Найти тему
Личный бложек

Морские приметы и традиции

Всем известно, что на всём белом свете нет народа более суеверного и богатого на выдумки, чем моряки. С древних времён, когда египетские галеры начинали баламутить воду вёслами и до наших дней, когда напичканные электроникой скоростные суда возят пассажиров на автопилоте, матросы, капитаны и боцмана постоянно передают и дополняют старые легенды, мифы, традиции и приметы, и никогда не прочь выдумать новые

Поскольку мой опыт в море сейчас не составляет и года, здесь я не буду разбирать каждую примету и традицию с историей, причинами и объективностью, а остановлюсь только на тех, которые так или иначе окружали меня в немногочисленных (пока что) переходах

-2

1. Свистеть на судне - к шторму

Эту старую морскую примету, известную ещё с зари парусного флота я зарубил себе на носу ещё на втором своём рейсе. Незадолго до выхода в море, когда я стоял на дежурстве у трапа, я стал со скуки насвистывать известную морскую песню "drunken sailor". В бухте стоял полный штиль, вокруг кружили чайки, охотясь на рыбу, скрывающуюся в узких проёмах между судами, и ничего не предвещало беды. Спустя несколько часов нам дали добро на выход в море. Когда мы выходили из бухты - волнение не превышало 2 балла. Тепло, небо синее, солнце светит, лёгкий попутный ветерок дует в корму...

Но вдруг, стоило нам пройти несколько миль, как разразился четырёхбальный шторм. Взявшиеся из неоткуда четырёхметровые волны кидали наше несчастное судно во все стороны. Мы немедленно принялись крепить всё, что не было приварено, потому что спустя час волнение достигло шести баллов и всё начало ползать, ехать или летать, особенно на верхних палубах, где амплитуда качки была наибольшей. Чистое небо и жаркое для января солнце были словно издёвкой

Оставалось благодарить Посейдона за то, что волна шла нам навстречу по курсу, и качка была килевой. В противном случае, чтобы избежать опрокидывания, нам пришлось бы поворачивать

Половина экипажа в тот день ходила зелёная и даже боцман честно признался, что за 45 лет в море ему впервые стало некомфортно. А мне, как виновнику "торжества", качка была ни по чём. Я весело катался на "американских горках", а стоя у руля - с восторгом наблюдал, как нос разбивает волну и брызги заливают мостик

О моей выходке никто так и не узнал, но посмотрев на остальных понял, что со скуки мелодии наигрывать лучше на гармошке

Естественно, у приметы нет никакого рационального объяснения, и в целом - глупо звучит, что из-за одного меня все суда в районе плавания страдали от шторма, но тем не менее, когда мы получали метеосводки - там ясно было указано, что шторме не предвидится, и мы можем спокойно выходить в море

Девушки в очереди
Девушки в очереди

2. Судно - это "она"

Традиция считать судно женщиной у нас не получила большого распространения. Но в английском языке даже в базовую команду на руль навеки вписано "meet her", что по-русски означает "одерживай (её)". С первого курса нам говорили на уроках английского, что если мы хотим обратиться к судну или сказать о нём - мы говорим "She". "Я работал на ней штурманом. Она - неплохой, но старый танкер. Ей на замену уже пришло судно нового проекта. У неё более мощный двигатель и обтекаемый корпус"

Да, по-русски это сложно сказать из-за сложности нашего языка. Но те, кто приходят на наше судно с международных контрактов - по привычке говорят "она". И я тоже стараюсь перенимать этот опыт

Судно - она, а корабль - всё-таки "он"
Судно - она, а корабль - всё-таки "он"

Хотя наше брутальное, полувоенное судно, девушкой не назовёшь. Да и не к лицу девушке буксировать других "леди" в 10 тысяч тонн водоизмещением. Перевести 110-летнюю "бабушку" через пролив - это поступок истинного джентельмена, так что наш буксир - чистой воды мужчина, хоть уже и предпенсионер. Но когда пройдёт мимо величественная (и немного дурацкая - не могу я понять парусный флот в наше время) яхта "Херсонес" - я уверенно говорю: "она красивая"

Конечно,я об этих журналах
Конечно,я об этих журналах

3. Женщина на корабле

Эта примета вытекает из прошлой традиции. Всем известно, какие женщины бывают ревнивые и обидчивые. Поэтому женщины не приветствуются судном - оно сразу "надувается" - хуже управляется, теряет мореходные качества и зарывается в волну

Чтобы переход прошёл без приключений, по традиции капитан должен привести женщину к носу судна, познакомить их и пообещать, что эта дурочка не встанет между судном и капитаном, и не помешает их взаимной любви, а так - развлечение на раз. В общем - между женщиной и судном капитан должен не думая выбирать судно

 Но это, естественно, лирическое и красивое объяснение ситуации. Реальность гораздо проще - беды жди не от суда, а от экипажа.

