Санкции ударили по бизнесу так, что некоторые компании просто не могут работать в России. Поэтому они вынуждены перенести все бизнес-процессы за границу. Рассказываем, что нужно учесть, чтобы релокация бизнеса прошла без потери времени и больших денег.
Если говорить просто, то релокация это перенос бизнеса в другой регион или страну. Бывают случаи, когда для этого складываются позитивные обстоятельства. Например, бизнес-модель показала хорошие результаты, и инвесторы предложили команде переехать в страну, где сильнее развит рынок.
Если говорить про Россию в 2022 году, то релокация бизнеса — это ответ на экономические санкции против России. Некоторые предприниматели просто не могут полноценно вести бизнес, когда отключены сервисы, затруднены транзакции и усложнена логистика.
Но какую же страну выбрать для релокации? Какие позитивные и негативные тенденции сопутствуют в той или иной стране для российских предпринимателей и предпринимателей из стран СНГ?
Команда Relocation TR подготовила, на основе собственного опыта, небольшой ТОП стран, с оптимальным набором характеристик для переноса или открытия бизнеса.
1. Армения: потенциально перспективное направление
Страны СНГ удобны для россиян по двум причинам. Первая — прямые рейсы без сложных маршрутов. Вторая — работают карты «Мир»: риски внезапно остаться за границей без денег низкие.Также, есть и минусы — для бизнеса экосистема в СНГ пока развита значительно хуже, чем в Европе — даже в таких маленьких странах, как Латвия или Польша. Однако, Армения все же набирает популярность и рассматривается россиянами как вариант для релокации.
Россияне могут въезжать в Армению по внутреннему паспорту (если лететь самолетом), по земле понадобится загран. Виза не нужна, находиться в стране можно до 90 дней. Если планируете оставаться дольше или перевозить бизнес, существует возможность получить краткосрочный годовой ВНЖ на основании регистрации бизнеса — за это необходимо заплатить госпошлину в размере 105 тыс. драмов (примерно $204). Продлить краткосрочный ВНЖ можно только на 30 дней. Допускается оформить такой же годовой ВНЖ на супруг(а), родителей и детей.
Документы на краткосрочный ВНЖ:
• заявление;
• три фотографии размером 3x4 см;
• заграничный паспорт (копия и оригинал) с переводом на армянский и нотариальным заверением;
• российский внутренний паспорт;
• квитанция об оплате госпошлины;
• результаты медицинского освидетельствования (занимает полчаса).
Подавать заявления и все необходимые документы необходимо при личном присутствии в отделении МВД. Поэтому, сначала въезжаете в Армению, потом занимаетесь вопросами ВНЖ. Срок рассмотрения заявки — 30 дней. Если необходимо продлить ВНЖ, это нужно сделать за 30 дней до окончания его срока действия.
Компанию можно зарегистрировать почти моментально, предварительно оформив социальную карту, как пишут уже релоцировавшиеся предприниматели. Международные переводы свободные, как и открытие банковского счета. Стоимость жизни в Ереване примерно в два раза ниже, чем в Москве. Также, в Армении можно остаться в качестве самозанятого, если ваш годовой доход не превышает 24 млн. драм (около $47 тыс.). Для этого, нужно подать соответствующее заявление в налоговую.
2. ОАЭ: дорого, перспективно и без надежды на гражданство
Въезд в ОАЭ для россиян свободный, но чтобы развивать бизнес или просто работать, необходимо получить визу. Есть несколько вариантов: первый — виза «цифрового кочевника» или Visa Nomada. Она подходит тем, у кого месячный доход начинается от $5000. Срок действия Visa Nomada — год, но его можно продлить. Программа дает доступ к банковским услугам, аренде жилья, обучению детей в школе. Для этого необходимо предоставить договор с работодателем на срок не меньше года, платежную ведомость и банковские выписки за три месяца, чтобы подать заявление. Либо, можно подтвердить право собственности на компанию, которая существует больше года, и также показать трехмесячные банковские выписки. Остальные документы стандартные — паспорт и медицинская страховка. Расходы на оформление визы — $611 (включен медосмотр).
Вариант второй — программа Golden Visa для талантливых предпринимателей. Виза выдается на пять лет и доступна тем, у кого уже есть опыт создания бизнеса. По ней можно перевезти с собой семью и троих руководителей компании, если вы релоцируете бизнес. Заявитель сначала получает шестимесячную визу на въезд, а потом оформляет пятилетний ВНЖ, уже находясь в Дубае.
Требования и документы:
• минимальный капитал от 500 тыс. дирхамов ($136 тыс.) или одобрение аккредитованного бизнес-инкубатора в ОАЭ (AREA2071 в Дубае);
• доказательства предыдущего бизнес-опыта;
• паспорт;
• результаты медицинского освидетельствования.
