Служба в подводном флоте хранит в себе многие опасности. Как мы уже знаем, к гибели лодки и всего экипажа, кроме действия вражеской стороны, может привести любая случайность. И если ошибка экипажа, или капитана, явление вполне осмысляемое, то уничтожение лодки по вине третьих лиц – событие чрезвычайное.
Надевайте тёплые вещи, Котаны, за окном зима. Мы отплываем.
Январь 1918 года. Первая мировая война в самом разгаре. Только недавно закончилось безрезультатное Ютландское морское сражение, не обеспечившее Великобритании победы на море. Грэнд–флит отстаивается на своей главной базе Розайт, (Ферт–оф–Форт) время от времени выходя в море. Один из таких выходов был запланирован на 31 января.
Из-за угрозы со стороны германских подводных лодок, выход в море был запланирован ночью.
Флот выходил из бухты в одной кильваторной колонне, так как только так можно было пройти многочисленные боновые заграждения, не дающие пройти в бухту вражеским подводным лодкам. Флот выходил группами. Интервал между группами был около 5 миль.
В авангарде выходила эскадра легких крейсеров. За ней шла 13-я флотилия подводных лодок. В неё входил крейсер “Изъюриль” и лодки (в порядке следования) К-11, К-22, К-17, К-14, К-9. За ними шла эскадра линейных крейсеров. За крейсерами шла 12-я флотилия подводных лодок. В неё входил крейсер “Фирлесс” и лодки К-4, К-7, К-6, К-5, К-3. Замыкали построение эскадра линейных кораблей. Все корабли шли эскадренным ходом 21 узел, без огней ( даже кильваторных). Ночь была безлунная. Море спокойное.
Неприятности начались, когда 13-я флотилия лодок начала проходить внешнее боновое ограждение. На подводной лодке К-22 неожиданно заклинило руль в положении “право на борт”.
Описав полную окружность и благополучно разойдясь с К-17, она протаранила в борт К-14. В обеих лодках были затоплены носовые отсеки. Обе лодки потеряли ход.
Чтобы избежать столкновений, на обеих лодках зажгли ̶а̶в̶а̶р̶и̶й̶к̶у̶ ходовые огни, однако не оповестили никого в ордере об аварии. На головном линейном крейсере “Инфлексибл” огни заметили, но капитан подумал, что на пути оказалась группа траулеров.
“Колонна-то без огней идёт, скорость не сбавлять, пройдем у траулера за кормой” – были слова капитана. Однако К-22 была в 4 раза длиннее, чем траулер. В результате столкновения крейсер срезал ей корму – не в переносном, а в прямом смысле слова. После чего чудом находящиеся на плаву К-22 и К-14 начали дрейфовать к южному берегу залива Ферт-оф-Форт.
В это время командир 13-й флотилии, находившийся на крейсере “Изъюриль”, обнаружил пропажу двух лодок. Приказав лодкам следовать за ним, “Изъюриль” развернулся и пошел назад искать пропажу. В темноте корабли были плохо различимы. По силуэту линейного крейсера “Куин Элизабет” капитан “Изъюриль” предположил, что весь флот уже прошел и отдал приказ рассредоточиться для поиска.
В результате шедший в следующем формировании крейсер “Фирлесс” на полном ходу наскочил на К-17, разломив лодку перед рубкой. Носовая часть осталась на плаву, а кормовая утонула. Капитан “Фирлесс” оказался адекватен и доложил по радиосвязи на другие корабли, предупредив их об аварии. Лодки из его формирования начали расходиться: К-4 и К-7 вправо, а К-5 и К-6 влево. В темноте лодка К-6 врезалась в неидентифицированный объект и получила повреждения. К-4 врезалась в дрейфующую часть К-17 и затонула вместе с ней. Из личного состава К-17 “Фирлесс” удалось спасти восемь человек.
Итог похода вызывал трепет: было повреждены три и уничтожены две подводные лодки. Погибло 115 матросов и офицеров. Серьёзные повреждения получил крейсер “Фирлесс”. Что же стало причиной? Роковая случайность? Но случайность ли? Чтобы ответить на вопросы, нужно вспомнить, как показали себя лодки данного типа в эксплуатации.
