Начну с большой цитаты из "Википедии":
«На Пари́ж…» — российский полнометражный приключенческий музыкальный художественный фильм 2018 года режиссёра Сергея Саркисова (первая полнометражная режиссёрская работа).
Картина рассказывает историю офицеров-танкистов Красной армии, прошедших плечом к плечу всю Великую Отечественную войну, дошедших до Берлина и решивших отпраздновать Великую Победу в городе мечты — Париже.
Сценарий к фильму, написанный Станиславом Говорухиным, Сергеем Ашкенази и Сергеем Саркисовым, основан на реальных событиях, которые произошли в жизни танкиста-аса, гвардии младшего лейтенанта, Героя Советского Союза Александра Ивановича Милюкова в мае 1945 года, сразу после окончания Великой Отечественной войны, и впоследствии были рассказаны им Говорухину.
В главных ролях: Дмитрий Певцов, Сергей Маковецкий и Евгений Стычкин.Премьерный показ фильма состоялся 25 апреля 2019 года в киноцентре «Октябрь» в рамках 41-го Московского международного кинофестиваля. В прокат в кинотеатрах России фильм вышел 9 мая 2019 года."
Фильм этот, по оценкам зрителей, почти сразу заслуженно оказался в топе самых худших фильмов о Великой отечественной. Многие историки, да и обычные зрители, сразу указали на нереалистичность и надуманность сценария - боевые действия еще несколько дней (и даже недель) продолжались в разных местах Европы и после 9 мая 1945. И "Мерседес" героев фильма, на котором они рванули в Париж, скорее всего задержали бы (или подстрелили) бойцы первой встреченной ими части советской или американской армии. Дороги на подступах как к Берлину, так и к Парижу, и к другим крупным городам были большей частью плотно перекрыты. Как и положено в военное время. Да и сама идея - поехать в Париж не для празднования Победы, а ради посещения борделя кажется идиотской. За семь верст киселя хлебать? Оставление части в ситуации когда вокруг еще идут бои - верный трибунал! Тем более, что найти женщин с "пониженной социальной ответственностью" в Берлине и его окрестностях, судя по многим воспоминаниям - и немцев, и наших совсем не было проблемой. А на фоне боёв на Украине сценарные ходы этого фильма выглядят подлинным издевательством над историей и традициями нашей армии.
Создатели "шедевра"анонсировали его, как фильм основанный на реальных событиях. И ссылались на воспоминания героя-танкиста Александра Милюкова. Но сбежать в парижскую самоволку Милюков никак не мог, так как был ранен 7 мая 1945 года и оказался в госпитале. И его биографии соответствует только один эпизод - с разгромом немецкого штаба. И никакого Парижа. Врали создатели фильма! Врали сознательно и с упоением!
Фильм этот три года назад ночным кошмаром промелькнул по экранам. Сняли -то действительно гадость! Но каким образом среди авторов этого бестолкового фильма, а точнее - его сценария, оказался признанный мастер советского и российского кинематографа - Станислав Говорухин, умерший в июне 2018 года, еще до выхода ленты, и довольно долго до этого болевший? Ведь не чувствуется нигде в этом "На Париже" опытной твердой говорухинской руки, талантливого придирчивого говорухинского взгляда! Ну не мог требовательный Говорухин пропустить такую "развесистую клюкву"!
Откуда же появился этот сюжет с поездкой в Париж? Был полностью выдуман? Или что-то похожее происходило в реальной жизни? Поиск ответа на этот вопрос отнял у меня довольно много сил и времени.
И вдруг я совершенно неожиданно наткнулся на книгу воспоминаний известного советского писателя Александра Штейна под названием "Второй антракт" (издательство "Искусство", 1976 год) где на страницах 312-329 изложена интересная история.
Время описываемых Штейном событий - конец 1946 - начало 1947 года. Место действия - служебная подмосковная дача военного ведомства, временным хозяином которой совсем недавно стал новый начальник Главного морского штаба адмирал Арсений Головко. Кроме Головко и Штейна участником этой истории был известный советский писатель Юрий Герман. Подробности по персоналиям желающие могут посмотреть в Википедии.
Итак:
" Вскоре после войны, в одно из воскресений за Германом и мной [Александром Штейном] прислали длинную черную машину - едем в гости к адмиралу Головко...
Вся передняя -- в офицерских и адмиральских фуражках с дубовыми золотыми листьями, в одинаковых белых шарфиках, а внизу, под вешалкой, очень много галош -- и то, и другое по форме...
Еще раздеваемся, когда из столовой доносится женский голос: какая-то гостья говорит о французском импрессионизме -- надо же! Даму слушают вежливо, но вяло, больше из почтения к сидевшему близ хозяина адмиралу, чьей женой она была...
...Ощутив всю бессмысленность такого застолья, хозяин стучит вилкой по стакану и, установив тишину, рассказывает о том, как один военный инженер (фамилию забыл) не то на Л, не то на М, находясь на одной из наших военно-морских баз в Германии, неподалёку от французской границы, внезапно отбыл в Париж, в самовольную отлучку.
