Найти в Дзене
Варварины игры

Китеж-град

Всем по привету!

И продолжаем говорить о всяких мистических явлениях! В прошлый раз мы говорили о городах которых нет и в продолжение этой темы так и хочется поговорить о Китеж-граде, так и просится эта тема в руки. А раз просится, надо брать!

Что известно о Китеже?

Китеж — мифический чудесный город, который, согласно русским легендам, спасся от войск Батыя в XIII веке благодаря тому, что опустился на дно озера Светлояр. Старообрядцы описывали Китеж как убежище последователей старой веры. А мистики XIX века представляли Китеж: как город праведников, духовный центр Руси, чудесным образом перенесенный в иное измерение…

-2
-3

Легенда о граде Китеже — одна из самых чудесных историй русского фольклора. Некогда на живописных берегах Светлояра стоял город Большой Китеж, построенный князем Юрием Всеволодовичем. Напали на Русь монголо-татарские орды, Батыево войско подошло к Волге, в жестокой схватке оттеснило русскую рать и разорило город Малый Китеж (Городец). Князь Юрий укрылся в заволжских лесах, в светлоярском Большом Китеже. Батый у одного из пленников выпытал дорогу, лесными проходами вышел к Светлояру и осадил Китеж. Доблестно сражались его защитники, князь Юрий погиб, обороняя город. Помощи ждать было неоткуда. И тогда жители города вошли в церковь и стали молиться об избавлении от неминуемой смерти. Бог услышал молитву. И на глазах изумленного вражеского войска город вместе со всеми жителями опустился в воды озера Светлояр. Иногда, по церковным праздникам, из-под воды раздается колокольный звон, а некоторым посчастливилось увидеть над водами Светлояра и сам город.

Вот такая легенда о спасении города и людей. Время шло и легенда менялась и уже к 19 веку о Китеже стали говорить как о городе праведников, месте где царит справедливость и благочестие.

Вот я прям сейчас подумала на тему справедливости, ведь это глубоко субъективное понятие и зависит от взглядов людей. И на мой взгляд понятие "справедливость" меняется от перемен в обществе, от развития науки, от перемены верований. Тогда о какой справедливости может идти речь, если ее нельзя никак определить и если нет строго зафиксированного значения? А вы что думаете на тему справедливости? Напишите в коментах ваше видение справедливости.

Так вот, люди слушали эти новые легенды и восхищались таким чудесным местом, настолько восхищались, что давали обет найти этот город и пускались в путь. Потом от них приходили письма. Странники писали, что они достигли Китежа и просили близких не беспокоиться об их дальнейшей судьбе.

И конечно же, ну как без этого то? Не обошли вниманием Китеж и старообрядцы. По их представлениям, Китеж — последнее прибежище последователей истинной веры. Он упоминался в одном ряду со знаменитым царством пресвитера Иоанна, Беловодьем и земным раем.

И вот на протяжении 19 и начала 20 века, 23 июня на озеро Светлояр, стекались сначала преимущественно старообрядцы, взыскующие «истинной веры», а затем и другие верующие для исцеления и приобщения к «чудесам».

Почему именно 23 июня? Нееет не потому, что это день Ивана Купавы, а потому, что в этот день церковный престольный праздник в селе Владимирском, а остальное все совпадение.

И вот собравшись там люди устраивали моления и религиозные диспуты о вере, ярмарки и крестные ходы.

-4

Стояла на одном из холмов часовня. На его склонах в норах-землянках в свое время «спасались», а в период активной борьбы с расколом укрывались беглые старообрядцы. Они были первыми, кто записал легенду о граде Китеже. Так появилась «Книга, глаголемая летописец», или «Китежский летописец» - старообрядческое рукописное произведение, очень ценимое и пропагандируемое ревнителями «старой веры». «Книгу» читали вслух собравшимся «на горах» паломникам, ее переписывали для тех, кто хотел увезти с собой память о паломничестве к легендарному Светлояру.

И вот тут хотелось бы сделать отступление и напомнить о том, что часто историки проверяют легенды, вспомните хотя бы, как Шлиман, опираясь на тексты Гомера, нашел Трою и вы поймете почему интерес к расследованию мифов, преданий и легенд достаточно высок.

Иога́нн Лю́двиг Ге́нрих Ю́лий Шли́ман - немецкий предприниматель и археолог-самоучка, один из основателей полевой археологии. Прославился пионерными находками в Малой Азии, на месте античной Трои, а также на Пелопоннесе — в Микенах, Тиринфе и беотийском Орхомене, первооткрыватель микенской культуры.

Вероятно, поэтому российские ученые и многочисленные энтузиасты до сих пор не оставляют попыток найти знаменитый Китеж.

Исследования загадочного озера проходили с большими перерывами. Так в 1875 году выходит книга Мельникова-Печерского «В лесах». Знаменитый писатель-беллетрист и этнограф описал Светлояр и включил в книгу пересказ «Летописца». Мельников-Печерский возвел почитание озера к временам языческого купальского культа. И это привело к очередной вспышки интереса к озеру и поиску свидетельств существования Китежа.

