Найти тему
Морская коллекция

Броненосные крейсера. Бой без правил. «Цзинъюань»

Оглавление

Можно сжечь все мосты за спиною и выстроить заново.
Или даже вернуться с победой домой... жаль, что только во сне.
Можно просто надежду хранить, что всё станет по-старому,
Если выдать себя за другого, так чтобы поверили все.
....
Последний выстрел – наугад, ведь бой без правил – тоже бой.
Они не верили, что ты все время был самим собой,
Одним из многих – может быть. Но никогда одним из них –
Спроси себя, когда ты стал своим среди чужих?
Чароит, Яна Григорьева

Огромный могучий Китай, центр цивилизации для всей Восточной Азии, медленно угасал на глазах современников в течение всего 19-го века. Его богатые земли облепили фактории, базы и сеттльменты иностранцев, прав у которых было гораздо больше чем у обычного ханьца. Из страны вывозилось серебро, фарфор, шелк, чай и трудолюбивые неприхотливые китайцы-кули, ввозился опиум. Страну раздирали на части восстания и войны, бюрократия была намертво повязана коррупцией, правители звезд с неба не хватали...

На этом фоне Япония после реставрации Мэйдзи добилась гораздо больших успехов, чем политика самоусиления Цинской империи. Обе страны создавали мощный флот, причем Китай начал раньше.

Никоим образом нельзя говорить, что Бэйянский флот был бесполезным и бездарным сооружением. Он, как минимум, выполнил политическую часть своего предназначения, решив некоторые дипломатические проблемы и дав стране 10 летнюю передышку от внешних нашествий.

Победа японского флота была тоже не так очевидна. Большинство аналитиков отдавали победу Китаю.

По свидетельству командира крейсера "Адмирал Нахимов" после предвоенных маневров Бэйянской эскадры, корабли содержались хорошо, их команды действовали четко и быстро. Кстати, капитан I ранга В.М. Лавров безоговорочно называл «Цзинъюань» и «Лайюань» броненосными крейсерами. Японцы превосходили по боевой подготовке, но в мужестве ни адмиралу Дин Жучану, ни экипажам его кораблей не откажешь.

По поводу кораблей ситуация тоже неоднозначная. Да, у китайцев в строю присутствовали и устаревшие и неудачные корабли, но японский флот обладал такими сокровищами как три (!!!!) бесполезных "Мацусимы" и десятком раритетов типа корветов 70-х годов, эксклюзивного броненосца "Фусо" и еще более интересного броненосного крейсера "Чийода".

Преимуществом японцев был уровень нового поколения, от подготовки командиров и личного состава до передовых на тот момент "эльсвиков" в ударной группировке флота и скорострелок везде, где это возможно. Кроме того, японский флот получился крейсерским, в основном по бедности, способным навязать ход боя китайскому флоту береговой обороны.

Новые мини-броненосные крейсера «Цзинъюань» и «Лайюань» прибыли в Китай в 1888 году и вошли в Бэйянский флот адмирала Дин Жучана.

Китайцы, разумеется, сразу продемонстрировали обретенную морскую силу соседям. Летом 1889 года броненосные крейсера вместе с учебными крейсерами «Вэйюань» и «Канцзи» посетили с визитом Владивосток. С 16 по 26 июля китайские корабли были очень тепло приняты с полным соблюдением международных церемоний и правил этикета, салюты, почетный караул, оркестр, светские приемы и визиты. Со стороны китайцев, в отличие от предыдущего, визит тоже носил подчеркнуто дружественный характер.

При этом спешно отстраивалась крепость Владивосток, а аварию крейсера "Адмирал Нахимов", налетевшего на скалу, от дорогих гостей скрыли. Для Сибирской флотилии активно строились канонерские лодки.

Походы китайских броненосных кораблей в порты России, Японии, Кореи и т.д., носили регулярный характер. «Цзинъюань» и «Лайюань» принимали активное участие в них. В декабре 1889 года крейсера прошли по южному маршруту, до мая 1890 года они посетили Гонконг, Манилу, Сайгон и Сингапур. В 1891 году крейсера побывали в Нагасаки, а затем участвовали в больших учениях цинского флота.

По состоянию на 1889 г. содержание каждого из броненосных крейсеров обходилось в 550 серебряных лян в месяц. Жалованье командиров кораблей составляло 1296 лян в год, еще 1944 ляна выплачивалось за участие в кампаниях. Размер жалованья остальных офицеров, в зависимости от чина, колебался от 96 до 1056 лян в год. Нижние чины получали от 3 до 24 лян в месяц (самыми высокооплачиваемыми были старшины минно-торпедной части).

