Найти в Дзене
Математикс

Что такое ЕГЭ? На примере профильного ЕГЭ по математике

Вот уже на протяжении 11 лет, в начале июля или в конце мая, школьники массово идут сдавать ЕГЭ по математике. Несмотря на то, что экзамен за эти 11 лет претерпел существенные изменения, а с 2015 года и вовсе распался на два уровня - базовый и профильный, его основная суть не изменилась.

Все это время ЕГЭ уверенно и систематически подвергается критике. Не буду сейчас повторять основные тезисы критиков, вы их и так прекрасно знаете. Не буду и пытаться опровергнуть эти тезисы. Лучше попытаюсь объяснить, что же такое ЕГЭ. Так как, на мой взгляд, именно в непонимании того, что это такое, лежит весомая доля неприятия этого экзамена. При этом, абсолютно не собираюсь переубеждать критиков. Статья скорее направлена на тех, кто сам будет сдавать профильный ЕГЭ по математике или чьи дети будут его сдавать. Так как именно в понимании сущности экзамена лежит ключ к правильной подготовке к нему для всех групп школьников.

И так, начнем. В те времена, когда не было никакого ЕГЭ, выпускники сдавали по математике два экзамена - выпускной и вступительный.

Выпускной представлял из себя некую формальность. Школьный учитель и так прекрасно знал, какую оценку следует поставить тому или иному ученику. Задания соответствовали тому, что изучали в школе (тут стоит сразу отметить, что выпускной экзамен в обычной школе и физико-математической серьезно отличался).

Вступительный (конкурсный) экзамен, разумеется, никакой формальностью не являлся. Сложность задач непосредственно зависела от "крутизны" ВУЗа и к такому экзамену нужно было специально готовится. Наиболее объемный набор задач с вступительных испытаний собран в книге Куланина Е.Д "3000 конкурсных задач". Собственно она (наряду со сборниками Сканави и Ткачука) и являлась основным инструментом для подготовки к вступительным испытаниям по математике. Вот цитата из сборника:

К сожалению, нередко можно увидеть, как при комментировании сложности конкурсных задач используется термин "школьная программа", но при этом, не уточняется какая именно. Традиционно, по математике существует две программы: обычная и углубленная, а с учетом разнообразных реализаций этих программ на практике - и того больше. Например, нередко в обычных школах есть класс с углубленным изучением математики. Однако, это может совсем не означать, что для обучения в нем используется углубленная программа, и это не потому, что "учитель плохой", а потому, что эту углубленную программу просто некому там преподнести, её никто не поймет. Так как почти все те , кто способен её освоить уже находится в физико-математической школе.
К сожалению, нередко можно увидеть, как при комментировании сложности конкурсных задач используется термин "школьная программа", но при этом, не уточняется какая именно. Традиционно, по математике существует две программы: обычная и углубленная, а с учетом разнообразных реализаций этих программ на практике - и того больше. Например, нередко в обычных школах есть класс с углубленным изучением математики. Однако, это может совсем не означать, что для обучения в нем используется углубленная программа, и это не потому, что "учитель плохой", а потому, что эту углубленную программу просто некому там преподнести, её никто не поймет. Так как почти все те , кто способен её освоить уже находится в физико-математической школе.

Переведу с "тактичного" языка Куланина на "прямолинейный":
"Если вы учитесь в обычной школе и имеете 4-5 по математике, то задачи группы А вы может быть еще и освоите. Задачи группы Б большинству не по зубам, нужно иметь либо талант к решению математических задач, либо , взамен таланта, невероятную трудоспособность. Задачи группы В предназначены для лучших учеников физико-математических школ." (Еще раз напомню, эти задачи придумал не Куланин, это задачи с реальных вступительных испытаний!)

То есть, задачи на вступительных экзаменах порой были нацелены не только на банальный отсев всех тех, кто пришел поступать на данный факультет из обычной школы, но даже на выбор "лучших из лучших" из ФМШ.

