Историю рассказала моя коллега. В их детском саду был организован день родителя-волонтера. Цель: привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу. Одним словом показать изнанку работы воспитателя, попробовать на себе работу педагога.
Единственным условием было наличие сан.книжки с пройденным медосмотром. Такие есть у медперсонала, педагогов, работников пищевых производств, продавцов, работников кафе и т.п.
С группы коллеги, волонтерами стали 4 человека. Они распределили между собой такие мероприятия, как организация досуга в группе, подвижные игры на прогулке, театральное представление во второй половине дня.
Всё было серьезно. Родителям помогли в подготовке старший воспитатель и психолог детского сада. Было оговорено, что воспитатель присутствует в тот день, конечно, но вмешивается как можно меньше в эти мероприятия.
В группу родителей-волонтеров попала мама, про которую воспитатель сказала: «Я не ожидала, что она согласится на эту работу». Дело в том, что эта женщина по 5-8 раз в день писала воспитателю в Viber с требованиями незаметно сфотографировать и показать ей, чем занят сейчас её ребенок. Не обижают ли его, правильно ли он одет на прогулку, как он поел и т.п.
Если её ответ долго игнорировали, звонила с той же просьбой.
На объяснение, что идет воспитательно-образовательный процесс не реагировала. Даже в родители в чате предложили ввести определенное время для обратной связи, чтобы не отвлекать педагогов.
Но мама по-прежнему в вайбере задавала массу вопросов: «А почему вы не сделали то-то и то-то?». Порой грозила жалобами. Если в группе пытались вмешаться, успокоить, отвечала:
– Если вам всё равно, как к вашим детям относятся, молчите. Я молчать не стану.
Воспитатель испытывала постоянное напряжение.
Так педагог описывала свое состояние:
– Услышу звук вайбера, сразу пальцы начинают дрожать, лицо краснеет.
Напарница раз подшутила в тихий час, когда очередное послание «прилетело»:
– Возлюбленного себе завела? Он тебе пишет?
– А у меня слезы на глазах…Первое время пила афобазол, травяные сборы. Но все равно скакало давление, мышцы шеи, плеч стали как каменные. Пришлось принимать препараты посерьезнее.
Казалось бы, хорошему, опытному педагогу не о чем волноваться. Делай свою работу, не обращай внимания. Но я уже поняла, что с этим родителем невозможно договориться. Ей почему-то всякий раз было важно доказать, что я делаю всё не так. Прямо настоящая травля, какая-то.
Все изменил день волонтера-родителя
Свехтребовательной маме выпало организовать для детей группы прогулку.
На прогулке вдруг стали приходить сообщения на её Viber:
– Извините, мы знаем, что сегодня вы с нашими детками. Скажите, Матвею одели кофту?
– Сфотографируйте, а еще лучше снимите на видео, пожалуйста, Жанну. Она жалуется, что на прогулке с ней никто не играет.
– Почему у моего ребенка не завязан пояс. Неужели сложно завязать?
Но родительское сообщество этой группы перестаралось… Минут через 30 мама поняла, что ее троллят и перестала отвечать. Хотя потом начались звонки от родителей. На пару она ответила, затем что-то написав в чате, отключила звук.
Эта женщина улыбалась, но теперь пальцы дрожали у неё. Да и дети, усвоив, что сегодня на прогулке главная «новая, не очень опытная тётя», спешили делать то, что им обычно запрещено: один схватил палку, второй отбежал к границам участка, третий стал бросать песок.
Воспитателя группы в это время сдерживали другие родители-волонтеры, что-то шептали ей на ухо. Но в какой-то момент она отстранилась от этой опеки, и пошла помогать наводить порядок.
– То, что родители задумали поставить эту маму на моё место, я, честное слово, не знала. Но не хочу врать, я им благодарна. К чести той мамы тоже отмечу, что она не развернулась, не ушла. Отбыла родителем-волонтером как положено. Нет, она не просила прощения и ничего про тот день не высказывала. Но с той поры прекратились её многочисленные просьбы в вайбере.
Через несколько дней она сказала:
– У меня к вам большая просьба: если с моим ребенком за день что-то случится, не скрывайте от меня. Говорите всё, как есть. Для меня это важно.
Я надеюсь, что когда она сама столкнулась с трудностями в организации группы детей, а другие родители ей тем временем звонили и писали каждый про своего ребенка, она поняла, насколько важно не отвлекать педагога от его работы.
***
Если вы обратили внимание, в рассказе воспитателя прозвучала слово «травля», «с человеком было невозможно договориться». Психологи называют это «буллингом». Сейчас много делается работы про профилактике буллинга в детской среде.
Но буллингу может подвергаться и взрослый человек: педагог или родитель. Выход их этой ситуации всегда один – если сообщество не поддерживает буллера (зачинщика), травля прекращается.
В данном случае родительское сообщество сплотившись, смогло поставить буллера на место жертвы.
Дети от этого только выиграли, еще долго вспоминая день, когда «воспитательнице помогали наши мамы».
Ваш Психолог из детсада.
#детскийсадисемья #воспитатели #проблемабуллинга