Экипаж корабля, как бы на это не пытались повлиять прогрессирующие европейские шизоиды - это сплочённый и суровый мужской коллектив. Экипаж может сколько угодно думать о бабах и прятать под подушкой журналы, но на работе каждый человек собран и выполняет свою работу

Появление девушки неизбежно приведёт к моральному разложению. Борьба за внимание, желание провести с ней побольше времени, постоянные подачки и "помощь". И это я молчу о том, что у некоторых есть жёны, по которым они очень скучают, но которые сейчас так далеко, порой - аж по ту сторону океана...

Естественно, с работниками, которые из спектра своих обязанностей оставляют только те, которые позволяют им быть ближе к даме, далеко не уплывёшь. Да и в случае ЧС сложно представить, как мужики будут тушить пожар или заделывать пробоину, если с ними будет красивая молодая фройлен

Формулировка приметы, впрочем, оставляет широкое окно для возможностей. В первую очередь - в слове "корабль". Ведь это - только те суда, которые оснащены оружием. А если пушки нет - то она не корабль, и води, кого хочешь

У нас на судне женщины есть, и место их - на кухне. Вернее, на камбузе. Две из трёх представляют собой тех самых работниц госучреждений, фигуры которых измеряются в метрах кубических. Как говорит наш штурман - "хоть поставь, хоть положи". К тому же, и характером это - типичные рыночные бабки, шепелявые и вечно орущие. Третья же - приятная пожилая женщина, которая мне в бабушки годится. Так что сколько бы я не наблюдал за их действиями - а по-другому взглянуть не выходит. И славно.

-6

4. В море не бреются

Каждый раз в море мы уходим гладковыбритыми юнцами, а возвращаемся уставшими мужиками с щетиной (в зависимости от дистанции - может, и с бородой)

Дело в том, что в море не принято бриться. Об этой традиции мне известно немного, поскольку о ней мне никто в подробностях не рассказал. Но весь экипаж, от капитана до матроса и моториста, берёт бритвы только после швартовки. Если мы в стоим в порту меньше суток - то бритья также не будет

И если капитану и штурманам борода к лицу и по рангу, то матросы смотрятся жутковато, а для мотористов она вообще представляет опасность. Тем не менее, механики всё равно не сбривают волосы на лице, пока не перейдут на береговой электропитание и не заглушат ГД.

Впрочем, не думаю, что эта традиция имеет повсеместное распространение: к примеру, едва ли на переходе из Калининграда в Ханой никто так и не уберёт бороду

Ретро-вахта
Ретро-вахта

5. "Хорошей вахты"

Очень придирчивы моряки и к стандартизации фраз. К примеру, наш второй помощник (с большим опытом на торговом флоте) требует от всех, чтобы при сдаче вахты мы желали заступающим "спокойной вахты", а при заступлении - "спокойного отдыха" сдающим. Любые другие формулировки недопустимы. Второй уверен: если третьему помощнику или рулевому матросу вздумается сказать "спокойной ночи", "хорошей вахты" или "приятного аппетита" во время смены - жди неприятностей. И из своего опыта он знает, что либо рыбак-безумец встанет прямо на курсе, либо руль заклинит, либо пьяный матрос разобьёт себе голову, поднимаясь по трапу. Так что всем, кто отступает от указанной формулировки он отвешивает "словесного подзатыльника". И только когда капитан, закончив радиопереговор, желает всем на мостике "доброй вахты", второй смиренно ждёт очередного удара судьбы, не смея сказать слово поперёк

Само собой, это далеко не всё, что за тысячелетия придумали моряки. Но сейчас традиции вроде "скрести по мачте, чтобы позвать попутный ветер" и "бултыхать швабру, чтобы кончился штиль" не имеют никакого значения - к чему нам ветер, да и где теперь взять мачту? Из того, что написано на первом попавшемся сайте в интернете я, пожалуй, согласен только с тем, что уронить ведро или швабру за борт - к беде. В частности, беда, скорее всего, придёт от боцмана

-8

Та же ситуация и с поведением животных. Дельфины любят играть с нашим судном и весело ныряют вдоль бортов, но перед штормом предпочитают уйти подальше. Птиц в открытом море почти нет, но если бы были - и по ним можно было предвещать изменение погоды. Но гораздо раньше с этим справляются гидрометцентры и штурмана, анализирующие навигационную обстановку. Так что сейчас подобные "подсказки" от животных нам не очень нужны - когда стая белобочек отворачивает в сторону - у нас уже задраяны люки и привязаны шланги

Есть ещё много актуальных морских традиций и примет, о которых я пока не знаю. Некоторые из них продиктованы соображениями безопасности, какие-то - пришли из прошлого, а некоторые - только в процессе эволюции от шутливых фантазий до серьёзных предостережений.

Но об этой эволюции я расскажу в другой раз