Жетон военнослужащего с личным номером списочного состава — это идентификатор военнослужащего, позволяющий прояснить его судьбу.
История жетонов в России началась с русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда русским воинам стали выдавать металлические пластины из металла со шнурком для ношения на шее. На них были выбиты номера полка, батальона, роты и личный номер служивого.
В январе 1917 года, перед самым "добровольным" отречением от престола государь Николай II подписал Указ о выдаче "особого шейного знака для опознания убитых или раненых". В этой небольшой металлической ладанке с ушком (для шнурка) должен был храниться бумажный листок с данными о воинском подразделении, имени владельца, его наградах, вероисповедании и домашний адрес.
Нововведение полезное, но запоздалое, часть таких шейных знаков поступили в войска Русской императорской армии, а затем случилась Февральская революция и командованию стало не до шейных знаков — удержать бы войска на позициях, которые рвались домой, наслушавшись сплетней о разделе барской земли.
В 1924 году наркомат обороны СССР озадачился идентификацией личного состава Красной армии и воскресил из небытия шейные знаки (на военных складах имелись сотни ящиков с медальонами, произведенными еще в дореволюционное время). Солдатский медальон был введен в армии и на флоте приказом Реввоенсовета № 856 от 14.08.1925 года.
Но финская кампания, то есть специальная военная операция, которая имела официальное название "пограничный конфликт", показала недолговечность записей в этих медальонах (вода проникала внутрь).
В марта 1941 года было принято заменить медальоны на более надежные. А там и война началась.
В годы Великой Отечественной войны бойцам и командирам РККА выдавались карболитовые пенальчики-капсулы, в которые должны были вкладываться заполненный бланк или записка с Ф.И.О и адресом. Но время так же показало непрактичность этих пеналов: несмотря на завинчивающуюся крышку вода таки попадала внутрь и "съедала" рукописные карандашные и чернильные записи.
В ноябре 1942 года вышел Приказ НКО № 376 "О снятии медальонов со снабжения Красной Армии". Выдачу пеналов упразднили, считалось, что теперь идентифицировать военнослужащего будет красноармейская книжка и удостоверение личности (для командиров).
Но эти книжки на поле боя собирались не только командами РККА, но и немцами, поэтому часто личность военнослужащего, павшего в боях с немецко-фашистскими оккупантами установить не удавалось. Для вермахта он не имел никакой полезной информации, ведь в записке не было номера части бойца. "Повезло" лишь тем бойцам и командирам, кто до ноября 1942 года получил медальон старого образца.
В Советской армии дюралевые (позже заменены на стальные) жетоны с личным номером стали выдаваться в шестидесятые годы офицерам, выпускникам военных училищ. На основании Приказа МО СССР № 125 от 3 июля 1957 года. В Приложении к Приказу утверждалось, что "жетоны носятся (закрепляются) в часовом кармане брюк внутри которого для этого изготовляется специальное отделение".
Однако, отношение к армейскому идентификатору зачастую было безалаберным. Крепкую цепочку было не найти, шнурки обычно не носили на шее. Носился он либо на связке ключей, а некоторые офицеры и вовсе крепили его на китель с тыльной стороны, прикручивая к ромбику "поплавку".
Эти жетоны входили в список предъявления проверяющим на строевых смотрах, наряду с расческой, нитками-иголкой и прочими принадлежностями из карманов, командирского планшета и "тревожного чемоданчика".
Солдатам и сержантам ВС СССР жетоны в мирное время не выдавались.
В афганскую кампанию (специальная военная операция по оказанию интернациональной помощи афганскому народу) жетоны с личным номером также имелись лишь у офицеров. Прапорщикам и солдатам приходилось вносить личные данные на небольшой листок бумаги и хранить его в гильзе в гильзе от патрона в кармане брюк.
В качестве эксперимента в некоторых частях ОКСВА личному составу срочной и сверхсрочной службой ПВ и СА выдавались жетоны, похожие на номерки в театральных гардеробных, но дальше эксперимента дело не пошло.