Найти тему
Альбом IV

Прости, Юра...

Речь пойдёт о следах былой космической славы.
Если не считать отдельных экспонатов в разных музеях, в Москве и неподалёку есть три достойные площадки - павильон "Космос" на ВДНХ, Мемориальный музей космонавтики в основании памятника покорителям космоса (та самая ракета у метро ВДНХ) и музей истории космонавтики в Калуге.
Когда-то самым наполненным был павильон "Космос". Но в 90-е он превратился в рынок "Садовод", экспонаты куда-то "подевались"...

Площадь Машиностроения на ВДНХ,, 90-е годы.
Площадь Машиностроения на ВДНХ,, 90-е годы.
Рынок "Садовод" в павильоне "Космос".
Рынок "Садовод" в павильоне "Космос".
Купол павильона "Космос", 90- е годы.
Купол павильона "Космос", 90- е годы.
Портрет Гагарина в павильоне "Космос", 90-е годы.
Портрет Гагарина в павильоне "Космос", 90-е годы.

Недавно павильон серьёзно отреставрировали. Всё красиво, только вот с наполнением "так себе". Макеты, неочевидные инсталляции, информационные стенды, картинки, зона аттракционов "по теме". В общем, для школьной экскурсии "разок сходить". Хотя есть любопытные вещицы, связанные с нереализованными проектами - лунная программа, "Алмаз", "Буран"...

-5
-6
-7
-8
-9

Есть подозрение, что значительная часть экспонатов из старой версии павильона "Космос" пополнила коллекцию Мемориального музея космонавтики неподалёку - не так давно он был серьёзно расширен, и из незаметного зала, о котором мало кто знал, превратился во вполне заслуживающий внимание полноценный музей.

1-й зал Мемориального музея космонавтики.
1-й зал Мемориального музея космонавтики.

Музей истории космонавтики в Калуге - у меня на 1-м месте в рейтинге. Во-первых, он насыщен экспонатами, есть многое, что больше нигде вы не увидите. Во-вторых, не так давно открылся новый корпус, расширили и привели в порядок уличную экспозицию. "Фишка" - к "парящим" экспонатам можно подняться по пандусу.

Музей истории космонавтики в Калуге.
Музей истории космонавтики в Калуге.
Музей истории космонавтики в Калуге до реконструкции.
Музей истории космонавтики в Калуге до реконструкции.
Музей истории космонавтики в Калуге до реконструкции.
Музей истории космонавтики в Калуге до реконструкции.
Музей истории космонавтики в Калуге до реконструкции. Площадка перед музеем.
Музей истории космонавтики в Калуге до реконструкции. Площадка перед музеем.
Площадка перед музеем после реконструкции.
Площадка перед музеем после реконструкции.

Вообще, космоса в Калуге много. Прежде всего, это Циолковский. В музее - что-то из личных вещей, репринты работ, макеты проектов...

-16
-17
-18
Дом-музей Циолковского.
Дом-музей Циолковского.
Памятник Циолковскому.
Памятник Циолковскому.
Памятник на могиле Циолковского в городском парке неподалёку от музея космонавтики.
Памятник на могиле Циолковского в городском парке неподалёку от музея космонавтики.

Коль речь зашла о памятниках. Есть такая Аллея Космонавтов у метро ВДНХ с известным Монументом Покорителям космоса.

-22
-23
-24
Н-да... Формальное выравнивание текста по ширине страницы не всегда уместно, однако.
Н-да... Формальное выравнивание текста по ширине страницы не всегда уместно, однако.

Задумывалась аллея длинной. Ученые, первый космонавт, первая женщина-космонавт, первый выход в космос... А дальше должна была быть лунная программа. На Комарове бюсты "первых" заканчиваются.

-26
-27
-28
Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Павел Беляев, Алексей Леонов.
Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Павел Беляев, Алексей Леонов.
Владимир Комаров. Бюст на Аллее Космонавтов.
Владимир Комаров. Бюст на Аллее Космонавтов.

До реконструкции намёк на несостоявшееся продолжение был явным, сейчас бюсты сгруппировали и переместили, а "неосвоенное" пространство заполнили пилонами с датами событий.

