрасте 23-х лет девушка совершила большое одиночное путешествие по Карпатам. Мало того, она написала об этом очень откровенную книгу. Кроме путевых заметок, это было философское и социальное произведение, касающееся свободы женщины в обществе, в том числе сексуальной. Книга была очень популярной и перенесла несколько изданий. После этого Доуи написала еще пару-тройку книг, в которых «освобождение» женщин было одной из главных тем. Одним словом, эта дама нашла своё место в истории эмансипации. У Мэни и Нормана в 1897 году родился сын. И вот измена и развод. Измена, как писали, «с известным альпинистом». Да и сам факт произошел во время пребывания в горах Швейцарии.
После развода состоялось венчание Мэни Доуи и Эдварда Фицджеральда, это был август 1903 года. Молодые удалились в имение в Англии. Удивительно, но главным интересом обоих супругой стало фермерское хозяйство, скотоводство и земледелие. Хотя они продолжали путешествовать, но уже без энтузиазма и без экстрима. В годы Первой мировой войны Фицджеральд служит в Военной коллегии. У него большой чин, но рутинная работа, вероятно, всё же полезная для фронта. По окончании «всемирной бойни» Эдвард удаляется в поместье и возвращается к агрономической деятельности. Он поддерживает все начинания супруги. Детей у них нет, только хозяйство. В 1928 году супруги неожиданно для всех разводятся. Последние годы Фицджеральд проводит в Лондоне, ведя уединенный образ жизни. Умер в собственном доме, вероятно от сердечного приступа. Известно, что последние годы он страдал от астмы. Его вдова Мэни с началом Второй мировой перебирается в США, где проводит остаток своих дней.