Казалось бы, что может быть проще? Модель, не акцентирующий на себе внимания фон, более или менее правильно поставленный свет и вуа ля!….но это только «казалось бы».
На самом же деле сделать портретный снимок, чем то похожий на картину и привлекающий внимание зрителя далеко не так просто.
Я постараюсь немного разобрать эту тему на примере моего любимого жанра «классический художественный портрет». Прошу обратить внимание на слово «художественный». Начну с ошибок.
И самая первая ошибка - это неподготовленность образа.
Дело в том, что несмотря на кажущуюся простоту кадр должен быть очень хорошо продуман. Хорошего опыта постановки кадра мало. И вот в этом как раз беда многих фотографов «со стажем», которые хорошо знают, как поставить свет и какой объектив использовать, но совершают ошибки, которые сводят их опыт к нулю. И на первый взгляд, чем может испортить кадр такая мелочь, как маленькие часики, цепочка с крестиком или серёжки. Запросто может!
Возьмём мой любимый эффект, я его называю «вне времени». В этом названии и скрывается главная фишка удачного портрета!
На фотографии не должно читаться время, в котором существует персонаж, в нашем случае модель. Это придаёт некой загадочности, заставляет додумывать, размышлять и соответственно привлекает внимание зрителя.
Что использую я и как добиваюсь нужного эффекта:
Одежда. Простые ткани, без современных и слишком контрастных принтов и рисунков. Цвета, которые можно «вытянуть» в глубокие и красивые оттенки на этапе постобработки. Иногда круто смотрятся фактурные ткани, кружево или «крупная вязка» в шерстяных изделиях.
Макияж. Естественный, без перебора в количестве туши, теней, подводки.
Продуманные украшения или их отсутствие вообще. Любая деталь, даже самая маленькая - должна быть частью сюжета! И иметь право на существование только тогда, когда это продумано и специально использовано для этого кадра. Даже маленькое колечко может испортить кадр или же наоборот сделать его шедевром!
Реквизит. Только тот, который добавляет смысла или же художественной ценности кадру.
Обработка. Не менее важная часть работы над фотографией, чем сама съемка и подготовка образа.
«Глубокие» цвета, звенящая резкость, «чистка» фона», тщательная ретушь….все эти этапы работы необходимо пройти, чтобы получить нужный результат.
Хоть на первый взгляд кажется, что снимок вполне естественным образом вышел из камеры - это далеко не так. Практически на всех этих фотографиях я отделяла модель от фона, работала отдельно с фоном, затем занималась прорисовкой волос и очень серьезной ретушью.
Вот пример До и После обработки.
ПОСЛЕ художественной ретуши:
ИСХОДНИК:
Конечно, ни один фотограф не даст вам такой результат в виде сотни кадров. Это штучные работы или другими словами «работа на один кадр». Ну если не на один, то на 5-7, не больше. Но в том то и ценность каждого снимка.
Немного о позировании. Конечно, модель, которая приходит впервые на профессиональную фотосессию волнуется и ей сложно сделать «нужное» выражение лица. И это абсолютно нормально.
Лучше всего начать просто искать хорошие ракурсы и позы. Когда модель немного привыкает к камере - смущение и скованность уходят. И только тогда можно начинать работать над эмоциями для кадра.
Нужно постараться задуматься хоть на несколько секунд о чем то важном, своём, может быть даже вспомнить что то, что когда то тревожило. Или же наоборот то, что вызывает самые тёплые и позитивные чувства. Хороший фотограф поймает это в кадре обязательно.
Не нужно играть роль на целый спектакль, хватит пары минут на каждую серию снимков.
Старайтесь не забывать про руки! В портрете они не должны быть обрезаны. Точнее, это не желательно, но всем правит концепция! Если так задумано - вопросов нет.
Кисти рук, пальцы желательно тоже расслабить. Красивые руки в кадре - это уже почти победа!
Я не буду описывать позы, их подскажет фотограф, да и на чужих фотографиях можно найти много вариантов для своей фотосессии.
Самое важное в позировании - отсутствие скованности и чрезмерного стеснения перед камерой. Все остальное приходит в процессе съемки. И даже если вы пришли на первую свою фотосессию, фотографии все равно получатся! Главное настроится на позитив и получение удовольствия от процесса, всё остальное - работа фотографа.
А вот несколько примеров, где образ совмещает в себе разные стили, в том числе указывает на современность. Но в то же время «художественность» и классика в портрете сохраняется, благодаря технике съемки и специальным приемам постобработки. И опять же, продуманна каждая деталь, ничего лишнего в кадре нет. Только то, что придаёт изюминку образу.
Ну и самое главное - художественный портрет это глубокая, интересная история выраженная в одной фотографии. Это чей то характер, или же чьи то чувства и мечты. Если относиться к работе над портретом именно так, то он обязательно получится.
Надеюсь было полезно, как для фотографов, так и для моделей. Спасибо за внимание!