Теперь перейдем к ЕДИНОМУ Государственному Экзамену.
Единый он потому, что:
Выпускной + Вступительный = Единый
Это, как несложно догадаться, значит, что задачи экзамена можно разбить на две группы.

1) Задачи выпускного экзамена. Соответствуют обычной школьной программе. Если выпускник обычной школы имеет 4-5(настоящие), то он с ними справится. Даны в таком количестве, чтобы комфортно (то есть с правом на несколько ошибок) набрать минимальный балл, необходимый для поступления в ВУЗ на платной основе. Естественно, ни а каком поступлении на бюджет в "крутой" ВУЗ при решении всех задач из этой группы речь не идет. (Можно набрать ~64 балла из 100 за решение всех таких задач)

2) Задачи вступительного(конкурсного) экзамена. Предназначены для "зарубы" между выпускниками ФМШ за бюджетные места в лучших ВУЗах, а также теми талантами, которые по недосмотру остались в обычных школах. Задачи, как несложно догадаться, не соответствуют тому, что изучают в обычной школе. Нет, конечно обычный ученик может "упершись рогом" потратить кучу сил и времени (а его родители денег) на то, чтобы освоить 2-3 из 7 конкурсных задач, но это не приведет к существенному росту его итогового результата (в лучшем случае приведет в улучшению результата на 10-15 баллов).

Интересно, что типовой набор конкурсной части ЕГЭ не сильно отличается от типового набора задач вступительных экзаменов прошлых лет или даже ДВИ МГУ лет текущих, давайте посмотрим:

1. Алгебраическая разминка. 2. Текстовая задача на прогрессию 3. Тригонометрическое уравнение 4. Неравенство 5. Планиметрическая задача. 6. Задача с параметром 7. Стереометрическая задача
1. Алгебраическая разминка. 2. Текстовая задача на прогрессию 3. Тригонометрическое уравнение 4. Неравенство 5. Планиметрическая задача. 6. Задача с параметром 7. Стереометрическая задача

ДЕМО ЕГЭ 2022:

12. Тригонометрическое уравнение. 13. Стереометрическая задача. 14. Неравенство. 15. Текстовая экономическая задача 16. Планиметрическая задача. 17. Задача с параметром. 18. Маткружковская задача.
12. Тригонометрическое уравнение. 13. Стереометрическая задача. 14. Неравенство. 15. Текстовая экономическая задача 16. Планиметрическая задача. 17. Задача с параметром. 18. Маткружковская задача.

Итого, совпадение типов задач по 5 позициям из 7. (стоит отметить, что задачи одинакового типа могут быть совершенно разные по тематике и сложности. Например, задача с параметрам ДВИ МГУ, как правило, посвящена свойствам функций - ограниченность, монотонность, инвариантность; задача с параметром ЕГЭ - графические интерпретации, логический перебор, исследование квадратного трехчлена).

ИТОГО:

Профильный ЕГЭ по математике - это сочетание выпускного и конкурсного экзамена. Первая часть его задач рассчитана на всех, её успешное выполнение дает право поступить в ВУЗ на платной основе. Вторая часть задач рассчитана на выпускников ФМШ и лучших учеников профильных классов обычных школ. Её успешное выполнение позволить претендовать на бюджетные места в лучших ВУЗах.

Ключом к успешной подготовке является грамотное оценивание своих сил. Как их оценить, спросите вы? Наиболее точную инструкцию дает Р.К. Гордин в предисловии к своему пособию для подготовки к планиметрической задаче:

Гордин Р.К. Математика. Геометрия. Планиметрия. Задача 16 (профильный уровень)
Гордин Р.К. Математика. Геометрия. Планиметрия. Задача 16 (профильный уровень)

P.S. Думаю уже понятна ключевая ошибка в подготовке к ЕГЭ. Но об этом в следующей статье...