Взлеты и падения Золотой Орды, монгольского государства, которое было основано в Восточной Европе, в нашей стране, по понятным причинам, известны очень и очень хорошо. Про судьбу собственно Монгольской империи, которую также называют по-китайски династией Юань, мы тоже знаем неплохо: несколько столетий упорных попыток завладеть Южным Китаем, залихватские десанты в Японию, неудачное вторжение во Вьетнам – это все тоже вызывает большой интерес. Ильханат или государство Хулагуидов, ближневосточная держава монголов, славна боданием с мамлюками Египта, покорением остатков Сельджукской империи, дипломатическими контактами с папой римским.
А вот тот улус, который был отдан Чагатаю, расположенный в Средней Азии, приковывает внимание куда меньше. А зря: он почти на равных сражался с Тамерланом, нанося ему поражения, да такие, что никогда не был полностью завоеван; он совершал походы в Индию и находил смелость перечить великим ханам; в конце концов, именно чагатайские правители стали последними из чингизидов, кто держал в руках реальную власть, пусть и являясь чьим-то вассалом. Давайте расскажем об этой интересной стране.
После смерти Джучи, первенца Чингисхана, а затем и ухода на тот свет самого сотрясателя вселенной, Чагатай, его второй сын, оказался самым старшим по возрасту из чингизидов. Поэтому ему достались лучшие земли среди уже завоеванных, тогда как коренной улус, то бишь, сама Монголия, по традиции должна перейти во владение младших.
На втором курултае Монгольской империи, состоявшемся в 1229-м году, было принято решение избрать великим ханом третьего сына Угедэя. То ли сами князья постановили, то ли правитель сказал свое веское слово, но территории бывших ханств западных земель, т.е., прежние владения каракитаев, меркитов и найманов, отошли Чагатаю, хотя Чингисхан предполагал отдать их Джучидам.
Если использовать современную политическую географию, то на пике своей военной мощи Чагатайский улус охватывал юго-восточный и восточный Казахстан, всю Киргизию, Таджикистан, большую часть Афганистана, кроме дальнего юга и востока, Узбекистан, кроме Хорезма, запад Китая (ныне – Синьцзян) и совсем немного Монголии. Держава вышла славная, площадью в 6 миллионов квадратных километров. Это примерно равно площади Золотой Орды, но по населению чагатаи ее явно превосходили. Из-за географической близости сюда откочевали многие из монгольских племен, а самую мякотку составляли Тохаристан и Мавераннахр (в античности – Бактрия и Согдиана) – важные культурные и экономические центры.
Местные правители действовали автономно, и тем не менее, многие из них до начала 14-го века сели на трон по повелению общемонгольского великого хана. Они, хоть и неудачно, пытались участвовать в гражданской войне Толуидов, по итогам которой империю Юань возглавил Хубилай. У линии Джучи удалось перехватить владение частью Хорезма, хотя и ненадолго. Но затем эпоха активной внешней политики в ханстве закончилась, и оно надолго погрузилось во внутренние разборки.
Основными проблемами являлось цивилизационное противостояние кочевников и земледельцев, а также ислама и других религий. Монголы и оседлое население, главным образом, таджики и тюрки, находились в перманентном политическом противостоянии. Первые желали больше золота, ковров и тканей, вторые не хотели этого просто так отдавать. Было несколько городских восстаний, но в ответ из степи приходила орда, которая в стиле Чингисхана просто уничтожала все живое.
Насчет второго было куда более интересно. Городское и сельское население Мавераннахра к тому времени уже давно было исламизировано. Тогда как кочевники держались за свои традиционные культы, а некоторые из них еще в 11-м столетии приняли несторианскую ветвь христианства. Меркиты, найманы, каракитаи – многие из них были крещены. Римский папа пытался послать своего уполномоченного в ханскую ставку Алмалык – сейчас это на китайской территории вблизи от границы Казахстана. Первого посланника мусульмане пустили под нож. Но легат Джованни де Мариньоли благополучно доехал, построил церковь, оставил священников и продолжил путь в Пекин. После него все это целым оставалось недолго, но за Христа все равно стояли многие кочевые роды.
Были среди ханов и кандидатов в ханы язычники, мусульмане, христиане, буддисты, прежде чем окончательно утвердился ислам. И все равно, кочевое население этому противилось, воспринимая религию как отличие между собой и оседлыми иранцами и тюрками. Лишь незадолго до распада державы в 1340-х годах мусульманская религия распространилась и среди кочевников. Этот процесс шел одновременно с тюркизацией кочевых монголов.
Несколько неудачных набегов на Индию, на территорию Делийского султаната, привели к уменьшению территории и доступных военных сил. Индийские таджики и тюрки перешли в наступление и завоевали Афганистан, а пленных монгольских воинов бросили под копыта своих ужасных слонов. После этого началась политическая дезорганизация Чагатайского ханства, оно распалось на Могулистан на востоке и на западный Мавераннахр.
Правитель восточных монголов завоевал земли по течению Амударьи, посадив там наместником своего сына. Тот для управления непокорным краем нашел себе местного паренька – бывшего атамана разбойников, Тимура сына Тарагая из племени барласов. Тамерлан, а это был именно он, одолел своих соперников в междоусобной борьбе, и в первую очередь решил взяться за легитимных правителей Чагатайского ханства. Впрочем, сам он считался лишь управителем при законном монархе из рода Чингисхана. Конечно, тот не имел и тени власти.
Семь походов амир Тимур совершил против своих наиболее принципиальных противников. Больше и упорнее он не воевал ни против индийцев, ни против турок, ни против Золотой Орды. Монголы были повержены и бежали, но свои владения на западе нынешнего Китая они сохранили. А когда Тамерлан лег в землю, кое-что сумели отвоевать. Впрочем, в 15-м веке им принадлежал только лишь Восточный Туркестан.
В это время государство стало по-настоящему дробиться. По монгольской манере в каждой области и раньше сидел свой хан, но теперь чингизиды обратили собственные уделы в полностью независимые государства. А в городах стали править ходжи из суфийского ордена Накшбанди. Исмаил-хан изгнал одного из видных духовных лидеров по имени Аппак Ходжа, но тот бежал в Тибет, где нашел приют у Далай-ламы V. Глава буддизма договорился с западными монголами об отправке войска, и в 1680-м году Джунгарское ханство вступило на территорию чагатайских уделов силами 120-ти тысячной конницы. Власть ходжей в городах действительно восстановили. Но на деле, Восточный Туркестан был завоеван джунгарами для самих себя.
Тем не менее, они оставили мелкие княжества в распоряжении потомков сотрясателя вселенной. Одним из них стало махонькое ханство Хами (Кумул) в восточной части нынешнего китайского региона Синьцзян. Это был небольшой оазис с несколькими тысячами десятков населения. После победы над Джунгарией, одержанной маньчжурами китайской династии Цин, Кумул стал вассалом Пекина. Ему было даровано самоуправление в обмен на более-менее номинальную дань. Но в 1930-м году местный губернатор не позволил вступить на престол своего отца молодому наследнику Насиру. Вместо этого тот был заключен в тюрьму, после чего ликвидировали последнее монгольское ханство под прямым правлением чингизидов.
#монгольская империя #средняя азия #казахстан #узбекистан #история