Сколько их было, дочерей, сестёр и супруг английских аристократов, не оставивших после себя никакой памяти, кроме, разве что, портретов, написанных известными или малоизвестными художниками? Не сосчитать.
Но были и те, которым удалось оставить память о себе. Они сами писали картины. Они сами писали книги. И Эмили Иден – одна из них.
Увы, сложно сказать, почему умная и красивая молодая аристократка, когда подошло время, не вышла замуж. Но... Несмотря на то, что ей так и не довелось стать хозяйкой в доме супруга, она стала хозяйкой в доме своего холостого брата Джорджа Идена, лорда Окленда. Несмотря на семилетнюю разницу в возрасте, они были очень близки, и именно с братом Эмили отправится в главное путешествие своей жизни. В 1835 он получил высокий пост - генерал-губернатора Индии, и с ним к месту назначения отправились две сестры - Эмили и Фанни.
Морское путешествие оказалось довольно изматывающим – пять долгих месяцев провели они на корабле. Поэтому неудивительно, что, когда 4 марта 1836 путешественники, наконец, достигли Калькутты, в радостной суматохе они полностью позабыли о том, что это был день рождения Эмили. Ей как раз исполнилось тридцать девять лет... Англия осталась далеко позади. Эмили будет тосковать по дому, но это не помешает ей с интересом впитывать новые впечатления.
А они свалились буквально лавиной. Конечно, Эмили и Фанни были дочерями барона и сёстрами графа, но к той роскоши, которая ожидала их в Индии, они оказались не готовы. Красная ковровая дорожка, расстеленная перед генерал-губернатором и его сёстрами при торжественной встрече, резиденция, которая, по словам Эмили, была больше похожа на "дворец из Тысячи и одной ночи", бесчисленные слуги, которые бросались к хозяевам, стоило тем только выйти из своей комнаты... "Это больше похоже на постоянное театральное представление. Всё такое живописное и совершенно не-английское", - писала Эмили.
О, она записывала буквально всё. Этот дневник, а, вернее, письма в форме дневника, уникален – жизнь Британской Индии 30-ых годов XIX века предстаёт во всём своём многообразии. Пусть взгляд автора довольно субъективен, пусть Индия показана такой, какой её видела "белая аристократка" – описания с массой подробностей не становятся от этого менее увлекательными.
Жизнь протекала хотя и в роскоши, но не в ленивой неге. Постоянные посетители требовали внимания, светская жизнь требовала усилий и твёрдой хозяйской руки. "Время для визитов у нас с десяти утра до часу дня, а принимать по сто или сто двадцать человек в день так утомительно, что теперь мы принимаем только по вторникам вечером и по четвергам утром, а в остальное время нас не будет дома".
Но вскоре лорд Окленд вместе с сёстрами двинулся дальше. "И снова по воде, и снова, и снова. Вот уже восемнадцать месяцев мы путешествуем – пароходы, шатры, горы". "Мы добрались до этого чудесного места с жизнерадостным пейзажем воскресным утром. Карликовые деревья, болота, тигры, змеи и река, которая то расширяется так, что больше похожа на озеро, то сужается, и деревья в джунглях задевают борта судна". Да, чтобы добраться до городов, приходилось терпеть неудобства, но Эмили относилась к этому с юмором – если уж верблюдам не нравится тащить на себе шляпные картонки, а от ударов корабля то об один берег, то о другой, мебель в каюте трясётся, а чернильница опрокидывается, заливая написанное, тут уж ничего не поделаешь.
В Лакхнау путешественников ожидал особо роскошный приём у наследника набоба этих земель: "Трон сделан из золота, балдахин и колонны покрыты тканью, затканной золотом и расшитой жемчугом и маленькими рубинами. Наш толстый приятель, князь, был разряжен так, чтобы соответствовать своему трону. Все его братья – по меньшей мере, двадцать человек - молодые джентльмены с весьма дурными манерами, тоже присутствовали. Жонглёры, танцовщицы и музыканты выступали в течение всего того времени, что мы завтракали. <…> После завтрака устраивали представление с бойцовыми слонами, носорогами и баранами, но мы, извинившись, отбыли, так как на подобных представлениях нередки несчастные случаи".
Город Дели её поразил. "На мили вокруг нет ничего, кроме огромных руин мечетей и дворцов, а в самом городе стоит самая прекрасная мечеть, которую мы только видели. Она прекрасно сохранилась; построена она из красного камня и белого мрамора; к трём сторонам мечети ведут великолепные беломраморные лестницы; сегодня, когда мы были там, они были целиком заполнены людьми в ярких одеждах, собравшихся приветствовать генерал-губернатора – я никогда не видела столь потрясающего зрелища".
Но дело было даже не в великолепии – для англичанки Эмили Иден в Дели воплотилась история Индии, блистательная и трагическая. Надпись на карнизе дворца Великих Моголов, выложенная драгоценными камнями, гласила: "Если есть на земле мир блаженства, то он здесь, здесь!", но сам нынешний Великий Могол, которого ей довелось увидеть, одиноко сидел в запущенном, некогда прекрасном саду, со стариком-слугой. "Вкратце, Дели – место, наводящее на размышления. Это то, что осталось от потрясающего могущества и богатств, которые уходят и уходят в прошлое; я не могу отделаться от мыслей о том, что мы, ужасные англичане, "натворили дел", свели всё к торговле, доходам, и всё, всё испортили..."
И всю это Эмили ещё и рисовала. Сохранилось более двух сотен её работ. Бумага, карандаши, перья, акварельные краски – всё это поставляли ей из Европы. Увлечение было серьёзным, и пусть Эмили Иден была и осталась художником-любителем, она действительно рисовала очень и очень неплохо. Но главное – эти акварели, изображающие Индию, поистине уникальны. Кого только и чего только нет на этих рисунках! От факиров до раджей, от руин до дворцов.
Индия на её рисунках и в её письмах – потрясающе яркая и красивая страна, и, пусть невольно, и даже сама сознавая это, Эмили поддерживала миф о "варварском великолепии, сияющем золотом и жемчугом". Но даже если и так, не осознавать хрупкости этого великолепия Эмили уже не могла...
Через несколько лет они вернутся в Англию. Индийский период в жизни Эмили Иден закончился. Но на самом деле всё только началось. В 1844 избранные рисунки были опубликованы в виде прекрасного альбома, "Князья и народы Индии". В 1866 году выходит книга "Вверх по реке: Письма, написанные сестре из Верхних Провинций Индии" – она имела огромных успех и неоднократно переиздавалась, даже в XX веке. Кроме того, Эмили опубликовала два романа, действие которых разворачивается в Англии.
Да, Эмили Иден, образованная, умная, одарённая женщина не оставила наследников. Но она оставила наследство, свои книги и рисунки. И благодаря им Индия – такой, какой она была более полутора сотен лет назад – оживает.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!