Династия промышленников Мальцовых прошла длинный путь развития – от провинциальных купцов до одной из богатейших дворянских семей. Члены её являлись хозяевами громадных фабрично-заводских районов Центральной России.
С этим родом связано начало бурного развития отечественного стекольного, бумагопрядильного, чугунолитейного производств и даже выпуск русских рельсов.
Начало пути
Династия Мальцовых берёт своё начало от Богдана Мальцова, записанного в число дворян в 1634 году. У его внука Василия, купца жившего в Гжатске (Смоленская область), было два сына - Василий "меньшой" и Василий "Большой" вот от этого "Василия Большого" началась история Мальцовской "стекольной империи".
В 1724 году Василий Большой стал компаньоном Н. Дружинина и С. Аксеновича, которые до этого основали хрустальную и стекольную фабрики в Карачевском и в Можайском уездах, близ города Гжатска. Но вскоре компаньоны один за другим умерли, и уже в 1730 году Василий Большой был единоличным владельцем фабрик.
Для расширения производства и выпуска высокосортного хрусталя Мальцов заключил контракт с тремя богемскими мастерами: резчиком Иосифом Генкиным, выдувальщиком Матиусом Томасевичем и шлифовщиком Иосифом Старком.
В 1740-е годы Можайский завод Мальцова становится одним из самых известных в России. Мануфактур-коллегией образцы Мальцовских изделий были признаны "наилучшими против иностранных" и разрешено владельцу ставить собственное клеймо на каждом изделии. На заводе в этот период изготавливали штофы, рюмки, бокалы, гравированные с позолотой.
Нравятся наши публикации? Поддержите авторов проекта «Бизнес – это люди»: подписками, лайками и комментариями!
В 1746 году наследники Василия – сыновья Александр и Аким – в Можайском уезде основали Новосельский завод, который изготавливал оконное стекло, хрустальную и стеклянную посуду. Но через год вышел указ, запрещающий строительство стекольных и железных заводов вблизи Москвы и Петербурга, с требованием убрать такие не менее чем за 200 верст от столиц. Указ стал началом для освоения Мальцовыми юго-западных окраин центра России.
В 1750 году Александр Мальцов переводит часть хрустальной фабрики в село Радутино, ныне Брянская область. В 1756 году Аким Мальцов на реке Гусь запускает в работу хрустальную фабрику. Новая фабрика положила начало Гусь-Хрустального. Затем в 1759 году Аким в близи села Никулино строит второй завод, на котором вырабатывает оконное стекло.
В 1760-е годы Фома Мальцов, двоюродный брат Акима Мальцова начал активно развивать стекольное производство. В 1764 году он основал стеклянную и хрустальную фабрику, а в 1775 году - Золотковскую фабрику в селе Золоткове, которая изготавливала посуду "хрустальную со шлифовкой, рисовкой и мулевкой". К началу XIX века Фома Мальцов владел 5-ю заводами, расположенными во Владимирской губернии.
В итоге, к концу XVIII века у семейства Мальцовых было 16 заводов.
После смерти Акима Мальцова в 1788 году Гусевская стекольная фабрика перешла к его жене Марии, которая умело руководила фабриками, возглавив мальцовское дело. Она сосредоточила свою предпринимательскую деятельность в Брянском уезде Орловской губернии. Построила серию мелких фабрик по выпуску стеклопосуды, а также заложила знаменитую Дятьковскую хрустальную фабрику.
В 1794 году сын Акима и Марии - Иван Мальцов - активно включается в управлении фабриками. Иван Акимович продолжил расширение дела: начал продавать товар в Персию.
Иван Акимович обладал острым деловым чутьем. Он искал новые прибыльные отрасли и находил их. Например, по некоторым данным, даже выстроил первый сахарный завод в России. В 1820 году он купил Людиновский и Сукремльский чугунолитейные заводы, положив начало Мальцовскому металлургическому делу, в 1828 году посадил виноградники и фруктовые сады в Крыму для производства десертных вин. Продолжателем дела отца стал младший сын, Сергей Иванович.