Последний из походов, в начале 1894 года, когда «Цзинъюань» и «Лайюань» сопровождали броненосцы «Динъюань» и «Чжэньюань» во время визита в Сингапур, был прекращен на полпути, эскадра побывала в Пенанге, Малакке и Сингапуре, но затем корабли срочно отозвали в Вэйхайвэй из-за угрозы войны с Японией.

В начале мая 1894 года все крупные корабли Бэйянского флота участвовали в последних предвоенных маневрах, проводившихся в заливе Талиенван (Даляньвань) на Ляодунском полуострове. Флот продемонстрировал неплохую сплаванность и хорошую выучку. Правда создатель крейсеров Р. Хаак, оправдывая их потерю, отмечал, что износ котлов привел к сильному ухудшению скоростных качеств.

Таранный броненосный крейсер Бэйянского флота Лайюань
Таранный броненосный крейсер Бэйянского флота Лайюань
-3
-4
-5

Война началась внезапным нападением Летучего отряда адмирала Цубоя на два китайских крейсера в заливе Асан. Японцы потопили один из крейсеров и транспорт с китайскими войсками.

-6
-7
-8

17 сентября 1894 года в устье реки Ялу встретились основные силы сторон. Обе эскадры сопровождали транспорты с войсками в Корею. Адмирал Дин Жучан, корабли которого в основном имели сильный погонный огонь, выстроил свой флот в линию, японцы же шли кильватерным строем с четырьмя крейсерами Летучего отряда адмирала Цубоя Козо ( «Иосино», «Такатихо», «Нанива», а также «Акицусима») в голове колонны.

-9
-10

Бой начался в 12-50.

 «Цзинъюань» вместе с бронепалубным "Чжиюань" шел на левом крыле, а «Лайюань» с бронепалубным крейсером "Цзиюань" на правом.

Летучий отряд занялся правым флангом, а китайским броненосцам достались в спарринг-партнеры устаревшие броненосный корвет "Хиэй" и штабной корабль "Сайкё-мару", которых обстреляли флагманский броненосец "Динъюань" и броненосный крейсер "Цзинъюань".

По подсчетам китайского историка Чэнь Юэ за 5 минут боя "Хиэй" выпустил по «Цзинъюаню» 1500 снарядов из трех скорострельных орудий, на что «Цзинъюань» ответил двумя торпедами (с кормы и борта). По данным Чэнь Юэ это "первая торпедная атака в истории китайского флота". Правда китайцы не попали, ибо "невозможно точно навести трубы. Минимум один снаряд «Цзинъюаня» все-таки достал "Хиэя", попадание в районе миделя привело к пожару на корвете в 13-55.

-11
-12
-13

-14
-15

-16
-17

-18
-19

-20
-21

«Цзинъюань» около 16-00 попал под сосредоточенный огонь Летучего отряда. Дистанция составляла от 2300 метров ("Иосино") до 3100 метров ("Такачихо"). Тем не менее, по наблюдениям очевидцев, крейсер пытался таранить "Иосино", но попал под огонь всего Летучего отряда. В 16-48 «Цзинъюань» накренился на правый борт, в средней части корпуса и на корме бушевали пожары. Руль не действовал, и крейсер описывал циркуляцию.

В 16:48 китайский корабль накренился на левый борт и запылал. Показалась подводная часть; руль был бесполезен; корабль рыскал из стороны в сторону в дыму, среди грохота сражения. Целый град снарядов поразил его; корма погрузилась, и со страшным взрывом он пошел ко дну… Было видно густое облако дыма, и взрыв произошел как раз перед моментом исчезновения корабля, который, подобно «Виктории», опрокинулся вверх дном. Из 270 человек его экипажа спаслось всего семеро.
"Китайские артиллеристы стреляли из пушек до самого конца, когда "Цзинъюань" медленно погрузился, кормой вперед, нос же судна еще минуты полторы выставлялся из воды, пока наконец не погрузился разом и он"(флаг-офицер адмирала Ито).

Вместе с крейсером погибли его командир Линь Юншэн и более 230 членов экипажа. Никто не выжил, но по другим данным, были подобраны 7 моряков. Китайцы посчитали взрыв котлов попаданием торпеды, но японцы говорят о потоплении крейсера именно артиллерией, считая "единственной победой крейсера над броненосцем".

