Найти тему
ИнтерМедиа | InterMedia

Рецензия на фильм «Здоровый человек»: Раблезианский смех Петра Тодоровского

Оценка: 10 из 10

Премьера фильма «Здоровый человек» состоялась 1 сентября 2022 года в рамках 44-го Московского международного кинофестиваля. Режиссер: Петр Тодоровский. В ролях: Никита Ефремов, Ирина Старшенбаум, Олег Чугунов, Евгений Ткачук, Дарья Балабанова.

Егор – успешный человек. Он работает ведущим спортивных новостей, живет в благополучном районе Москвы, у него есть семья, да и денег на все хватает. Но однажды герой, подобно Будде Гаутаме, выходит из своего уютного мира, видит боль и страдания других и решает что-то в этом мире изменить.

Егор не идет штампами из типичных боевиков и, столкнувшись с убийством молодой девушки, не пытается найти и наказать виновного. Вместо этого он решает изменить что-то в жизнях других – пока еще живых – людей. Герой записывается волонтером в различные организации – от тех, что занимаются помощью детям с онкологическими заболеваниями, до поиска потерявшихся вместе с LizaAlert. Одни считают Егора героем и чуть ли не святым, другие – лицемером, большим ребенком, который так развлекается, пытаясь заполнить чем-то пустоту внутри и борясь с кризисом среднего возраста.

Тема здорового человека, которого в тяжелобольном мире все видят то лжецом, то идиотом, не нова ни для русской литературы, ни для русского кино. Однако Петр Тодоровский сумел внести в нее довольно свежий взгляд, выбрав необычный угол зрения. В первую очередь «Здоровый человек» – это кино веселое и смешное, хотя оно при этом ни разу не становится комедией. Герои здесь много шутят – живые и здоровые, больные и умирающие. Они попадают в странные и нелепые ситуации, их жизнь бывает трудна и ужасна – но они шутят так, что от этого становится по-настоящему смешно. Это тот бесстрашный тип смеха над травмой, болезнью и самой смертью, который позволяет преодолевать абсолютно все и жить дальше, сколько бы ни оставалось.

Великий французский сатирик Франсуа Рабле был одним из первых, кто начал шутить над церковью и религией так, что шутить над этими вещами в принципе стало допустимо. Русский философ Михаил Бахтин, анализируя Рабле, создал целую концепцию «смеховой культуры». Современное общество более-менее дошло до того, чтобы согласиться с позицией Бахтина, – об этом говорит то, что запретных для юмора тем уже почти не осталось – шутить можно и над болезнями, и над больными – лишь бы это было без злобы, оскорбления и унижения. В современных хосписах все чаще приходят к этой же идее – что рак нужно высмеивать. Собственно, что еще остается делать тем, кто и лечился, и молился, но все оказалось безрезультатно? Больные улыбаются в последний раз, сочиняют анекдоты, удивляя здоровых своей силой воли, – и в их смехе и улыбках нет страха – это смех по-настоящему живых людей.

В результате, хотя «Здоровый человек» и поднимает серьезные и довольно тяжелые темы, в нем нет типичного русского надрыва, когда режиссер с актерами начинают рвать у себя на груди рубашки, пытаясь доказать окружающим, что уж они-де понимают боль всех и каждого в мире (а заодно цитируя Достоевского – что-нибудь про слезинку ребенка). Фильм Тодоровского лишается этих типичных черт, но зато по итогам смотрится очень современно, хотя его трогательность при этом нисколько не пропадает, а желание сочувствовать больным у зрителей – не снижается.

Причем смеешься тут не только над раком – а почти над всем. Смеешься над Егором, поющим дочке песенку «Твой папа – лицемер» или в минуту отчаяния напивающимся до беспамятства. Смеешься над его израненным начальником, пострадавшим в попытке пойти по пути героя и тоже спасти человека.

Самое удивительное, что почти весь фильм снят в достаточно тесных локациях, в нем много крупных планов и клаустрофобных видов. Словно кадр не способен вместить всю широту души главного героя, который находит в себе силы помогать нуждающимся.

Для Никиты Ефремова этот фильм – почти что бенефис. Необыкновенная мимика Олега Чугунова оказалась именно тут удивительно уместной и проявляется во всей красе. Идея о том, что не всех можно спасти, конечно, печальна, зато жизненна. Главное – стараться изменить то, что реально изменить. В этом смысле «Здоровый человек» необычайно оздоравливает общество, не лишний раз напоминая о необходимости проявлять к окружающим сочувствие и эмпатию.

Павел Соломатин, InterMedia

    Рецензия на фильм «Здоровый человек»: Раблезианский смех Петра Тодоровского
Рецензия на фильм «Здоровый человек»: Раблезианский смех Петра Тодоровского