Сергей Иванович Мальцов: продолжатель металлургического дела
Сергей Иванович прославился как один из выдающихся организаторов промышленного дела в России. Начал он свою деятельность с воплощения давней причуды — строительства хрустального дворца в Крыму. Говорили, что он строил его из рекламных побуждений, чтобы громче заявить о себе.
После смерти отца, став хозяином 22 больших заводов, он в первую очередь реконструировал металлургическое производство и основал рельсопрокатный завод. В 1841 году с Людиновского завода вышли первые русские рельсы. На том же заводе были созданы первые паровые машины, первый русский пароход и первый винтовой двигатель. Кстати, этот двигатель до сих пор действует на корвете «Воин». На мальцовских заводах была выстроена и первая газовая печь мартеновской системы. Также на территории мальцовской промышленной империи был устроен первый в России частный телеграф.
Сергей Иванович также создал вспомогательные производства: кирпичное, смолокурение, канатное, лесопильное, писчебумажное, водочное, а также развивал сельское хозяйство. Что касается рабочих, то при управлении Сергея Ивановича заработная плата на его предприятиях была одной из самых высоких, рабочий день на вредных производствах был 8 часов.
Лозунг Сергея Мальцова: «Россия должна освободиться от иностранной зависимости. Всё своё!».
Но в 1866 году разразился кризис. Сергей Иванович оказался к нему не готов. Состояние его дел сильно подорвало производство вагонов и локомотивов, основанное Мальцевым под заказы правительства, которое отказалось оплатить заказ. Чтобы спасти предприятия, Сергей Мальцов учреждает промышленное товарищество, пайщиками которого стали он сам, его сыновья и ближайшие родственники. В это время упал спрос на сельскохозяйственные машины, а сам Сергей Иванович попал в дорожную катастрофу и был вынужден лечиться за границей.
Во время его отсутствия пайщики неумелым управлением довели дело почти до разорения. В 1885 году заводы были переданы под контроль казны. Дела пошли лучше, благодаря правительственным заказам. В 1894 году было образовано акционерное общество Мальцовских заводов. А в 1918 году все заводы были национализированы.
Иван Сергеевич Мальцов: продолжатель стекольного дела
Ещё один представитель династии Мальцовых. Двоюродный брат Сергея Ивановича – Иван Сергеевич Мальцов. Был богатейшим человеком России XIX века – некоронованный король русского хрусталя, дипломат, камергер Двора, действительный тайный советник, кавалер почти всех русских орденов и многих иностранных.
В 1823 году он стал владельцем ряда стекольных заводов во главе с Гусевской хрустальной фабрикой. К этому моменту данные предприятия работали в основном на межрайонный рынок: вырабатывали бутылочную посуду, стеклянную и хрустальную продукцию, листовое стекло. Из-за ограниченности в рынках сбыта, недостатка в путях сообщения при огромных расстояниях, отсутствия денежных вливаний и ряда других причин в стекольном производстве намечается застой.
Когда Иван Мальцов служил в министерстве иностранных дел, он часто ездил за рубеж в командировки. Помимо дипломатических дел Иван Сергеевич знакомился со стекольным производством Западной Европы.
Большое значение имели посещения Мальцовым стекольных заводов в Чехии, которые по производству стекла превзошли венецианцев. Обследовав богемские фабрики, Иван Мальцов узнал, что богемское стекло не имеет металлических оснований.
По примеру богемских заводов на Гусевской фабрике стали использовать простые стеклянные составы, взамен настоящего хрустального. Это повлияло на быстрое распространение и большое употребление дешевых изделий.
Мальцовы первыми из российских стеклопромышленников доказали возможность выделывания из обыкновенных, но тщательно очищенных составов, изделия, совершенно похожие на хрустальные (так называемый богемский хрусталь).
В XIX веке мальцовскую посуду можно было встретить в любой деревне, в любом трактире. Доступная всем, она проникла всюду. Уже в конце 30-х годов XIX века изделия Мальцовских заводов имели сбыт в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Киеве, Варшаве, Риге, Ташкенте, а также во всех торговых местах центральных губерний России.