Новые версии бюстов первых космонавтов.
Новые версии бюстов первых космонавтов.
Аллея Космонавтов после реконструкции.
Аллея Космонавтов после реконструкции.

И про ученых. На Аллее космонавтов - только Королёв и Глушко. А был же ещё, например, конструктор стартовых комплексов Владимир Павлович Бармин, конструктор систем управления Черток Борис Евсеевич, двигателист Исаев Алексей Михайлович, руководитель подготовки первых космонавтов Каманин Николай Петрович, создатель "Бурана" Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич, Челомей Владимир Николаевич, Янгель Михаил Кузьмич, Мишин Василий Павлович... Да, на престижных кладбищах им стоят достойные памятники, но вот на Аллее Космонавтов их именам места не нашлось.

Бармин В.П., Новодевичье кладбище.
Бармин В.П., Новодевичье кладбище.
Исаев А.М., Новодевичье кладбище.
Исаев А.М., Новодевичье кладбище.
Янгель. М.К., Новодевичье кладбище.
Янгель. М.К., Новодевичье кладбище.
Черток Б.Е., Новодевичье кладбище.
Черток Б.Е., Новодевичье кладбище.
Челомей В.Н., Новодевичье кладбище.
Челомей В.Н., Новодевичье кладбище.
Лозино-Лозинский Г.Е., Донское кладбище.
Лозино-Лозинский Г.Е., Донское кладбище.
Мишин В.П., Троекуровское кладбище.
Мишин В.П., Троекуровское кладбище.
Каманин Н.П., Новодевичье кладбище.
Каманин Н.П., Новодевичье кладбище.

Первый спутник. Это - символ. В том числе, и "как-нибудь, лишь бы первые". Про обращение Королёва в правительство "Мы рискуем потерять приоритет, предлагаю вместо сложной лаборатории «Объекта Д» вывести в космос простейший спутник» вспоминать не любят.

Макет первого спутника в павильоне "Космос".
Макет первого спутника в павильоне "Космос".

А что же с "Объектом Д"? А это - "Спутник-3", запущенный в мае 1958 г.

Макет в музее истории космонавтики в Калуге.
Макет в музее истории космонавтики в Калуге.

"Спутник-2" - это биоспутник с собакой Лайкой. На разработку мало-мальской системы жизнеобеспечения времени не было - спутник надо было запустить к 40-й годовщине Октябрьской революции. Того, что получилось хватило на 5 часов жизни собаки.

Макет в Мемориальном музее космонавтики.
Макет в Мемориальном музее космонавтики.

Белке со Стрелкой повезло больше - они успешно вернулись на Землю и прожили свою жизнь. Их чучела вместе с реальной спускаемой капсулой встречают посетителей в Мемориальном музее космонавтики.

-44
-45
-46

Вот ещё несколько спутников в музее в Калуге. Обратите внимание на доступ к экспонатам, о котором я говорил чуть раньше.

Рентгеновская обсерватория "Космос-166".
Рентгеновская обсерватория "Космос-166".
Спутник связи "Молния-1".
Спутник связи "Молния-1".
Тяжелый научный спутник "Протон".
Тяжелый научный спутник "Протон".

"Марс-3", первая мягкая посадка на Марс.

Орбитальная станция. Музей в Калуге.
Орбитальная станция. Музей в Калуге.
Инсталляция на уличной экспозиции музея в Калуге.
Инсталляция на уличной экспозиции музея в Калуге.
Спускаемый аппарат "Марс-3". Мемориальный музей космонавтики.
Спускаемый аппарат "Марс-3". Мемориальный музей космонавтики.

"Венера-1". Запущена 12 февраля 1961 г. Основной научный результат - сведения о межпланетной среде, которые станция успела передать за 7 суток, пока связь с ней не была потеряна. Считается, что 20 мая 1961 г. станция прошла на расстоянии около 100 000 км от Венеры и стала спутником Солнца.

Макет в Мемориальном музее космонавтики.
Макет в Мемориальном музее космонавтики.

Почти такая же участь постигла и "Луну-1". Её задача была попасть по Луне, но промахнулась из-за ошибки подачи команды на отключение двигателя 3-й ступени. Её близнец, "Луна-2", успешно выполнила программу полёта и разбросала по поверхности вымпелы с гербом СССР 14 сентября 1959 г.

Макет в Калуге.
Макет в Калуге.

"Луна-3". 7 октября 1959 г. сфотографировала обратную сторону Луны. Для съёмки использовалась особая устойчивая к радиации и перепадам температуры киноплёнка, добытая из американских разведывательных зондов Project Genetrix, регулярно сбиваемых над территорией СССР.

Макет в Мемориальном музее космонавтики.
Макет в Мемориальном музее космонавтики.

"Луна-9", первая мягкая посадка на Луну.

И снова - об идеальном доступе к экспонатам в Калуге.
И снова - об идеальном доступе к экспонатам в Калуге.

"Луна-15" была второй попыткой Советского Союза доставить лунный грунт, опередив США. Счёт в гонке шел на часы. Но в тот самый день 21 июля 1969 года, когда астронавты "Аполлона-11" заканчивали первый выход человека на поверхность Луны, связь с "Луной-15" была потеряна.
Миссия доставки лунного грунта удалась "Луне-16" в сентябре 1970 года.

"Луна-16" в Мемориальном музее космонавтики.
"Луна-16" в Мемориальном музее космонавтики.
"Луноход-1", Мемориальный музей космонавтики.
"Луноход-1", Мемориальный музей космонавтики.
"Луноход-2", музей в Калуге.
"Луноход-2", музей в Калуге.

Вот ещё, что я видел только в Калуге - макет ядерного реактора БЭС-5 для серии спутников глобальной морской космической разведки и целеуказания "Легенда" -

-60

Радиолюбители, спаявшие свой первый радиоприёмник в 70-х, наверняка знают поимённо все эти компоненты. Начинка спутников ГЛОНАСС первого поколения -

-61
-62

Ракета-носитель "Восток". Она, как пушка с ядрами космической эры, украшает многие музеи. Есть и на ВДНХ, и в Калуге.

Калуга.
Калуга.
ВДНХ.
ВДНХ.

Из ракет в натуральную величину, кроме не очень больших геодезических, есть ещё Р-12 в Калуге. Тоже знаковое "изделие", тоже "пушка с ядрами", только при военных музеях -

-65

Вообще, макетов ракет в музеях много, разного масштаба и детализации. Из самых интересных - Н-1. Лунная так и не полетевшая "Царь-ракета". Не звонивший "Царь-колокол", не стрелявшая "Царь-пушка"...

Макет ракеты Н-1 в Калуге.
Макет ракеты Н-1 в Калуге.
Макет из закромов КБ в павильоне "Космос".
Макет из закромов КБ в павильоне "Космос".

Невооруженным глазом заметны различия модификаций. До лётных испытаний дошла "калужская" версия".
На снимке с белой Н-1 можно заметить макет ракеты УР-700 КБ Челомея. Но если Н-1 дошла до лётных испытаний, то УР-700 так и осталась на стадии макета.

Двигатель НК-43, устанавливавшийся на вторую ступень ракеты Н-1. Павильон "Космос".
Двигатель НК-43, устанавливавшийся на вторую ступень ракеты Н-1. Павильон "Космос".

А вот эта ракета до Луны долетела -

Макет американского "Saturn-5" в Мемориальном музее космонавтики.
Макет американского "Saturn-5" в Мемориальном музее космонавтики.

Макеты "Союзов" на стартовом столе в Мемориальном музее космонавтики -

-70
-71

Ещё одна программа, завершившаяся, не успев толком начаться - "Энергия-Буран". Под неё уже были подготовлены пилоты, но... Руководитель группы, Игорь Волк, когда программу свернули, заклеил тем, что подвернулось под руку, стекло шлема своего высотного костюма, и в таком виде передал музею.

Пилоты программы "Энергия-Буран". Стенд в Мемориальном музее космонавтики.
Пилоты программы "Энергия-Буран". Стенд в Мемориальном музее космонавтики.

"Тот самый", настоящий летавший "Буран" погиб при обрушении крыши ангара на Байконуре. То, что стоит неподалёку у музея истории космодрома - макет для отработки наземных операций.
Кстати, заметили, каким стало разрешение в Google Earth? Рекомендую посмотреть там Байконур - найдете много интересного.

Разрушенный ангар на Байконуре. Скриншот с Google Earth.
Разрушенный ангар на Байконуре. Скриншот с Google Earth.
Музей истории космодрома Байконур. Скриншот с Google Earth.
Музей истории космодрома Байконур. Скриншот с Google Earth.

Ещё один макет "Бурана", предназначавшийся для отработки его транспортировки, некоторое время служил аттракционом в парке Горького. Теперь стоит на ВДНХ и работает интерактивным музеем.

Макет "Бурана" в парке Горького.
Макет "Бурана" в парке Горького.
Макет "Бурана" в парке Горького.
Макет "Бурана" в парке Горького.
Монтаж макета "Бурана" на ВДНХ после транспортировки из парка Горького.
Монтаж макета "Бурана" на ВДНХ после транспортировки из парка Горького.
Макет "Бурана" на ВДНХ..
Макет "Бурана" на ВДНХ..

О транспортировке. На первых порах, пока не сделали "Мрию" Ан-225, приспособили модернизированный бомбардировщик 3М, разработанный в КБ Мясищева ещё в 1950-е годы. Получившейся системе присвоили название ВМ-Т "Атлант".

Макет транспортной системы ВМ-Т "Атлант" в павильоне "Космос".
Макет транспортной системы ВМ-Т "Атлант" в павильоне "Космос".
Серийный 3М в музее в Монино.
Серийный 3М в музее в Монино.

Две внешне похожие системы кораблей многоразового использования. Принципиальное отличие - "американец" запускается в космос при помощи двух твердотопливных ракетных ускорителей и трёх собственных маршевых двигателей, которые получают топливо из огромного внешнего подвесного бака. "Буран" взлетает на полноценной ракете "Энергия", используя свои двигатели только на заключительном участке выводной траектории и для последующего маневрирования.

Макет системы "Space Shuttle" в Мемориальном музее космонавтики.
Макет системы "Space Shuttle" в Мемориальном музее космонавтики.
Макет системы "Энергия-Буран" в Мемориальном музее космонавтики.
Макет системы "Энергия-Буран" в Мемориальном музее космонавтики.
Макет, показывающий размещение полезной нагрузки. Музей в Калуге.
Макет, показывающий размещение полезной нагрузки. Музей в Калуге.
Модуль стыковки "Бурана" с кораблями серии "Союз". Мемориальный музей космонавтики.
Модуль стыковки "Бурана" с кораблями серии "Союз". Мемориальный музей космонавтики.
МиГ-105, дозвуковой самолёт-аналог орбитального самолёта программы "Спираль". Музей в Монино.
МиГ-105, дозвуковой самолёт-аналог орбитального самолёта программы "Спираль". Музей в Монино.
Лётный экземпляр беспилотного орбитального корабля "БОР-5". Музей в Монино.
Лётный экземпляр беспилотного орбитального корабля "БОР-5". Музей в Монино.
Макет "Бурана" для атмосферных испытаний. Мемориальный музей космонавтики.
Макет "Бурана" для атмосферных испытаний. Мемориальный музей космонавтики.

Про Юрия Гагарина писать не буду - его жизнь и полёт увековечены поминутно.

Памятник в Москве на Ленинском проспекте.
Памятник в Москве на Ленинском проспекте.
Памятник в Калуге.
Памятник в Калуге.

А вот про других первых в музеях не густо - может, что пропустил, но только в Мемориальном музее видел небольшой стенд про тех, кому так и не суждено было слетать в космос.
Валентин Варламов (1934—1980), Анатолий Карташов (1932—2005), Дмитрий Заикин (1932—2013) не полетели из-за проблем со здоровьем.
Валентин Бондаренко (1937—1961) погиб при пожаре в барокамере.
Марс Рафиков (1933—2000), Иван Аникеев (1933—1992), Григорий Нелюбов (1934—1966), Валентин Филатьев (1930—1990) были отчислены из отряда космонавтов за дисциплинарные нарушения.

-90
Герман Титов, космонавт №2. "Восток-2", август 1961 г. Памятник на Новодевичьем кладбище.
Герман Титов, космонавт №2. "Восток-2", август 1961 г. Памятник на Новодевичьем кладбище.

Корабль "Восток". По сути баллистическая капсула, не имеющая возможности орбитального маневрирования. Кроме Гагарина и Титова, на кораблях серии "Восток" слетали Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский и Валентина Терешкова.

Макет корабля "Восток" в Калуге.
Макет корабля "Восток" в Калуге.
Спускаемый аппарат корабля "Восток" в Мемориальном музее космонавтики.
Спускаемый аппарат корабля "Восток" в Мемориальном музее космонавтики.
Спускаемый аппарат корабля "Восток-5" и катапультируемое кресло в Мемориальном музее космонавтики.
Спускаемый аппарат корабля "Восток-5" и катапультируемое кресло в Мемориальном музее космонавтики.
Скафандр космонавта корабля "Восток". Мемориальный музей космонавтики.
Скафандр космонавта корабля "Восток". Мемориальный музей космонавтики.

Дальше был "Восход-1" с экипажем из трёх космонавтов - Владимир Комаров, инженер Константин Феоктистов и врач Борис Егоров. Как достижение - впервые летали без скафандров. А в скафандрах они просто бы не поместились в корабле. Риск на уровне "ну, с богом", зато - опять первые, да и к очередной годовщине Октября успели. В тот раз удалось, а вот такая штука, когда места для трёх космонавтов в скафандрах не было, сгубила экипаж "Союза-11" (Добровольский-Волков-Пацаев).

"Восход-2", Павел Беляев и Алексей Леонов, выход в открытый космос. В Мемориальном музее космонавтики можно увидеть и КБшный экземпляр шлюзового узла, и скафандр "Беркут".

Шлюзовой узел корабля "Восход-2".
Шлюзовой узел корабля "Восход-2".
Скафандр "Беркут". Использовался экипажем "Восхода-2" при выходе в открытый космос.
Скафандр "Беркут". Использовался экипажем "Восхода-2" при выходе в открытый космос.

Командир "Восхода-2" Павел Беляев похоронен на Новодевичьем кладбище. К могиле Алексея Леонова доступа практически нет - он похоронен на мемориальном кладбище в Мытищах, по сути, на закрытом режимном объекте.

Павел Беляев. Новодевичье кладбище.
Павел Беляев. Новодевичье кладбище.

Ввиду высокого риска для экипажа и концентрации ресурсов на лунной программе, программа «Восход» была свёрнута, хотя изначально предполагалось ещё пять полётов:
- 18-дневный полёт экипажа из 3 человек (представьте - две с половиной недели трое в шарике диаметром два с половиной метра);
- 10-дневный полёт со смешанным женско-мужским или чисто женским экипажем и выходом женщины в открытый космос;
- полёт с выходом в космос с удалением от корабля на 100 метров с использованием автономного средства передвижения;
- полёт с проведением хирургической операции на животном (кандидатом на участие в этом полёте был Юрий Сенкевич);
- полёт с созданием искусственной силы тяжести.

Корабль "Союз". Три беспилотных неудачи. Но четвертый запуск всё равно решили делать пилотируемым - год 50-летия Октября, однако. Полетел Владимир Комаров... Потом полтора года пилотируемых запусков не было. И первым после катастрофы корабля "Союз-1" летит Береговой. Программой была предусмотрена стыковка с беспилотным "Союзом". Не получилось - после неудачного маневрирования горючего едва хватило для возвращения на Землю.

Корабль "Союз" в мемориальном музее космонавтики.
Корабль "Союз" в мемориальном музее космонавтики.
Бытовой отсек корабля "Союз". Мемориальный музей космонавтики.
Бытовой отсек корабля "Союз". Мемориальный музей космонавтики.
Спускаемый аппарат корабля "Союз". Мемориальный музей космонавтики.
Спускаемый аппарат корабля "Союз". Мемориальный музей космонавтики.
Георгий Береговой. Новодевичье кладбище.
Георгий Береговой. Новодевичье кладбище.

Состыковать "Союзы" удалось в январе 1969 года. После стыковки из "Союза-5" космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев через открытый космос перешли на корабль "Союз-4", который пилотировал Владимир Шаталов. На "Союзе-5" остался Борис Волынов. Этот переход был элементом подготовки к полёту на Луну - именно так, через открытый космос, предполагался переход космонавта в лунный модуль и обратно.

"Союз-4" и "Союз-5". Инсталляция в Мемориальном музее космонавтики.
"Союз-4" и "Союз-5". Инсталляция в Мемориальном музее космонавтики.

В первых версиях "Союзов" экипаж из трёх человек, как и в "Восходе", мог поместиться только без скафандров, которые спасли бы в случае разгерметизации корабля. После трагедии "Союза-11", по трое долго не летали, пока в модернизированном "Союзе" не смогли расширить пространство для экипажа.

Скафандр "Сокол" с переносной климатической системой.
Скафандр "Сокол" с переносной климатической системой.
Реальный спускаемый аппарат "Союза-34". Манекен изображает либо Владимира Ляхова, либо Валерия Рюмина, отработавших на "Салюте-6" с февраля по август 1979 года. Корабль стартовал беспилотным, возвращался пилотируемым с экипажем от «Союза-32». Музей истории космонавтики в Калуге.
Реальный спускаемый аппарат "Союза-34". Манекен изображает либо Владимира Ляхова, либо Валерия Рюмина, отработавших на "Салюте-6" с февраля по август 1979 года. Корабль стартовал беспилотным, возвращался пилотируемым с экипажем от «Союза-32». Музей истории космонавтики в Калуге.

Ещё один реальный спускаемый аппарат "Союз ТМ-7". Деталь - на этом корабле в космос летал микрокалькулятор «Электроника МК-52». Его предполагалось использовать для расчёта траектории посадки в случае, если выйдет из строя бортовой компьютер.

"Союз ТМ-7". Инсталляция в Мемориальном музее космонавтики изображает Александра Волкова, Сергея Крикалёва и Валерия Полякова в ожидании эвакуации с места посадки.
"Союз ТМ-7". Инсталляция в Мемориальном музее космонавтики изображает Александра Волкова, Сергея Крикалёва и Валерия Полякова в ожидании эвакуации с места посадки.

Многострадальный корабль "Федерация", он же - "Орёл".
Разрабатывается с 2009 года, первый запуск планировался в 2015 году. В 2019 году имя, данное кораблю, Рогозин счел неприемлемым и принял решение переименовать его с женского варианта на мужской. Помогло мало - по состоянию на конец 2021 года находится в стадии динамических и статических наземных испытаний. Первый полёт с экипажем планируется на 2025 год.
Плохой симптом - пошла информация о создании облегчённой версии корабля с первым пуском в 2028 году.

Макет в Калуге.
Макет в Калуге.
Табличка у экспоната - и "Федерация", и "Орёл".
Табличка у экспоната - и "Федерация", и "Орёл".

Станция "Салют-6".
Вполне успешный проект - к ней летали 32 пилотируемых и беспилотных корабля (2 стыковки не состоялись), на станции работали 26 космонавтов, в том числе, череда первых космонавтов из соцстран. Летала 1764 дня, из них 683 была обитаемой.

Макет станции "Салют-6" в Мемориальном музее космонавтики.
Макет станции "Салют-6" в Мемориальном музее космонавтики.

Про "Салют-7" сняли, на мой взгляд, неплохой фильм, в центре сюжета которого спасение вышедшей из-под контроля станции. Пересказывать не буду, можно про эту историю здесь почитать - https://ria.ru/20170210/1487519294.html .

Полноразмерный макет станции "Салют-7" на площадке перед музеем истории космонавтики в Калуге.
Полноразмерный макет станции "Салют-7" на площадке перед музеем истории космонавтики в Калуге.

Макет станции "Мир" "в сборе" и полноразмерный макет базового блока есть в Мемориальном музее космонавтики. Более интересно станция представлена в павильоне "Космос", но размещена там совершенно не фотогенично.

Макет станции "Мир" в Мемориальном музее космонавтики.
Макет станции "Мир" в Мемориальном музее космонавтики.
Макет базового блока станции "Мир" в Мемориальном музее космонавтики.
Макет базового блока станции "Мир" в Мемориальном музее космонавтики.
Шлюзовой отсек станции "Мир". Мемориальный музей космонавтики.
Шлюзовой отсек станции "Мир". Мемориальный музей космонавтики.
Скафандр "Орлан", использовавшийся на станции "Мир". Мемориальный музей космонавтики.
Скафандр "Орлан", использовавшийся на станции "Мир". Мемориальный музей космонавтики.