Это было так невероятно - в Париж, да еще в те времена, когда поездка в Париж казалась всем нам чем-то совершенно нереальным, да еще и без командировочного предписания, по собственному, никем не контролируемому желанию...
-- Кто же его выпустил?
-- Никто. Взял трофейный опелёк -- и айда!
-- А зачем?
-- Захотелось.
-- Но как же?
-- А вот так.
-- И всё таки?
-- Имел желание рассмотреть Эйфелеву башню. Вблизи. И въехать на Елисейские поля через Триумфальную арку, повторив маршрут Александра Первого. Больше ничего.
-- Он что -- ненормальный?
-- А что тут ненормального?
-- А дальше?
-- Посмотрел и вернулся.
-- Домой?
-- А куда же?
-- Ну и что же дома?
-- В Смерш, на допрос. Кто, что, куда, зачем и какая разведка завербовала. А я, говорит, к разведке отношения не имею, ни к ихней, ни к нашей, у меня другая специальность, я инженер строитель. На каком же основании поперли в Париж? А я, говорит, туда стремлюсь с детства.
Все хохочут. Я глянул на Германа -- он один не улыбается и только спрашивает низким, очень напряженным голосом:
-- Ну и что же вы с ним сделали? Небось уже где-нибудь копает?
Головко взглядывает на Германа задумчиво.
-- Повторять, что я ему говорил, при дамах, пожалуй, смысла нет. Напишите, говорю, объяснение. А что, говорит, писать? Пишите, говорю, как сказали: "Захотелось в Париж". Можете добавить, что стремились с детства. Ну, он так и написал. Что захотелось. И что стремился. Еще что-то насчет Эйфелевой башни написал. Что она самая высокая в мире. Его прорентгенили до пятого колена. Посидел на гауптвахте. Он теперь трофейные предприятия демонтирует. Тут он - бог. Работать умеет, подлец."
Значит самоволка в Париж реально была? Да! Не тремя танкистами, не в 1945, не на "Мерседесе", да и не ради посещения борделя, но, черт побери, была!
Но как Станислав Говорухин, которому в 1947 году было 11 лет узнал об этом вояже военинженера с фамилией не то на Л, не то на М? Кто рассказал? И как ему пришла в голову идея создать сценарий основанный на этом грубом нарушении воинской дисциплины и незаконном (как ни крути!) пересечении границы, а то и двух границ?
Увы! Ни Станислава Говорухина, ни адмирала Арсения Головко об этом уже не спросить. Живые создатели киношедевра "На Париж!" эту тему обсуждать не хотят категорически. О чем тут говорить, если в киногруппе никто не знал, каким образом и почему Александр Первый оказался в Париже в 1814 году! Предположили, что тоже в парижский публичный дом хотел попасть!
Но по некоторым косвенным разведданным можно предположить, что дело было следующим образом.
В 2006 году Говорухин начал снимать фильм "Артистка". И пригласил вдову адмирала Головко - Киру Николаевну, на небольшую роль пожилой актрисы Ираиды Эдуардовны. 87 летняя Головко отчасти должна была сыграть саму себя, что успешно и сделала. При этом в перерывах между съемками она часто рассказывала молодым коллегам театрально-киношные истории о людях, которых знала лично - о Немировиче-Данченко и Книппер-Чеховой, о Бондарчуке и Симонове, об адмирале Головко и многих, многих других. Вот во время очередных посиделок и всплыла тема Парижа и парижской самоволки военинженера с фамилией не то на Л, не то на М. Именно после "Артистки" Говорухин заинтересовался этим сюжетом. Он прочитал воспоминания Штейна. Хотел найти дело о самоволке в Париж в архиве КГБ. Отыскал даже упоминания о терском казаке по фамилии Головко, который в составе войск Александра Первого входил в Париж в 1814 и который якобы пользовался большой популярностью у парижских дам того времени.
Но закончить работу над сценарием Говорухину не позволила и занятость, и подступавшая болезнь.
И вот незаконченные наброски умирающего Говорухина оказались в руках новоявленных "гениев" режессуры! И показались им слишком пресными и однообразными. И решили "гении" добавить в сценарий пару вёдер секса и похоти, голых сисек и округлых задниц, которых в говорухинских набросках и близко не было! Но на всякий случай решили прикрыть свою убогость именем мастера.
Если будут хвалить - будем улыбаться и кланяться! Гении, как ни как!
А если будут ругать - скажем, что мы ни при чем! Во всём покойный Говорухин виноват, с него и спрашивайте!
И ведь так и вышло! Полоскали почем зря имя ушедшего Станислава Сергеевича за то, в чем он совершенно не был виноват! И не нашлось никого, кто спросил бы - а покажите ка рукопись Говорухина! С его подписью и пометками! Докажите, что он действительно автор этого сценария! Не можете? Вы только украли у него идею и наполнили фильм нелепым содержанием? Ну так уберите имя Говорухина из титров! Отвечайте сами за сделанные гадости!
Стыдно, господа и товарищи! Очень стыдно!