Найти тему

Что управляет Вселенной, если не Всевышний?

Продолжим наши философские расследования, опираясь на буддизм, в той теме, что я уже затронул в статьях о Карме. Что за Закон, который управляет всем, если это не бог? Когда я выразил мысль, что "мгновенной кармы" не существует, а кармические деяния влияют на "перерождение" только, я имел ввиду то понимание термина Карма, которое существует у большинства людей, только поверхностно прикоснувшихся к восточным учениям. "Сделал что-то плохое и сразу получил воздаяние" или наоборот - "хорошее дело сразу вознаграждается". Конечно, это не так. Но всё-таки... всем в мире управляют крамические законы. Что это за законы такие? Карма? И да, и нет.

из открытых источников в интернете
из открытых источников в интернете

У тайского признанного авторитета буддизма Прают Паюто, цитаты из которого я уже приводил в статье о божественном "промысле", есть ответ на эти вопросы. "Как могут функционировать законы без того, кто их создал?!" Контраргумент против этого утверждения я уже цитировал. Теперь омжно посмотреть глубже... мир (вселенная) движется и развивается по законамнезависимо от какого-либо Высшего вмешательства, поскольку опыт показывает, что она не может двигаться-развивать как-то по-другому. Буддизм выделяет (для лучшего осмысления) пять законов - ута-нияма (законы природы, относящиеся к физическим предметам), биджа-нияма (закон природы "читта-нияма (закон природы относящийся к умственному процесуу, познанию, объектам чувств), камма-нияма (закон природы относящийся к человеческому поведению, действию) и дхамма-нияма (закон природы относящийся взаимосвязям всего в мире, изменениям - это дукха, аната, анича про которые уже говорили). Дхамма или Дхарма, так или иначе, включает в себя четыре первых закона. И вы, скорее всего, заметили и ухватились за камма-нияма (та самая Карма), плохие поступки порождают плохие результаты, хорошие поступки порождают хорошие результаты. И это правильно. Главное для человека именно его поступки, мысли, намерения, которые отражаются на его жизни. Бытует простое объяснение закона кармы - "закон причины и следствия". И в этом кроется подвох, иллюзия, что мы посредство каммы можем как-то управлять окружающим миром (или кто-то Высший может это).

Поскольку камма - главное для человека...а ведь в самом деле, как говорил Шерлок Холмс "как это может повлиять на мои расследования знание, что Земля обращается вокруг Солнца или Солнце обращается вокруг Земли?". Для человека важны его поступки и результаты этих поступков, но даже хорошими умелыми поступками мы не сможем замедлить обращение планет, или течение рек, или смену сезоном и погоду. А ведь многими именно так понимается "мгновенная карма" - сделал что-то плохое и тебе кирпич на голову. Это может работать только в случае - обругал кого-то, то и он обругал тебя в ответ. А вот накопление таких поступкой, мыслей, намерений ведёт к плохой карме, которая выразиться в перерождении в будущем. Откуда же берётся эта иллюзия возможности управления миром?

Помимо того, что сам Будда сказал - "Мир управляется каммой", имея ввиду, что наши мысли, намерения, действия тем или иным образом связаны с другими каммами, взаимодействуют с ними. Для человека, действительно, его действия даже в физическом мире крайне важны. Но существует еще один закон, пусть он будет шестым, - социальные установки. Это традиции, моральные нормы и установки, законы и нормативные акты. Они тоже связаны с камма-ниямой, но не являются тождественны ей, поскольку они не связаны никак в "природой", они лишь плод наших действий-взаимодействий внутри социума. Карма - природный закон, в следствии которого человек получает плоды своих действий в соответствии с естественными процессами, а соц.предпочтения - закон, в следствии которого человек получает отвтественность по законам самим же созданным.

Немного пояснений по поводу "намерений". Сам термин камма означает "работу или действие", но в буддизме это "намеренное действие", "действие совершаемое волевым решением". И тут тоже надо пояснить, что если "человек не хотел этого делать", то это всё равно намерение и камма, так любой мысленный импульс, даже отметённый, уже является каммой. Вот именно поэтому буддизм и призывает неустанно работать над собой, практиковать метта, взращивать в себе те элементарные моральные нормы, что в самом начале. Только таким образом можно до минимума снизить "неблагие деяния", а может и полностью исключить их. Выковывать характер, свои физические качества (не физкультурные, а общие), правильную реакцию на внешние воздействия... Камма - это личная ответственность человека.

Стоит отметить, что в нынешнее время практически всегда карма объясняется с этой позиции, и с позиции прошлых жизней" (ц). Если смотреть шире, то с позиции соцальности, камма - работа, труд, профессия, отношение к образу жизни и общественным делам, предпринимаемым исходя из намерний человека.

О благих и неблагих деяних поговорим как-нибудь ещё раз. А пока, мы получили ответ на вопрос, что управляет миром - Законы природы - ниямы, в которых камма-нияма имеет важное, решающее для человека, значение.

Наука
7 млн интересуются