Речь пойдёт о следах былой космической славы.
Если не считать отдельных экспонатов в разных музеях, в Москве и неподалёку есть три достойные площадки - павильон "Космос" на ВДНХ, Мемориальный музей космонавтики в основании памятника покорителям космоса (та самая ракета у метро ВДНХ) и музей истории космонавтики в Калуге.
Когда-то самым наполненным был павильон "Космос". Но в 90-е он превратился в рынок "Садовод", экспонаты куда-то "подевались"...
Недавно павильон серьёзно отреставрировали. Всё красиво, только вот с наполнением "так себе". Макеты, неочевидные инсталляции, информационные стенды, картинки, зона аттракционов "по теме". В общем, для школьной экскурсии "разок сходить". Хотя есть любопытные вещицы, связанные с нереализованными проектами - лунная программа, "Алмаз", "Буран"...
Есть подозрение, что значительная часть экспонатов из старой версии павильона "Космос" пополнила коллекцию Мемориального музея космонавтики неподалёку - не так давно он был серьёзно расширен, и из незаметного зала, о котором мало кто знал, превратился во вполне заслуживающий внимание полноценный музей.
Музей истории космонавтики в Калуге - у меня на 1-м месте в рейтинге. Во-первых, он насыщен экспонатами, есть многое, что больше нигде вы не увидите. Во-вторых, не так давно открылся новый корпус, расширили и привели в порядок уличную экспозицию. "Фишка" - к "парящим" экспонатам можно подняться по пандусу.
Вообще, космоса в Калуге много. Прежде всего, это Циолковский. В музее - что-то из личных вещей, репринты работ, макеты проектов...
Коль речь зашла о памятниках. Есть такая Аллея Космонавтов у метро ВДНХ с известным Монументом Покорителям космоса.
Задумывалась аллея длинной. Ученые, первый космонавт, первая женщина-космонавт, первый выход в космос... А дальше должна была быть лунная программа. На Комарове бюсты "первых" заканчиваются.
До реконструкции намёк на несостоявшееся продолжение был явным, сейчас бюсты сгруппировали и переместили, а "неосвоенное" пространство заполнили пилонами с датами событий.
И про ученых. На Аллее космонавтов - только Королёв и Глушко. А был же ещё, например, конструктор стартовых комплексов Владимир Павлович Бармин, конструктор систем управления Черток Борис Евсеевич, двигателист Исаев Алексей Михайлович, руководитель подготовки первых космонавтов Каманин Николай Петрович, создатель "Бурана" Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич, Челомей Владимир Николаевич, Янгель Михаил Кузьмич, Мишин Василий Павлович... Да, на престижных кладбищах им стоят достойные памятники, но вот на Аллее Космонавтов их именам места не нашлось.
Первый спутник. Это - символ. В том числе, и "как-нибудь, лишь бы первые". Про обращение Королёва в правительство "Мы рискуем потерять приоритет, предлагаю вместо сложной лаборатории «Объекта Д» вывести в космос простейший спутник» вспоминать не любят.
А что же с "Объектом Д"? А это - "Спутник-3", запущенный в мае 1958 г.
"Спутник-2" - это биоспутник с собакой Лайкой. На разработку мало-мальской системы жизнеобеспечения времени не было - спутник надо было запустить к 40-й годовщине Октябрьской революции. Того, что получилось хватило на 5 часов жизни собаки.
Белке со Стрелкой повезло больше - они успешно вернулись на Землю и прожили свою жизнь. Их чучела вместе с реальной спускаемой капсулой встречают посетителей в Мемориальном музее космонавтики.
Вот ещё несколько спутников в музее в Калуге. Обратите внимание на доступ к экспонатам, о котором я говорил чуть раньше.
"Марс-3", первая мягкая посадка на Марс.
"Венера-1". Запущена 12 февраля 1961 г. Основной научный результат - сведения о межпланетной среде, которые станция успела передать за 7 суток, пока связь с ней не была потеряна. Считается, что 20 мая 1961 г. станция прошла на расстоянии около 100 000 км от Венеры и стала спутником Солнца.
Почти такая же участь постигла и "Луну-1". Её задача была попасть по Луне, но промахнулась из-за ошибки подачи команды на отключение двигателя 3-й ступени. Её близнец, "Луна-2", успешно выполнила программу полёта и разбросала по поверхности вымпелы с гербом СССР 14 сентября 1959 г.
"Луна-3". 7 октября 1959 г. сфотографировала обратную сторону Луны. Для съёмки использовалась особая устойчивая к радиации и перепадам температуры киноплёнка, добытая из американских разведывательных зондов Project Genetrix, регулярно сбиваемых над территорией СССР.
"Луна-9", первая мягкая посадка на Луну.
