Священные тексты разных народов мира говорят о жизни после смерти, о загробном путешествии души и ее взаимоотношениях с Верховным Творцом. Существуют различные планы мироздания - уровни понимания своего "Я".
Мы, обусловленные живые существа, думаем, что являемся этим телом. В погоне за чувственными наслаждениями мы забываем о своей изначальной природе.
Что такое душа? С точки зрения Вед душа является трансцендентной. Она не связана с этим физическим телом. Поэтому в Индии после смерти тело предают огню, а душа продолжает свое путешествие по сансаре (материальной вселенной): рождается и умирает до тех пор, пока не обретает освобождение.
Древние египтяне, напротив, стремились сохранить свое тело как можно дольше, так как считали, что им необходимо время, чтобы сформировалось их духовное тело. Физическая оболочка называется Хат. Она подвергалась мумификации, тогда как душа отправлялась в путешествие в загробный мир, где ее ждали различные испытания.
Следующий слой души с точки зрения древних египтян называется Ка. Это двойник, жизненная энергия человека (материальная прана). То, что отличает его от мертвого. Ка живет в изваяниях. Оно нуждается в пище, поэтому в гробницах строились специальные алтари для подношений.
Личность человека, его чувства и эмоции называются Ба. Этот слой души связан с нашими психическими функциями. С точки зрения Вед, душа покрыта двумя телами: одно из них грубое (физическая оболочка, Хат), а другое тонкое (психологические). Тонкое тело состоит из 4 элементов: читта (чистое сознание), аханкара (ложное эго), манас (эгоистичный ум) и буддхи (интеллект).
Душа Ба связана с физическим телом, с деятельностью человека в материальном мире, с его привычками. Теневой аспект личности называется Шуит. Это альтер-эго человека, его темная сторона.
С точки зрения Вед наша личность в этом мире не имеет никакого отношения к нашему истинному "Я" (душе). Она является сгустком приобретенного здесь опыта. До тех пор, пока человек не осознает свое "Я", он будет вынужден скитаться по материальным Вселенным.
Иб - это душа-сердце. Именно от чистоты сердца зависела загробная жизнь древнего египтянина. На суде Осириса оно помещалось на весы Маат (Богини Истины). Сердце не должно было перевесить перо Маат, в противном случае его сжирало чудовище с телом гиппопотама, львиной гривой и пастью крокодила. Для египтянина это означало истинную смерть. То есть новое рождение в бренном мире, бесконечное скитание по сансаре.
В ведической культуре также есть такое понимание, как чистота сердца. Воплощение Верховного Господа, Шри Чайтанья Махапрабху, сказал, "чето-дарпана-марджанам": Святое Имя очищает зеркало сердца. Только в чистом сознании возможно увидеть отражение Истинной Реальности. До тех пор, пока у нас есть ложное эго, эгоистичный ум и разум, который мы используем только для того, чтобы удовлетворять наши желания, мы не сможем понять Истину. Наша читта (сознание) постоянно будет колебаться. Для того, чтобы обрести духовные реализации, необходимо очистить Иб, наше сердце.
Древние Египтяне при мумификации помещали на свое сердце амулет в виде скарабея и папирус с заклинаниями, чтобы оно его не свидетельствовало против них на суде. С точки зрения Вед в нашу эпоху самый эффективный метод очищения сердца - это воспевание Имен Бога. Поскольку Имена Бога являются чистой трансцендентной вибрацией, которая способна даровать все реализации. В древности существовали и другие методы, такие как медитация, совершение аскез и ритуальное поклонение. Но в нашу эпоху предписано повторение Святых Имен.
В Древнем Египте имя также имело очень важное значение. Это оболочка души, которая называется Рен. Считалось, что человек жив до тех пор, пока его имя помнят. Многие духовные учения признают, что весь материальный мир - это вибрация. Как говорит Библия, "Сначала было слово". В соответствии с мемфисской космогонией Бог Птах, творец мироздания, создал этот мир посредством слова. В Ведах слог "ОМ" (ॐ) - это изначальная вибрация, которая в своей наивысшей форме звучит как "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе". Ом - это и есть Бог. Кришна и Хара - это Бог и Богиня. Имя и Господь неотличны друг от друга.
Ах - это чистый дух. Тот, кто живет в Полях Иалу (древнеегипетском загробном мире) и вкушает его радости. Вечный, сияющий, чистый и непорочный. Это и есть "Я", Атман (истинная душа) в ведической концепции.
В соответствии с Древнеегипетской Книгой Мертвых человек после смерти, пройдя все испытания, попадает на суд Осириса, где его сердце взвешивают на весах Маат (Богини Истины). Если сердце окажется не тяжелее, чем перо, то душа обретет вечную жизнь в Полях Тростника (Иалу), где она будет жить такой же жизнью, как и прежде, только лучше. Самые удачливые могут обрести возможность путешествовать с Богом Ра в Его ладье. Душа не теряет свою форму, она обретает духовное тело, Сах. В этом теле она служит Богам. Но непосредственно, а с помощью ушебти - фигурок-двойников, которые выполняют все работы в загробном мире.
Сехем - это жизненная сила вечной души, ее магические способности, сиддхи. Это духовная энергия, которая в ведической концепции называется сварупа-шакти (энергия Господа). Как только эта энергия захватывает сознание человека, он попадает под влияние трансцендентной вибрации, его чувства одухотворяются, а материальная читта (сознание) разрушается. Личность, достигшая высшей стадии реализации после смерти отправляется в вечный духовный мир. В тот план бытия Господа, к которому он стремился при жизни.
Что испытывает живое существо, находясь в древнеегипетском загробном мире - это большая загадка, поскольку не осталось истиной цепи ученической преемственности, несущей это знание из поколения в поколение. Тогда как ведическое знание сохранилось и по сей день. С точки зрения Вед Рай не вечен. Он не является духовным миром. Душа какое-то время пребывает там, а затем снова воплощается в материальном мире. Но есть реальность более высокого порядка - Брахман, вечное бытие. Многие личности, желающие достичь слияния с вечным, то есть стать освобожденными, совершают суровые аскезы, и в конечном счете обрекают себя на самоубийство. Пройдя суровые испытания, они растворяются в свете Бога.
Но истинная природа души - это служение Абсолюту. Душа вечна и трансцендентна. Она не имеет ничего общего с телом, и она существует всегда. Находясь в свете Брахмана, душа не может быть полностью удовлетворена. Она снова возвращается в материальный мир и начинает искать свое счастье. Так происходит до тех пор, пока душа не вступает в вечные взаимоотношения с Богом. По милости Святых личностей она обретает любовь к Абсолюту и становится частью Его мира, занимаясь своей естественной деятельностью - служением Богу. Такова высшая цель Вед.