Подводные лодки типа “К” были спроектированы английскими специалистами как эскадренные, то есть предназначенные для совместных действий с надводными силами флота. На вооружении лодка имела имела 8 (восемь!!!) торпедных аппаратов, две 102-мм артустановки и 76 мм артустановку. Дымоходы паровых котлов в момент погружения закрывались специальными клапанами большого диаметра и высокого давления. Всего в период с 1915 по 1917 было построено 17 лодок типа “К”.
В 1915 году затонула во время испытаний, но была поднята и отремонтирована К-15.
29 января 1917 года во время испытаний погибла К-13. Из-за неисправности клапана котла в кормовых отсеках захлебнулось 32 человека. Остальных спасли на следующий день, лодку подняли, отремонтировали и ввели в эксплуатацию под “более счастливым” номером К-22. Насколько он счастливый – все уже знают)
В том же году без особых повреждений сели на мель К-1 и К-4.
В ноября 1917 года у датских берегов произошло столкновение ЭТИХ ЖЕ (>_<) лодок. В результате К-4 получила незначительные повреждения, а К-1, потерявшая ход, была затоплена командой.
В 1918 году провалилась за предельную глубину, но сумела всплыть К-3.
Уже после войны 20 января 1921 года во время учений, по неустановленной причине погибла К-5 вместе со всем экипажем ( 57 человек)
В 1920 году на внешнем рейде Портсмута затонула К-15.
В 1920 году Адмиралтейство, обеспокоенное частыми авариями с участием лодок типа “К”, решило вывести их из состава флота. Последние 3 лодки, построенные после войны (К-18, К-20, К-21), были доработаны и получили названия М-1, М-2, М-3.
Нельзя сказать, что М-1 оказалась удачливей предшественников. 12 ноября 1925 года М-1 погибла при столкновении с шведским пароходом “Видер” в Ла-Манше. М-1 вышла из Плимута, чтобы принять участие в учениях. Лодка обменялась сигналами с тральщиком «Ньюарк», после чего погрузилась и пропала без вести. Кое-что прояснилось, когда в Киль пришел шведский пароход «Видар», следующий из Кардиффа в Стокгольм. Капитан «Видара» сообщил, что в Ла-Манше в 7.45 натолкнулся на какой-то подводный объект. Капитан решил, что налетел на учебную мину, но так как пароход не пострадал, он продолжил путь. Только 16 ноября «Видар» прибыл в Киль, где стало известно об исчезновении М-1. Водолазы обследовали «Видар» и обнаружили погнутый форштевень и вылетевшие заклепки. Поиски продолжались до 2 декабря. М-1 была случайно обнаружена в 1990 г.
26 января 1932 года в 9.00 лодка М-2 покинула Портленд для проведения обычных учений. В 10.11 пришла радиограмма, что М-2 намерена в 10.30 пойти на погружение. Однако в 16.15 лодка в порт не вернулась, и тогда была поднята тревога. Потом прибыло сообщение от капитана каботажного парохода «Тайсайдер», что он видел лодку, погружающуюся кормой. Это встревожило капитана, но вскоре он снова увидел лодку. Эсминец «Торрид» нашел М-2 через неделю с помощью сонара. Водолазы подтвердили, что лодка лежит на песке с дифферентом на корму. Причиной гибели стали преждевременно открытые двери авиационного ангара (лодка была перестроена, как подводный авианосец).
Чтобы избежать новых жертв, адмиралтейство продало М-3 на металлолом.
По оценке английских экспертов, подводные лодки типа “К” – порождение ошибочного взгляда периода Первой мировой, сторонники которого решили, что быстрые лодки смогут решать задачи разведки для обеспечения боевого флота. Ошибочная концепция вела за собой неудовлетворительные в безопасности плавания технические решения. Большое отношение длины к ширине корпуса (12.8) ухудшало маневренность лодок, что при плавании в соединениях приводило к столкновениям. Применение в качестве двигателей паротурбин заставляло использовать ненадежную систему клапанов для закрытия трубопроводов большого диаметра. Отказы этих систем приводили к поступлениям воды в корпус и заканчивались печально.
На 17 построенных лодках типа “К” произошло 18 аварий, 7 из которых закончились гибелью лодки.
Автор - Евгений Евстюнин, #евстюнинкат