Найти в Дзене
Хроники св. Женевьевы

Преступления на ул. Монмартр

Ул. Монмартр - это большая старинная улица, начинается она прямо за церковью Сент-Эсташ и ведет наверх к холму.

В июле 1889 г. в полицию поступило заявление о пропаже судебного пристава Огюста Гуффе, уважаемого и известного человека, вдовца за 40, отца двоих дочерей. Спустя несколько недель недалеко от Лиона сначала нашли труп, а в другом месте - сундук, почтовая наклейка на котором сообщала, что он доставлен из Парижа.

Удивительным образом парижская полиция того времени соединила эти факты и пришла к выводу, что это Гуффе, хотя опознать его было невозможно и помогла в этом только судебно-медицинская экспертиза, которая идентифицировала тело по старым травмам, подтвержденным врачом покойного. Дальше начали всплывать подробности, свидетели, которые видели Гуффе с некой Габриэль Бомпар, проституткой. (тут все сразу замечают, что почтенный вдовец ни в чем себе не отказывал, но уважения от этого к нему не убавлялось). В итоге арестовали и Бомпар, которая заманила к себе Гуффе и ее любовника Мишеля Эйро, который его и задушил. Само убийство произошло не здесь, Габриэль завлекла несчастного сластолюбца к себе на ул. Tronson-du-Coudray

Мотив - деньги, хотя сейф в конторе на ул. Монмартр, 148, где хранились 14 тыс. франков, им не удалось вскрыть. Дело было громким, газеты всячески его освещали, были и такие заголовки как "Кровавый сундук из Миллери" (это место, где сундук был найден). Единственное, чего я не поняла, это каким образом тело из сундука выпало и оказалось от него на довольно приличном расстоянии. (вот на картинке показаны варианты, но почему не выбросить все вместе-нипанятна). Но в любом случае, это дело считается важным этапом для криминалистики и судебной медицины. Еще и связывались с Лондоном, где был куплен сундук и где продавец опознал преступников, а Эйро вообще выдали из Америки, куда он успел сбежать. Эйро казнили, Бомпар получила 20 лет.

Гравюра Эрнеста Клер-Гайо, иллюстрированное приложение к Петит Паризьен.
Гравюра Эрнеста Клер-Гайо, иллюстрированное приложение к Петит Паризьен.

Еще одно преступление, другого рода случилось лет на сто раньше. В 1796 на ул. Монмартр, 205 проживал с женой и детьми тоже уважаемый и законопослушный Жозеф Лезюрк, до сих пор предположительно - жертва огромной судебной ошибки (второй после жанны д'Арк, тут табличка *сарказм*). Дело в том, что 27 апреля опять же в Лион из Парижа шла почтовая карета, которая кроме почты перевозила в этот раз 7 миллионов франков государственных денег ассигнациями. На карету напали, убили 2 кучеров, все деньги были украдены. Было очень громкое дело "Лионского курьера".

-3

Дальше по свидетельским показаниям и найденным уликам на маршруте следования кареты выяснили, что подозрительные всадники, останавливались на постоялых дворах и направились в Париж! (довольно опрометчиво, как по мне). В итоге, несколько подозреваемых были арестованы, Лезюрк в их числе. Не буду приводить все подробности, но в числе остальных участников, чья вина была доказана, Лезюрка осудили на казнь только по словам одной свидетельницы, которая его якобы узнала, хотя один из осужденных даже на эшафоте заявлял, что Лезюрк не виновен, что его спутали с настоящим преступником и участником ограбления кареты Андре Дебоском.

Desnoyers Auguste-Gaspard-Louis. Прощание Лезюрка с семьей. © Bibliothèque nationale de France
Desnoyers Auguste-Gaspard-Louis. Прощание Лезюрка с семьей. © Bibliothèque nationale de France

А Лезюрк представлял свидетельства в свою пользу, что он был в Париже и никуда не выезжал, но какие-то сомнительные. Его признали виновным в организации ограбления и его финансировании. Интересно, что Дебоска нашли потом, возобновили дело, признали виновным и казнили, но уже после смерти Лезюрка. Весь XIX век Жозефа Лезюрка считали жертвой слишком скорого правосудия, но его дело позволило внести изменения в уголовный кодекс, позволяющие посмертно реабилитировать невинно осужденных, но самого Лезюрка так и не реабилитировали (все-таки с ним не все было чисто, но прямых улик так и не нашли), даже после обращения самого В. Гюго.

