Сегодня, несмотря на кажущуюся очевидность события, многие историки пытаются доказать, что на самом деле никакой Невской битвы попросту не было, а была так- мелкая стычка местного значения, о которой-то и говорить не стоит.
Немного истории
Еще при Ярославе Мудром шведы не единожды пытались атаковать Ладогу шведы дважды нападали на Ладогу, а после кратковременного затишья, с начала 12-го века шведская экспансия стала набирать обороты.
Уже в 1142 году новгородские торговые корабли были атакованы шведским флотом. Ответ не заставил себя ждать - 1164 году наши разбили у Воронежки крупный шведский отряд, а в 1187 совместными силами новгородцев и карельских племен была разграблена шведская Сигтуна.
И вновь, договорившись на какое-то время, шведы успокоились. Казалось бы, надолго. Но в 1239 году на Русь пришёл хан Батый. Не воспользоваться такой ситуацией шведы не могли. Правда, первой начала Литва, быстро прихватив себе Смоленск.
Шведские же войска немного припоздали, высадившись в июле 1240 года на месте впадения реки Ижоры в Неву. Командовал отрядом зять шведского короля Эрика XI Леспе Биргер Магнуссон.
Решив не ждать помощи, Невский, имея на руках сведения, что немецкий орден также готовит нападение, понял, что если дождаться войны на два фронта, то всему наступит конец. Разорённая Батыем Русь попросту не сможет себя защитить.
Невская битва
Реконструктор битвы историк Ю.К. Бегунова считает, что план Невского был построен, в первую очередь, на неожиданности, а во вторую на том, что часть шведов находилась на кораблях:
«князь Александр исходил из того, что большая часть неприятельских судов стояла у высокого, крутого берега Невы, причем значительная часть войска находилась на судах (остановка была временной), а рыцари, наиболее боеспособная сила шведов, расположились на берегу в укрепленном лагере, окруженном рвом. …В случае успеха двойного удара часть рыцарского войска оказалась бы зажатой в своеобразный угол…».
Поэтому Александр Невский собрал дружину, новгородское ополчение и, незаметно для шведов совершив марш, неожиданно атаковал построенные шведские укрепления.
Сама битва произошла 15 июля. Застигнутые врасплох и прижатые к кораблям, шведы продержались около суток, а затем бежали на другой берег реки.
Итогом сражения стало то, что шведы не смогли укрепиться на Ижоре, а также надолго потеряли охоту вообще посещать Русь с военными целями, целиком и полностью отдавшись покорению финских племен.
Однако некоторыми историками оспаривается и сам факт битвы, и ее грандиозность.
Невской битвы не было? Рассмотрим версию
Например, некий писатель Винничук изрек:
Скорее всего, не было никакой битвы. Шведы с новгородцами встретились и заключили договор (после которого три столетия не воевали). Потом состоялся турнир и совместная пьянка. В пьяной драке и погибло немного народу. Остальное – фантазия летописцев.
Это самый яркий образчик псевдоисторического бреда, который пишут «эксперты» больше ради поднятия собственного рейтинга.
Но мы внимательно рассмотрим эту версию. И начнем с того, что Невский напал на шведов силами 1300 человек (800 конных и 500 пеших). Далее, после битвы часть погибших шведов была похоронена в братской могиле, а остальные погружены на два корабля и затоплены в реке. По некоторым сведениям, русские потеряли в бою около 20-ти знатных воинов.
Итак, двадцать воинов – это много или мало? Начнём с того, что знатный воин в русской армии соответствовал конному рыцарю в европейской. А один рыцарь стоил минимум десяти пеших воинов. Во-вторых, рассмотрим логику господина Винничука.
По его мнению, два начальника, Невский и Леспе Биргер Магнуссон, встретившись, решили, что воевать – это плохо, а не воевать – это хорошо. Вполне можно согласиться, с этим никто спорить не будет.
А вот далее, решив отметить «мирный договор», два военачальника организовали массовую пьянку, а потом вообще затеяли рыцарский турник (или пьяную драку) в которой только Невский потерял два десятка самых лучших и подготовленных воинов!
Говоря современным языком, два командующих армиями ради потехи решили уничтожить собственную войсковую элиту. Зачем? А просто так захотелось.
Безумие подобных версий в том, что авторы начинают сами верить в собственную транслируемую чушь.
Если вспомнить, что турниры, как правило, проводились в конном бою, а только хороший конь в те времена мог стоить двух деревень, то не кажется ли слишком расточительны подобный пьяный загул?
Но в подобных псевдо исследованиях такие же псевдо историки всегда в тексте высекают сами себя. Вот и в приведённой выше цитате сказано, что после той самой пьяной драки шведы не совались на Русь почти 300 лет.
Какая-то странная драка.
Возьмем пример из недалекого пошлого. Первая Мировая немцев не научила ничему, и спустя 21 год они начали Вторую. А здесь целых триста лет от беспокойного северного соседа ни слуху, ни духу.
Какой вывод? Правильно. 15 июля 1240 года шведы потерпели настолько сокрушительное поражение, что из король просто не мог себе позволить на будущее подобное расточительство. Если после каждой вылазки терять по два корабля солдат, то такими темпами скоро в Швеции не останется вообще никого.
Поэтому, чтобы там не говорили винничуки, невская битва имела огромное значение, и являлась тогда и сейчас образцом блестяще проведенной военной операции.