"Луна-15" была второй попыткой Советского Союза доставить лунный грунт, опередив США. Счёт в гонке шел на часы. Но в тот самый день 21 июля 1969 года, когда астронавты "Аполлона-11" заканчивали первый выход человека на поверхность Луны, связь с "Луной-15" была потеряна.
Миссия доставки лунного грунта удалась "Луне-16" в сентябре 1970 года.
Вот ещё, что я видел только в Калуге - макет ядерного реактора БЭС-5 для серии спутников глобальной морской космической разведки и целеуказания "Легенда" -
Радиолюбители, спаявшие свой первый радиоприёмник в 70-х, наверняка знают поимённо все эти компоненты. Начинка спутников ГЛОНАСС первого поколения -
Ракета-носитель "Восток". Она, как пушка с ядрами космической эры, украшает многие музеи. Есть и на ВДНХ, и в Калуге.
Из ракет в натуральную величину, кроме не очень больших геодезических, есть ещё Р-12 в Калуге. Тоже знаковое "изделие", тоже "пушка с ядрами", только при военных музеях -
Вообще, макетов ракет в музеях много, разного масштаба и детализации. Из самых интересных - Н-1. Лунная так и не полетевшая "Царь-ракета". Не звонивший "Царь-колокол", не стрелявшая "Царь-пушка"...
Невооруженным глазом заметны различия модификаций. До лётных испытаний дошла "калужская" версия".
На снимке с белой Н-1 можно заметить макет ракеты УР-700 КБ Челомея. Но если Н-1 дошла до лётных испытаний, то УР-700 так и осталась на стадии макета.
А вот эта ракета до Луны долетела -
Макеты "Союзов" на стартовом столе в Мемориальном музее космонавтики -
Ещё одна программа, завершившаяся, не успев толком начаться - "Энергия-Буран". Под неё уже были подготовлены пилоты, но... Руководитель группы, Игорь Волк, когда программу свернули, заклеил тем, что подвернулось под руку, стекло шлема своего высотного костюма, и в таком виде передал музею.
"Тот самый", настоящий летавший "Буран" погиб при обрушении крыши ангара на Байконуре. То, что стоит неподалёку у музея истории космодрома - макет для отработки наземных операций.
Кстати, заметили, каким стало разрешение в Google Earth? Рекомендую посмотреть там Байконур - найдете много интересного.
Ещё один макет "Бурана", предназначавшийся для отработки его транспортировки, некоторое время служил аттракционом в парке Горького. Теперь стоит на ВДНХ и работает интерактивным музеем.
О транспортировке. На первых порах, пока не сделали "Мрию" Ан-225, приспособили модернизированный бомбардировщик 3М, разработанный в КБ Мясищева ещё в 1950-е годы. Получившейся системе присвоили название ВМ-Т "Атлант".
Две внешне похожие системы кораблей многоразового использования. Принципиальное отличие - "американец" запускается в космос при помощи двух твердотопливных ракетных ускорителей и трёх собственных маршевых двигателей, которые получают топливо из огромного внешнего подвесного бака. "Буран" взлетает на полноценной ракете "Энергия", используя свои двигатели только на заключительном участке выводной траектории и для последующего маневрирования.
Про Юрия Гагарина писать не буду - его жизнь и полёт увековечены поминутно.
А вот про других первых в музеях не густо - может, что пропустил, но только в Мемориальном музее видел небольшой стенд про тех, кому так и не суждено было слетать в космос.
Валентин Варламов (1934—1980), Анатолий Карташов (1932—2005), Дмитрий Заикин (1932—2013) не полетели из-за проблем со здоровьем.
Валентин Бондаренко (1937—1961) погиб при пожаре в барокамере.
Марс Рафиков (1933—2000), Иван Аникеев (1933—1992), Григорий Нелюбов (1934—1966), Валентин Филатьев (1930—1990) были отчислены из отряда космонавтов за дисциплинарные нарушения.
Корабль "Восток". По сути баллистическая капсула, не имеющая возможности орбитального маневрирования. Кроме Гагарина и Титова, на кораблях серии "Восток" слетали Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский и Валентина Терешкова.
Дальше был "Восход-1" с экипажем из трёх космонавтов - Владимир Комаров, инженер Константин Феоктистов и врач Борис Егоров. Как достижение - впервые летали без скафандров. А в скафандрах они просто бы не поместились в корабле. Риск на уровне "ну, с богом", зато - опять первые, да и к очередной годовщине Октября успели. В тот раз удалось, а вот такая штука, когда места для трёх космонавтов в скафандрах не было, сгубила экипаж "Союза-11" (Добровольский-Волков-Пацаев).
"Восход-2", Павел Беляев и Алексей Леонов, выход в открытый космос. В Мемориальном музее космонавтики можно увидеть и КБшный экземпляр шлюзового узла, и скафандр "Беркут".
Командир "Восхода-2" Павел Беляев похоронен на Новодевичьем кладбище. К могиле Алексея Леонова доступа практически нет - он похоронен на мемориальном кладбище в Мытищах, по сути, на закрытом режимном объекте.