Последние минуты крейсера "Цзинъюань" в бою при Ялу (японский рисунок)
Последние минуты крейсера "Цзинъюань" в бою при Ялу (японский рисунок)

«Лайюань» в начале битвы тоже выбрал для себя противника по силам, канонерскую лодку «Акаги» (620 тонн, четыре 120-миллиметровых орудия). Китайский крейсер был в четыре раза больше и его огонь с 800 -300 метров нанес канонерке значительные повреждения-восемь пробоин в бортах, снесен мостик, мачта и одно из орудий, был убит командир и 10 моряков. Кроме того огонь по канонерке вели крейсера "Чжиюань" и "Гуанцзя". Тихоходная канонерка пыталась уйти из-под обстрела, но неудачно, однако "Акаги" успешно огрызалась своими 120 мм скорострелками и на ней даже вновь подняли сбитый флаг. В 14-15 дистанция сократилась до 300 метров и в 14-20 броненосный крейсер получил прямое попадание. На «Лайюань» вспыхнул сильный пожар, который китайцы объясняют складированием боеприпасов на палубе.

Из-за паники небольшой очаг пожара, которому хватило бы ведра воды (Х. Вильсон) разросся, роскошный лакированный палубный настил горел жарко и долго. Цю Баожэну пришлось отстать от японской канонерки и затопить артпогреб, но пожар продолжался полтора часа, до конца сражения.

На «Lai-Yuen» пожар принял такие размеры, что броневая палуба раскалилась, и судно от гибели спас старший офицер, затопив крюйт-камеры и обгорев сам при тушении.

После потопления «Чжиюаня», пытавшегося пойти на таран, и понимания неуязвимости броненосцев, Летучий отряд сосредоточил огонь на китайских броненосных крейсерах «Лайюань» и «Цзинъюань».

-23
-24
-25
-26

-27
-28
попадание китайского снаряда в японский корабль,
попадание китайского снаряда в японский корабль,

«Лайюань»получил множество попаданий, продолжал гореть и японцы оставили его в покое, решив, что он обречен. Но он остался на плаву и своим ходом дошел до базы в Порт-Артуре (Лушунькоу).

К 17-00 картина боя поменялась: строй держали оба броненосца, «Лайюань» и "Пинъюань", борясь с пожарами, медленно уходили к Порт-Артуру. "Цзиюань" и "Гуанцзя" самовольно покинули сражение.

В 17-30 японцы прекратили стрельбу и ушли. К утру 18-го на базу вернулись остатки Бэйянского флота.

«Лайюань» имел собой самое страшное зрелище, весь корпус и надстройки"имели вид скорлупы"(Вильсон), корабль выгорел по ватерлинию. Оказалось, экипажу было жалко демонтировать тиковую лакированную палубу и приказ Дин Жучана удалить с кораблей все дерево выполнен не был. Машины и механизмы спасли броневая палуба и самоотверженность машинной команды. При осмотре в Порт-Артуре на корабле было обнаружено 225 попаданий, экипаж потерял 17 человек убитыми и 28 ранеными, многие получили ожоги. Но корабль все-таки уцелел.

 Полностью выгоревший крейсер Лайюань осматривается рабочими китайской верфи
Полностью выгоревший крейсер Лайюань осматривается рабочими китайской верфи

Ремонт «Лайюань» не удалось завершить полностью, японские войска начали штурм Лушунькоу (Порт-Артур) остатки Бэйянского флота ушли без боя в Вэйхайвэй. 5 февраля 1895 года два японских миноносца в ночной атаке напали на китайский флот в вэйхайвэйской бухте. Торпеда миноносца "Котака" поразила «Лайюань», корабль перевернулся и затонул вместе со 170 членами экипажа.

За 1,5 кабельтова китайцы заметили миноносцы и открыли огонь. Первым подошел к броненосному крейсеру Lai-Yen миноносец № 23 и выпустил в него две мины, причём одна попала в крейсер и взорвалась. Продольные переборки на Lai-Yen были задраены и через 10 минут он перевернулся, причём погибло около 170 человек. После миноносца № 23, выпустил две мины Ko-Taka, причём командир последнего миноносца предполагает, что одна, из мин попала в тот же Lai-Yen, а другая — зарылась в грунт, взорвалась и потопила небольшой транспорт, стоявший за крейсером Lai-Yen.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам