Найти в Дзене

11 сентября: почему нельзя танцевать, есть круглое и использовать нож

У этого дня много названий — Иван Постный, Головосек, Иван Сухой, Репный праздник. Но суть одна: и церковь, и народ вспоминали день усекновения главы Иоанна Крестителя. Впрочем, строгие церковные каноны как всегда обросли множеством бытовых суеверий.

Крестьяне с большим почтением относились к святому Иоанну Предтече, а этот день считали «крестным отцом» осени — лето оставалось позади.

«Иван Постный пришёл, лето красное увёл»
«С Постного Ивана не выходит мужик без кафтана»

С одной стороны, к этому дню деревенские закрома постепенно наполнялись новым урожаем, с другой — в этот день держали пост (самые ортодоксальные отказывались и от рыбы). Причем со своими особенностями.

Во-первых, в этот день не ели ничего круглого, что могло бы напомнить голову. Под запретом были яблоки, картофель, арбузы, лук, репа и особенно капуста.

Николай Кузнецов. Натюрморт с виноградом и яблоками
Николай Кузнецов. Натюрморт с виноградом и яблоками

Например, крестьяне Пензенской губернии верили, что апостолы нашли голову святого Иоанна в капусте, поэтому ее не только не ели в этот день, но даже и не собирали. В противном случае на листьях могла выступить кровь святого. Кроме того, нежелательно было употреблять и пищу красного цвета. Особенно строго этот обычай соблюдали южные славяне, отказываясь от красного винограда, томатов, красного перца.

Во-вторых, в этот день старались обходиться без ножа и вообще острых предметов, даже хлеб не резали, а ломали. Иначе на каравае могут проступить пятна крови. Особо суеверные избегали брать в руки топоры, серпы и другие инструменты с лезвиями, ведь святого Иоанна казнили мечом. Балканские женщины даже отказывались от иголок, считая, что все скроенное и сшитое в этот день быстро придет в негодность. Самые суеверные даже не расчесывали волосы, чтобы не сделать их слабыми. Такой запрет соблюдали и некоторые украинки. А вот на детей и мужчин он не распространялся.

Альфонс Муха. Саломея
Альфонс Муха. Саломея

В-третьих, хозяйки отказывались от тарелок и вообще плоских блюд, ведь голову Иоанна поместили на блюдо и в таком виде преподнесли дочери Иродиады. Кстати, с этим эпизодом был связан и еще один запрет дня — на танцы, песни и вообще веселье. Ведь именно плясками Саломея, дочь Иродиады, добилась казни Иоанна Предтечи.

Поэтому даже ярмарки (обычно в поволжских губерниях) проходили благопристойно, без игр и хмельного загула. На базарах обычно в этот день торговали утварью, тканями, лошадьми, огурцами и медом. Знахари же собирали лечебные коренья.

Борис Кустодиев. Ярмарка
Борис Кустодиев. Ярмарка

На Руси верили, что нарушителей запретов святой Иоанн наказывает неурожаем плодов, но может также лишить языка или руки. Впрочем, несмотря на пост, в день Ивана Головосека щедро угощали нищих и странников.

При этом народные представления о святом не всегда совпадали с церковными. Например, крестьяне Орловской губернии считали, что Иоанн был крестным отцом Иисуса Христа, отсюда и получил свое прозвище. Кроме того, местные крестьяне верили, что до крещения святой был покрыт шерстью и избавился от нее только после святого ритуала. Также орловцы полагали, что перед крещением святой Иоанн бил человека железным костылем, чтобы грехи от него отступили и лишь потом крестил водой.

С другой стороны, существовали и экзотические обряды. Например, в Вологодской губернии до этого дня репу наоборот не собирали и не ели, а нарушителей этой традиции проводили по деревне раздетыми, с замотанным лицом, осыпая насмешками. Каждый желающий мог даже ударить односельчанина, но обычно этим правом не пользовались. Причем наказание распространялось даже на незамужних девиц.

Михаил Нестеров. Девушки на берегу реки
Михаил Нестеров. Девушки на берегу реки

Интересно, что в некоторых регионах Руси проводили старинный обряд. Накануне старики делали глиняную куклу без головы и обряжали в саван. В день Ивана Постного сельская молодежь несла ее на берег реки или озера, сохраняя скорбное молчание. Потом все громко оплакивали куклу, после чего два парня ее топили. Вероятно, в данном ритуале Иоанн Креститель олицетворял лето, побежденное наступающей зимой.

Кстати, подобный обычай существовал и в Болгарии. Его проводили деревенские девушки, предварительно украсив себя травой и листьями. Днем они искали в полях мотыльков, а вечером торжественно топили безголовую куклу.

Вообще южные славяне не любили этот день, считали его опасным и остерегались предпринимать что-то серьезное — например, отправляться в дорогу. Они верили, что родившийся в день Ивана Постного человек обречен на несчастную жизнь, а полученные раны будут долго заживать. Болеть тоже было опасно, так как лечение будет длительным.

Ефим Волков. Осенний пейзаж
Ефим Волков. Осенний пейзаж

Также на Балканах считали, что в день Ивана Постного не стоило заходить в лес, так как змеи и все вредные лесные духи уходили в иной мир, под землю, и могли захватить с собой неосторожного свидетеля.

Также на Руси в этот день наблюдали за птицами. Отлет журавлей предвещал раннюю зиму, встреча с лебедем — снег, а с гусем — дождь. А вот гроза были верным признаком теплой осени. Большой урожай желудей и облетевшая листва были предзнаменованием снежной и холодной зимы.

#11 сентября #иван постный #иоанн креститель #приметы #суеверия #запреты

НАВИГАТОР КАНАЛА