В 1924–1926 годах на Светлояре побывал историк древнерусской литературы В. Л. Комарович, в 1936 году опубликовавший первый специальный труд "Китежская легенда". В 1931 году там работала специальная атеистическая экспедиция, а в 1959-м исследованием Светлоярского культа занимались сотрудники Института этнографии АН СССР Н. Н. Белецкая и В. Н. Басилов. В конце 60-х годов прошлого века состоялась еще одна экспедиция на Светлояр, организованная "Комсомольской правдой".

Поиски Китежа изначально велись в нескольких направлениях. Одна группа ученых взяла на вооружение старинные летописи, чтобы, сопоставив исторические факты, отыскать указания на возможное местонахождение Китежа. Другая, более многочисленная, опиралась на свидетельства тех, кто видел встающий из озера город и даже встречался с его жителями. Наконец, третья группа занималась исключительно теоретическими изысканиями, поскольку ее участники полагали, что Китеж бесполезно искать в нашей реальности — ведь он был перемещен в иное измерение.

В общем учитывая, что Светлояр остается на месте историки решили искать подтверждения существования города Китежа на берегу озера и на дне его. Однако обследование светлоярских холмов и ближайших окрестностей археологом Т. И. Макаровой и историком А. С. Орловым оказалось безрезультатным. Не было обнаружено никаких следов поселений (кроме естественно нор-землянок старообрядцев, они то никуда не делись). Обследовать озеро оказалось значительно труднее — ведь его глубина в некоторых местах достигает тридцати метров! Однако кое-что удалось выяснить еще до погружения под воду. Геолог В. И. Никишин, рассмотрев несколько гипотез о происхождении Светлояра, пришел к выводу, что озеро возникло в результате опускания земной поверхности в узле пересечения глубинных разломов земной коры.

И тут всех начинает мучать вопрос как и почему произошло опускание земной поверхности? Не каждый день такое происходит то.

Аквалангисты А. Гогешвили, В. Демичев, Ф. Берман, Г. Назаров и гидролог Д. Козловский установили, что береговой склон озера уходит под воду тремя уступами. Это свидетельствует о том, что процесс опускания был постепенным. Два последних опускания могли произойти на памяти людей, в том числе и в 18 веке. Дальнейшие поиски подтвердили догадку ученых. На верхней подводной террасе аквалангисты обнаружили торчащие из ила стволы деревьев. Поднять их на поверхность не удалось, но аквалангисты сумели сделать спил с одного дерева и проверить его радиоуглеродным методом. Анализ показал, что дереву больше 400 лет. Однако дальнейшие исследования ни к чему не привели: подводные террасы оказались покрыты толстым слоем ила. Лишь через год на дне Светлояра были обнаружены отдельные предметы обихода, которые можно отнести к периоду 18 века. Однако были найдены только небольшие вещи, сделанные из дерева и металла. Ни стен, ни остатков знаменитых храмов аквалангисты не нашли.

Историки же не унимались и назвали другое предпологаемое место расположения Китежа - это Городец.

Этот поволжский город обязан своим возникновением основателю Москвы Юрию Долгорукому. С момента основания он назывался Малым Китежем. А значит, Большой Китеж мог располагаться где-то неподалеку. Однако и это предположение трудно назвать полноценной гипотезой. Ведь, согласно легенде, войска князя отступили в Большой Китеж после взятия Китежа Малого. Едва ли отступление остатков войск было длительным — многие воины были ранены, нуждались в уходе. Кроме того, без защиты крепостных стен небольшому войску невозможно было продержаться против огромного войска Батыя. А значит, их пристанищем должна была стать ближайшая крепость. Но археологам так и не удалось обнаружить вблизи Городца никаких следов легендарного города.

Тогда появилась гипотеза о том, что город, постепенно погружаясь в воду, уходил в другой пласт реальности. Этот переход был следствием коллективной молитвы осажденных и Божьего чуда. Но тогда найти его просто невозможно… Ведь, по преданию, только немногие люди с чистым сердцем могут увидеть древние храмы и пообщаться с обитателями Китежа.

И что же мы имеем на сегодня? Фольклорная экспедиция, собиравшая легенды о Китеже, записала более 300 рассказов о связях между нашим миром и Китежем. Поблизости Светлояра не раз случались необыкновенные встречи. Старожилы рассказывали, что в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: "Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?" Однако местные жители отвечали, что пока еще рано.

Ну, конечно, новгородская область, естественно местные жители отвечали, что рано. Как бы уверовать они еще не уверовали, дзена не достигли, живут так себе и это я сейчас пишу не из-за предвзятого отношения к какой то определенной области, а оттого, что в областях у нас правда так себе живут. У меня лично есть мечта поселится в небольшом городке, но простите я не знаю как прожить на установленные в таких городках зарплаты))))

Так же появлялись пересказы о том, что некоторым удавалось побывать и в самом городе. Чаще всего это-не подвижники, которые дали обет увидеть Китеж, а самые обычные люди-заблудившийся пастух, мужик, который повез продавать хлеб. Паломники иногда попадали на ночлег в чудесную избушку. Хозяева поили их чаем, стелили постель. А когда наступало утро, оказывалось, что они спят на траве неподалеку от озера. У большинства таких рассказов есть общая идея: мирским людям в Китеже не место. После короткого общения их либо отправляют обратно жители града, либо сами рассказчики вспоминают о родных и близких, оставшихся дома, и город на глазах исчезает. Участники экспедиции записали только пять рассказов о тех, кто ушел в Китеж навсегда.

Не ждите чудес! Чудите сами и вместе с нами!