Найти тему
Шпионские страсти

Операция «Коллеги». Повысить доверие к агенту*

1977 год

СССР

В мае 1974 года Азбель выехал на постоянное жительство в США. Перед отъездом он передал «Эрвину» свой личный научный архив, состоявший из значительного количества авторефератов докторских и кандидатских диссертаций, статей по вопросам химического машиностроения и физики. В соответствии с достигнутой договорённостью агент должен был переправить этот архив в США.

После того как выяснилось, что материалы архива не содержат секретов и потому передача их за границу не нанесет ущерба СССР, агенту рекомендовали рассказать о данном ему Азбелем поручении связанному с ЦРУ второму секретарю американского посольства М. Левицки, установлению отношений с которым способствовал, Рубин.

Митинг в Колумбийском университете в поддержку Виталия Рубина
Митинг в Колумбийском университете в поддержку Виталия Рубина

После нескольких встреч на квартире Рубина, проведенных под аудиоконтролем, было отмечено, что американец весьма заинтересовался «Эрвином». Дипломат выяснял возможности агента, идеологически обрабатывал его, уточнял биографические данные, назначил и с соблюдением конспирации осуществил несколько встреч в различных местах города. Представителя ЦРУ особенно интересовала информация «Эрвина» об архиве Азбеля, его просьба оказать содействие в пересылке материалов в США.

"Эрвин" - Александр Липавский (справа)
"Эрвин" - Александр Липавский (справа)

Стало заметным усиленное внимание к нашему негласному помощнику Рубина и его жены Аксельрод. Они настойчиво расспрашивали агента о его планах, изучали взгляды и настроение, связи агента, пытались выяснить, какими возможностями он располагает для сбора секретной и иной информации.

Анализ всех этих обстоятельств позволил сделать вывод о вероятной подготовке американцами вербовки «Эрвина». В создавшейся оперативно выгодной для органов КГБ ситуации было принято решение провести мероприятия, способствующие укреплению доверия спецслужб США к «Эрвину».

Агенту разрешили передать архив Азбеля за рубеж через Левицки, что помимо прочего дало возможность взять под контроль выявленный канал связи еврейских националистов с заграницей.

Поскольку в марте и мае 1974 года из Израиля на имя агента дважды направлялись приглашения, ему было рекомендовано подать в ОВИР ГУВД Мосгорисполкома заявление о выезде в Израиль на постоянное жительство со всеми членами семьи. После прохождения документов через соответствующие инстанции он получил официальный отказ в выезде по режимным соображениям. В качестве мотива было избрано то обстоятельство, что агент как врач имеет отношение к освидетельствованию допризывников и лиц, демобилизованных из Советской Армии, и якобы знает дислокацию ряда воинских частей.

В тот же период «Эрвин» с целью облегчить выполнение заданий попросил, чтобы УКГБ установило оперативный контакт с его женой. Ей было разъяснено, что муж помогает органам КГБ в решении вопросов государственной важности, и высказана просьба оказывать ему содействие.

Учитывая, что после подачи «Эрвиным» заявления в ГУВД Мосгорисполкома о выезде в Израиль руководство медсанчасти, где он работал, понизило его в должности (с заместителя председателя медкомиссии до рядового врача), было принято решение для возмещения разницы в зарплате и в качестве поощрения выплачивать ему ежемесячное вознаграждение в сумме 80 рублей.

Такое проявление заботы оказало на агента благоприятное воздействие.

Подача документов на выезд в Израиль, официальный отказ, а также «репрессии» администрации по месту работы повысили доверие американцев к «Эрвину» и позволили агенту еще более укрепить свое положение среди националистов.

(Источник: В. Новицкий, С. Кузнецов)

*Начало смотри в публикациях «Оерация «Коллеги». Подготовка и внедрение «Эрвина»», «Операция «Коллеги». Группа Азбеля - Рубина»