Реактивное средство перемещения в открытом космосе (СПК). СПК испытали Александр Серебров и Александр Викторенко на станции "Мир" в 1990 году. Больше испытаний не проводилось, сама установка все последующие годы находилась на станции "Мир" и сгорела вместе с ней.

СПК и скафандр "Орлан". Мемориальный музей космонавтики.
СПК и скафандр "Орлан". Мемориальный музей космонавтики.
КБшный экземпляр СПК. Мемориальный музей космонавтики.
КБшный экземпляр СПК. Мемориальный музей космонавтики.
Рабочий отсек станции "Мир". Мемориальный музей космонавтики.
Рабочий отсек станции "Мир". Мемориальный музей космонавтики.
Санузел станции "Мир". Мемориальный музей космонавтики.
Санузел станции "Мир". Мемориальный музей космонавтики.
Ассенизационно-санитарное устройство корабля "Союз".
Ассенизационно-санитарное устройство корабля "Союз".
Гигиеническая укладка.
Гигиеническая укладка.
Аптечка из комплекта выживания.
Аптечка из комплекта выживания.

Возможно, со временем экспозиции пополнятся и модулями от МКС. Пока станция представлена не очень фотогеничными макетами.

Макет МКС в Мемориальном музее космонавтики.
Макет МКС в Мемориальном музее космонавтики.

Станция "Алмаз" была разработана в КБ В.Н. Челомея и предназначалась, в основном, для ведения фотографической и радиотехнической разведки. Всего было запущено 5 станций, пилотируемые маскировались под "Салют-2", "Салют-3" и "Салют-5". Программа свёрнута в 1978 году.
В КБ сохранилось много макетов различного назначения, поэтому "Алмаз" в том или ином виде есть и в Калуге, и в павильоне "Космос", и в Мемориальном музее космонавтики.

Станция "Алмаз", она же - "Салют-5". с кораблём "Союз" и транспортным кораблём снабжения (ТКС). Реально такой конфигурации не существовало - стыковка "Алмаза" с ТКС пополнила список нереализованных проектов.
Станция "Алмаз", она же - "Салют-5". с кораблём "Союз" и транспортным кораблём снабжения (ТКС). Реально такой конфигурации не существовало - стыковка "Алмаза" с ТКС пополнила список нереализованных проектов.
И снова - про удобство осмотра экспонатов в Калуге.
И снова - про удобство осмотра экспонатов в Калуге.

Многоразовый спускаемый аппарат транспортного корабля снабжения. Разрабатывался в рамках проекта "Алмаз". Пилотируемый полёт так и не состоялся, в беспилотном варианте было несколько успешных запусков, в том числе, и со стыковкой со станциями "Салют-6" и "Салют-7" в качестве грузового корабля -

-125
Пушка, устанавливающаяся на станцию "Алмаз" для "противодействия враждебной деятельности". Музей в Калуге.
Пушка, устанавливающаяся на станцию "Алмаз" для "противодействия враждебной деятельности". Музей в Калуге.

Советская лунная программа осталась в макетах.

Лунный модуль в Мемориальном музее космонавтики.
Лунный модуль в Мемориальном музее космонавтики.
Скафандр "Кречет", разработанный для работы на поверхности Луны. Обратите внимание на аксессуары - лопаточки, захваты. Мемориальный музей космонавтики.
Скафандр "Кречет", разработанный для работы на поверхности Луны. Обратите внимание на аксессуары - лопаточки, захваты. Мемориальный музей космонавтики.
Орбитальный (правда, тренировочный) скафандр Майкла Коллинза. Того самого, который оставался на лунной орбите, когда Нил Армстронг сделал первый шаг на Луне. Мемориальный музей космонавтики.
Орбитальный (правда, тренировочный) скафандр Майкла Коллинза. Того самого, который оставался на лунной орбите, когда Нил Армстронг сделал первый шаг на Луне. Мемориальный музей космонавтики.

Вот ещё, на мой взгляд, удачные инсталляции в Мемориальном музее космонавтики -

-130
-131

А это просто грусть, картинки-настроения -

-132
-133

Ну, вот как-то так.

-134


Наука
7 млн интересуются