Еще раньше, в 1720 г. здесь был убит Жак Вержье, президент торговой палаты и поэт, автор сказок, сонетов, басен и мадригалов, иногда очень непристойных, чьи сюжеты прослеживались в подобной "подпольной" литературе и в России. Вержье убила банда знаменитого Картуша, но мотив неизвестен, возможно его с кем-то перепутали, но убит он был пистолетным выстрелом в шею и тремя ножевыми ударами.

Обложка книги с портретом автора Жака Вержье
Обложка книги с портретом автора Жака Вержье

И еще одно громкое убийство, произошедшее непосредственно на этой улице, ну углу с улицей Полумесяца (по фр. rue du Croissant). В кафе с таким же названием 31 июля 1914 г. был убит Жан Жорес.

Жан Жорес. Фото Надара.
Жан Жорес. Фото Надара.

Его имя наверняка известно выходцам из СССР, он был фактически основателем коммунистической партии Франции и коммунистической газеты "L'Humanité", которую еще в 80-х читали на уроках французского языка в качестве тренировки. Газета, кстати, еле-еле, но жива еще. Ее редакция находилась на этой улице. Вообще, Жорес был социалистом, получил философское образование в одном из лучших учебных заведений Парижа, выступал против колониальной политики Франции и против войны, которая уже началась, на следующий день после его убийства объявили мобилизацию. Его и называют во Франции первой жертвой той войны.

Убийство Жореса (скорая и толпа перед Café du Croisssant) © Bibliothèque nationale de France
Убийство Жореса (скорая и толпа перед Café du Croisssant) © Bibliothèque nationale de France

А убил его французский националист Рауль Виллен, считавший, как и его партия, Жореса врагом Франции. Виллена, судили, приговорили к пожизненному заключению, но потом в 1919 г. освободили, посчитав его действия вкладом в победу Франции, да. Позднее его все равно расстреляли за шпионаж. А Л. Троцкий написал про Жореса довольно восторженную статью, превознося его душевные и физические качества, как то зычный голос и мощную стать и описывал кафе:

Я посетил летом 1915 г. знаменитое отныне кафе Кроассан, в двух шагах от редакции "L'Humanite", - одно из чисто-парижских кафе: грязный пол в опилках, кожаные диваны, потертые стулья, мраморные столики, низкий потолок, свои специальные вина и блюда, - словом, то, что есть только в Париже. Мне указали диванчик у окна: на этом месте был убит револьверным выстрелом самый гениальный сын современной Франции.

Буквально в соседнем от кафе доме располагалась редакция газеты "Аврора", в которой 13 января 1898 г. вышла статья Эмиля Золя "Я обвиняю" («J’Accuse…!»), в которой он обвиняет правительство в антисемитизме и в полной незаконности и безосновательности заключения под стражу капитана Дрейфуса, обвиненного в шпионаже в пользу Германии. Дело Дрейфуса было настолько громким, что могло привести к очередной революции во Франции, общество разделилось на "дрейфусаров" и "антидрейфусаров", которые в свою очередь делились еще на умеренных, радикальных и еще бог знает каких. Дело Дрейфуса отдельной статьи стоит, может быть, решусь. Жорес, кстати, тоже был за Дрейфуса, конечно.

Wikimedia Commons/Photo: Tangopaso (CC BY-SA 3.0)
Wikimedia Commons/Photo: Tangopaso (CC BY-SA 3.0)

Вообще, эта часть улицы Монмартр и улица Полумесяца к XIX в. стала называться в Париже "республикой Полумесяца", здесь сосредоточились все возможные редакции и типографии того времени, а газет и журналов в Париже было очень много.

Destez Paul. La rue du Croissant le 28 janvier 1889, ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Destez Paul. La rue du Croissant le 28 janvier 1889, ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

А еще эта часть второго округа называется кварталом Сентье, а еще "египетским Парижем", а еще Двором чудес. Постараюсь в следующий раз рассказать.

Подписывайтесь на мой канал о Париже на яндекс-дзен и на Телеграм, там дополнительные истории.

#преступления в париже #история парижа #2 округ