Вводные слова
Пришла очередь разобраться немного с запятыми. Сегодня мы поговорим о вводных словах. На письме их выделяют запятыми.
Каковы же признаки вводных слов:
А теперь внимание! Одно и то же слово может быть вводным, а может быть членом предложения (вводное слово не является членом предложения). К члену предложения мы можем поставить вопрос, а к вводному — нет. Сравните:
- Я, правда, не думал, что так получится.
- Свидетель на суде подтвердил, что все сказанное обвиняемым — правда.
В первом предложении к слову “правда” мы не сможем поставить вопрос. Во втором предложении вопрос “Что?” задается легко. Это первая подсказка.
Вторая подсказка: Вводное слово можно убрать из предложения без потери смысла суждения. Проверьте на вышеназванных предложениях. В первом случае обойдется без потерь. А во втором — предложение будет явно искажено.
Третья подсказка: Вводное слово легко перемещается по предложению. Например: Как правило, урок начинается с проверки домашнего задания.
Урок начинается, как правило, с проверки домашнего задания. Урок начинается с проверки домашнего задания, как правило.
Вводные слова могут быть любыми частями речи, словосочетаниями и выражать : ЦИТАТА:
- Степень уверенности, допущения, предположения (несомненно и др)
- Эмоции, чувства, оценку (к счастью и др);
- Обозначать источник информации (говорят, по-моему, и др);
- Очередность событий (во-первых и др);
- Привлечение внимания (если хочешь знать и др);
- Указание на обыденность события (как правило и др);
- Замечания о стиле и характере речи, способе изложения мыслей (грубо говоря).
Вводные слова на письме выделяются запятыми. В середине предложения вводное слово выделяется запятыми с двух сторон. Опять же, если возникли сомнения по поводу запятой, подвигайте конструкцию по предложению.
Важный момент:
Например: К счастью, снова выглянуло солнце и мы могли продолжить путь.
Сегодня предлагаю выполнить коротенький тест.
Вопрос 1. Выберите из списка предложение с вводным словом:
а. Сегодня я видела ключи в квартире, следовательно, я их не оставила в магазине.
б. Я понял, что собака на цепи и спокойно пошел дальше.
в. Зима будет холодной, стало быть нужно подумать о валенках.
г. Это с ним часто бывало.
Вопрос 2. Найдите предложение с верной пунктуацией:
а. Мы весь вечер ждали звонка, а он видите ли, забыл позвонить.
б. По мнению ученых нужно заниматься ходьбой.
в. Максим, пожалуйста, подайте мне вон ту книгу.
г. Это будет несомненно прекрасно!
Вопрос 3. Найдите предложение с неверной пунктуацией:
а. Это было, во-первых, крайне рискованно.
б. Корзинка, к моему стыду, распалась на глазах у тети.
в. Не дай бог, попадется мне пятый билет.
г. Неровен час, начнутся холода раньше времени, и мы не успеем убрать урожай.
Галина Зверева
Архангельская область
#русскийязык #правила #правиларусскогоязыка #пунктуация #вводныеслова #запятые #написаниетекстов #правильноговоримипишем
Предыдущие статьи Галины Зверевой:
Великий и могучий. «Заковыки» русского языка. Разберемся вместе. Одеть или надеть
Великий и могучий. «Заковыки» русского языка. Разберемся вместе. Недо или не до