Найти в Дзене
Мы из 20 века

Великий и могучий. «Заковыки» русского языка. Разберемся вместе

Вводные слова

Пришла очередь разобраться немного с запятыми. Сегодня мы поговорим о вводных словах. На письме их выделяют запятыми.

Каковы же признаки вводных слов:

-2

А теперь внимание! Одно и то же слово может быть вводным, а может быть членом предложения (вводное слово не является членом предложения). К члену предложения мы можем поставить вопрос, а к вводному — нет. Сравните:

  1. Я, правда, не думал, что так получится.
  2. Свидетель на суде подтвердил, что все сказанное обвиняемым — правда.

В первом предложении к слову “правда” мы не сможем поставить вопрос. Во втором предложении вопрос “Что?” задается легко. Это первая подсказка.

Вторая подсказка: Вводное слово можно убрать из предложения без потери смысла суждения. Проверьте на вышеназванных предложениях. В первом случае обойдется без потерь. А во втором — предложение будет явно искажено.

Третья подсказка: Вводное слово легко перемещается по предложению. Например: Как правило, урок начинается с проверки домашнего задания.
Урок начинается, как правило, с проверки домашнего задания. Урок начинается с проверки домашнего задания, как правило.

Вводные слова могут быть любыми частями речи, словосочетаниями и выражать : ЦИТАТА:

  • Степень уверенности, допущения, предположения (несомненно и др)
  • Эмоции, чувства, оценку (к счастью и др);
  • Обозначать источник информации (говорят, по-моему, и др);
  • Очередность событий (во-первых и др);
  • Привлечение внимания (если хочешь знать и др);
  • Указание на обыденность события (как правило и др);
  • Замечания о стиле и характере речи, способе изложения мыслей (грубо говоря).

Вводные слова на письме выделяются запятыми. В середине предложения вводное слово выделяется запятыми с двух сторон. Опять же, если возникли сомнения по поводу запятой, подвигайте конструкцию по предложению.

-3

Важный момент:

-4

Например: К счастью, снова выглянуло солнце и мы могли продолжить путь.

Сегодня предлагаю выполнить коротенький тест.

Вопрос 1. Выберите из списка предложение с вводным словом:

а. Сегодня я видела ключи в квартире, следовательно, я их не оставила в магазине.

б. Я понял, что собака на цепи и спокойно пошел дальше.

в. Зима будет холодной, стало быть нужно подумать о валенках.

г. Это с ним часто бывало.

Вопрос 2. Найдите предложение с верной пунктуацией:

а. Мы весь вечер ждали звонка, а он видите ли, забыл позвонить.

б. По мнению ученых нужно заниматься ходьбой.

в. Максим, пожалуйста, подайте мне вон ту книгу.

г. Это будет несомненно прекрасно!

Вопрос 3. Найдите предложение с неверной пунктуацией:

а. Это было, во-первых, крайне рискованно.

б. Корзинка, к моему стыду, распалась на глазах у тети.

в. Не дай бог, попадется мне пятый билет.

г. Неровен час, начнутся холода раньше времени, и мы не успеем убрать урожай.

Галина Зверева

Архангельская область

#русскийязык #правила #правиларусскогоязыка #пунктуация #вводныеслова #запятые #написаниетекстов #правильноговоримипишем

Предыдущие статьи Галины Зверевой:

Великий и могучий. «Заковыки» русского языка. Разберемся вместе. Одеть или надеть
Великий и могучий. «Заковыки» русского языка. Разберемся вместе. Недо или не до