Иван Сергеевич вкладывал значительные суммы на эксперименты, проводимые для хрустального производства. Впервые на мальцовских заводах удалось производство рубинового стекла, выкрашенного медью, уранового стекла, зеленовато-желтого цвета.
Благодаря Ивану Сергеевичу Гусевская хрустальная фабрика участвовала практически во всех художественно-промышленных выставках, начиная с первой Всероссийской мануфактурной выставки 1829 года.
Ещё одно новое дело: хлопчатобумажная промышленность
К середине 19 века Иван Мальцов закрывает ряд мелких стекольных заводов и подает прошение на заведение в селе Гусь бумагопрядильни.
К этому времени хлопчатобумажная промышленность достигла значительных размеров в России, однако, главнейшая отрасль этой промышленности - бумагопрядение производилась еще в скромных объемах.
В 1826 году Иван Сергеевич наладил изготовление нанки (бумажной ткани из грубой пряжи) в селе Гусь. С гусевской нанковой фабрики и начались первые шаги хлопчатобумажной промышленности Гусь-Хрустального.
Успешная работы бумагопрядильни создавала излишки товарной пряжи и это позволило иметь собственное ткачество. К 1861 году было закончено строительство ткацкой фабрики.
Социально-благотворительная деятельность
Иван Мальцов построил для рабочих больницу, аптеку, училище для детей мастеровых. По образцу западно-европейских французских рабочих поселков в Гусе-Хрустальном были построены добротные каменные дома, которые в настоящее время являются памятниками архитектуры XIX века. В этом плане Гусь-Хрустальный был одним из первых в России рабочих поселков. С запуском бумагопрядильни население при фабриках Мальцовых резко возросло. Но в 15 ноября 1880 года Иван Мальцев скончался.
Юрий Степанович Нечаев-Мальцов
У Ивана Сергеевича не было прямых наследников. Поэтому в итоге наследником многомиллионного состояния, ряда промышленных предприятий, в том числе Гусевской хрустальной фабрики, был объявлен племянник - Юрий Степанович Нечаев – сын сестры.
Вступив в права владения на 47-ом году жизни, он за 30 с небольшим лет успел сделать многое. В хрустальное производство он внес свой художественный дух. На Гусевской хрустальной фабрике внедрили передовые технологии, новые способы декорирования стеклоизделий - в технике "галле", "миллифиори", "ирризации", "люстр". Также внедрили поточные механизированные линии нанесения алмазной грани и кислотной обработки. Результатами продуктивной работы стали медали на Всероссийских мануфактурных выставках, международное признание - бронзовая медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
По завещанию Ивана Сергеевича Мальцова, который выделил огромную сумму на строительство ремесленного училища во Владимире, Юрий Степанович «довёл до ума» это заведение. В настоящее время здание функционирует как учебное заведение, в котором размещается авиамеханический колледж.
Ю. С. Нечаев-Мальцов большое значение придавал искусству и благотворительности. На его средства были построены различные благотворительные учреждения, ряд церквей в городах России и за рубежом. Но самым значительным вкладом его меценатской деятельности явился Музей изящных искусств, ныне Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина.
В октябре 1913 года Юрий Нечаев-Мальцов скончался. Наследниками были объявлены приёмный сын Элим Демидов и внучатый племянник Павел Игнатьев.
Павел Николаевич Игнатьев
По завещанию Павел Игнатьев стал владельцем мальцовских хрустальных заводов, расположенных в основном во Владимирской губернии, а также Новосельского стекольного завода в Тверской губернии и Тигодского стекольного завода.
При Игнатьеве на Гусевской хрустальной фабрике был налажен выпуск парфюмерной посуды. В 1917 году в силу плохого финансового состояния он был вынужден реорганизовать Гусь-Хрустальные заводы в акционерное общество «Товарищество Ю. С. Нечаева-Мальцова наследники».
Дальнейшие преобразования Павла Игнатьева были прерваны Октябрьской революцией. Последний хозяин мальцовских заводов вынужден был эмигрировать.
Нравятся наши публикации? Поддержите авторов проекта «Бизнес – это люди»: подписками, лайками и комментариями!