Найти в Дзене
diletant.media

Какими были первые подводные лодки в России?

Первый проект появился еще в XVIII веке. Крестьянин-самоучка Ефим Никонов в 1718 году подал Петру I челобитную, в которой изложил свои идеи строительства субмарины. Хотя субмарина слово не совсем верное. В челобитной такая лодка называлась «потаенным судном». «Потаенное судно» собранное из досок, медных листов и кожи больше всего напоминало бочку.

Петр дал проекту ход, но Никонов довести дело до ума так и не смог. После смерти Петра изобретатель впал в немилость и о «Потаенном судне» забыли на добрых сто лет.

«Потаенное судно» Никонова. Источник: wikipedia.org
«Потаенное судно» Никонова. Источник: wikipedia.org

Но прошли годы, и на российский престол взошел Николай I. Этот император, как известно, получил блестящее инженерное образование и дело это знал досконально. Николай время от времени лично проверял проекты студентов-инженеров. Среди прочего император проявлял интерес к проекту американца Роберта Фултона. В России нашелся человек, сумевший воплотить идею в жизнь. Звали его Карл Андреевич Шильдер генерал-адъютант и выдающийся военный инженер и изобретатель.

Шильдер изучил зарубежный опыт и на основе проектов Дреббеля и Фултона создал свою подводную лодку. Эта субмарина имела небольшие размеры, не могла опуститься на большие глубины, но была отлично вооружена. Лодка несла мину и ракеты.

Карл Шильдер. Источник: wikipedia.org
Карл Шильдер. Источник: wikipedia.org

Именно с лодки Шильдера был осуществлен первый в истории пуск ракет из-под воды. Строительство обошлось казне в 23 тысячи рублей, проект был признан удачным, а Шильдер получил разрешение на строительство новых подводных лодок. Но в 1847 году работы по строительству подлодок Шильдера прекратились.

Александр II проявлял к инженерному делу не меньший интерес, чем его отец. Проект Шильдера был закрыт, но от идеи строительства субмарины никто не отказался. В России первая работающая подводная лодка появилась раньше, чем у большинства государств мира. Произошло это в 1866 году.

Первая российская подводная лодка была построена на балтийском заводе по проекту инженера и изобретателя Ивана Александровского. Это был прорыв. Лодка Александровского имела механический привод и носила принципиально новый тип вооружения — торпеду.

Тогда, правда, этот снаряд назывался не торпедой, а самодвижущейся подводной миной. Существует версия, что подводную лодку Александровский стал строить только для того, чтобы испытать свой снаряд.

Лодка Александрова не была единственным проектом. В 1878-м в Одессе прошла испытание субмарина, построенная Степаном Двежецким. Позднее он сконструировал субмарины на гребных винтах и паровой тяге, а в 1885-м году создал лодку с электрическим двигателем.

Чертеж подводной лодки Двежецкого. Источник: wikipedia.org
Чертеж подводной лодки Двежецкого. Источник: wikipedia.org

В конце концов, Двежецкий получил от морского министерства заказ на 50 подлодок для защиты прибрежных крепостей. Проект был выполнен, вот только лодкам так и не нашли применения.

Успехи Александровского и Двежецкого дали большой толчок к развитию подводного флота в России. Субмарины были приняты на вооружение, хотя их создание оказалось делом затратным и трудоемким.

В начале ХХ века он предложил семь различных проектов субмарин. Самым успешным из них, в итоге, была подводная лодка типа «Барс», строительство которой началось в 1912-м году.

Подводная лодка Барс, 1916 год. Источник: wikipedia.org
Подводная лодка Барс, 1916 год. Источник: wikipedia.org

Лодка использовали дизельное топливо, могла вместить до 33 человек экипажа и развивала скорость в 9 узлов. К началу Первой мировой у Российской Империи было 24 таких подводных лодки. Эта серия была самой многочисленной, ибо всего на вооружении стояло 58 субмарин. Что любопытно, большинство «Барсов» пережили войну. За время боевых действий Россия потерял 24 подводных лодки, из которых «Барсами» являлись только 4. Остальные прослужили еще почти двадцать лет после окончания войны. Последняя такая субмарина была разобрана в 1937 году.

В Советской России подводный флот также развивался довольно интенсивно. К началу Второй мировой СССР имел самый крупный подводный флот из всех участников конфликта. На вооружении Советского флота стояли 211 субмарин. За время войны они потопили более 400 кораблей противника.

Подробнее