Ввиду высокого риска для экипажа и концентрации ресурсов на лунной программе, программа «Восход» была свёрнута, хотя изначально предполагалось ещё пять полётов:
- 18-дневный полёт экипажа из 3 человек (представьте - две с половиной недели трое в шарике диаметром два с половиной метра);
- 10-дневный полёт со смешанным женско-мужским или чисто женским экипажем и выходом женщины в открытый космос;
- полёт с выходом в космос с удалением от корабля на 100 метров с использованием автономного средства передвижения;
- полёт с проведением хирургической операции на животном (кандидатом на участие в этом полёте был Юрий Сенкевич);
- полёт с созданием искусственной силы тяжести.
Корабль "Союз". Три беспилотных неудачи. Но четвертый запуск всё равно решили делать пилотируемым - год 50-летия Октября, однако. Полетел Владимир Комаров... Потом полтора года пилотируемых запусков не было. И первым после катастрофы корабля "Союз-1" летит Береговой. Программой была предусмотрена стыковка с беспилотным "Союзом". Не получилось - после неудачного маневрирования горючего едва хватило для возвращения на Землю.
Состыковать "Союзы" удалось в январе 1969 года. После стыковки из "Союза-5" космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев через открытый космос перешли на корабль "Союз-4", который пилотировал Владимир Шаталов. На "Союзе-5" остался Борис Волынов. Этот переход был элементом подготовки к полёту на Луну - именно так, через открытый космос, предполагался переход космонавта в лунный модуль и обратно.
В первых версиях "Союзов" экипаж из трёх человек, как и в "Восходе", мог поместиться только без скафандров, которые спасли бы в случае разгерметизации корабля. После трагедии "Союза-11", по трое долго не летали, пока в модернизированном "Союзе" не смогли расширить пространство для экипажа.
Ещё один реальный спускаемый аппарат "Союз ТМ-7". Деталь - на этом корабле в космос летал микрокалькулятор «Электроника МК-52». Его предполагалось использовать для расчёта траектории посадки в случае, если выйдет из строя бортовой компьютер.
Многострадальный корабль "Федерация", он же - "Орёл".
Разрабатывается с 2009 года, первый запуск планировался в 2015 году. В 2019 году имя, данное кораблю, Рогозин счел неприемлемым и принял решение переименовать его с женского варианта на мужской. Помогло мало - по состоянию на конец 2021 года находится в стадии динамических и статических наземных испытаний. Первый полёт с экипажем планируется на 2025 год.
Плохой симптом - пошла информация о создании облегчённой версии корабля с первым пуском в 2028 году.
Станция "Салют-6".
Вполне успешный проект - к ней летали 32 пилотируемых и беспилотных корабля (2 стыковки не состоялись), на станции работали 26 космонавтов, в том числе, череда первых космонавтов из соцстран. Летала 1764 дня, из них 683 была обитаемой.
Про "Салют-7" сняли, на мой взгляд, неплохой фильм, в центре сюжета которого спасение вышедшей из-под контроля станции. Пересказывать не буду, можно про эту историю здесь почитать - https://ria.ru/20170210/1487519294.html .
Макет станции "Мир" "в сборе" и полноразмерный макет базового блока есть в Мемориальном музее космонавтики. Более интересно станция представлена в павильоне "Космос", но размещена там совершенно не фотогенично.
Реактивное средство перемещения в открытом космосе (СПК). СПК испытали Александр Серебров и Александр Викторенко на станции "Мир" в 1990 году. Больше испытаний не проводилось, сама установка все последующие годы находилась на станции "Мир" и сгорела вместе с ней.
Возможно, со временем экспозиции пополнятся и модулями от МКС. Пока станция представлена не очень фотогеничными макетами.
Станция "Алмаз" была разработана в КБ В.Н. Челомея и предназначалась, в основном, для ведения фотографической и радиотехнической разведки. Всего было запущено 5 станций, пилотируемые маскировались под "Салют-2", "Салют-3" и "Салют-5". Программа свёрнута в 1978 году.
В КБ сохранилось много макетов различного назначения, поэтому "Алмаз" в том или ином виде есть и в Калуге, и в павильоне "Космос", и в Мемориальном музее космонавтики.
Многоразовый спускаемый аппарат транспортного корабля снабжения. Разрабатывался в рамках проекта "Алмаз". Пилотируемый полёт так и не состоялся, в беспилотном варианте было несколько успешных запусков, в том числе, и со стыковкой со станциями "Салют-6" и "Салют-7" в качестве грузового корабля -
Советская лунная программа осталась в макетах.
Вот ещё, на мой взгляд, удачные инсталляции в Мемориальном музее космонавтики -
А это просто грусть, картинки-настроения -
Ну, вот как-то так.