Главная особенность ОАЭ — то, что бизнес можно запускать только в особых экономических зонах. Каждая из них заточена под конкретную отрасль: например, в Dubai Media City появляются только медиа-проекты. Условия открытия компании и налоговая политика у каждой зоны, соответственно, тоже своя. К тому же, если открывать свою компанию, то нужен партнер из местных.
У каждой экономической зоны ОАЭ есть свои интернет-ресурсы для онлайн-регистрации компании, у многих есть свое приложение для смартфона. Все максимально технологично и просто. Например, Dubai Internet City назначают созвон для решения вопросов. Есть и общий для Дубая портал Министерства экономразвития (Department of Economic Development), на котором нужно зарегистрироваться. Но, фактически, проще взаимодействовать с ресурсами конкретной зоны. В целом, релокация в Дубай — недешевое удовольствие. Сбор и подача документов на регистрацию бизнеса через агентства обходится в среднем в $2000-3000. Поддержка компании — лицензии, их продление, бухгалтерские услуги и прочее — потребуют в год еще 1-1,5 млн руб. по текущему курсу.
3. Северный Кипр: подходит и для развития бизнеса, и отдельным специалистам
Россияне въезжают на Северный Кипр по про-визе, но в марте ее выдачу власти остановили, потому что между странами нет прямого авиасообщения после закрытия неба ЕС. Сейчас въехать можно по многократному шенгену или национальной визе Северного Кипра. Билеты есть с пересадками в Сербии и Турции.
Несколько лет в Северный Кипр можно было въезжать по стартап-визе, но программа оказалась непопулярной, поэтому, похоже, на 2021-2023 год ее государство не продлило. Сейчас ее заменяет Digital Nomad Visa — виза «цифрового кочевника», по которой въезжают фрилансеры. Она дает право на работу в стране и действует год. После этого, можно подать заявление на продление еще на два года.
По Nomad Visa могут приехать также супруг(а) и дети заявителя, но они не будут иметь права работать на Северном Кипре. С визой «цифрового кочевника» необходимо жить в стране не меньше 60 дней, а улетать за пределы — не больше чем на три месяца. Срок рассмотрения заявок — пять-семь недель.
Список документов на Nomad Visa:
• подтверждение месячного дохода не менее €3500;
• медицинская страховка;
• справка об отсутствии судимости;
• подтверждение занятости (например, трудовой договор);
• паспорт;
• договор аренды или купли-продажи жилья на Северном Кипре;
• оплата госпошлины в размере €70.
На Северном Кипре нет двойного налогообложения с 62 странами, снижена ставка налога на прибыль для бизнеса — до 12,5% (самый выгодный вариант в Европе). А, если стартап создает интеллектуальную собственность, то ставка падает до 2,5%. К тому же, на Северном Кипре действует английское право, благодаря которому юридические аспекты довольно просты и понятны.
Невысокая стоимость жизни, простота въезда и получения ВНЖ — основные плюсы Северного Кипра. Для бизнеса еще одно преимущество состоит в том, что это — фактически Турция, поэтому нет проблем в работе с зарубежными клиентами. После получения ВНЖ на территории Кипра, становиться легко открывать счета как в местных банках, так и в турецких. Единственная сложность состоит в том, что сейчас огромный наплыв иностранцев, активно открывающих свои компании. Поэтому, процесс регистрации и оформления счетов для юрлиц сильно затягивается: точные сроки предугадать невозможно.
4. Турция: максимально просто и недорого
Самый оптимальный и позитивный, с точки зрения открытия бизнеса, вариант – это Турция.
Один из самых простых и недорогих вариантов для релокации: есть прямые рейсы в Стамбул от Turkish Airlines, виза россиянам не нужна. Находиться в стране можно до 60 дней, потом выехать и заехать еще раз, только уже на 30 дней — чтобы суммарно было не больше 90 в полугодии.
Если оставаться на более долгий срок и работать, лучше получить ВНЖ на год: достаточно купить недвижимость от $250 тыс. или арендовать его на год. Этот договор нужно будет приложить к заявлению и остальным документам. Можно даже найти друга, который уже арендует жилье, и вписаться в его договор. Важно понимать, что продлить ВНЖ по жилью не получится, придется или выбирать другие варианты, или менять страну.
Документы для ВНЖ по недвижимости:
• копии загранпаспорта;
• четырех стандартные фотографии для документов (3*4 см);
• медицинская страховка на год;
• договор купли-продажи или аренды, нотариально заверенный арендодателем;
• HES code — он понадобится, чтобы войти в миграционный офис (чтобы получить, нужно заполнить форму на сайте);
• чек об оплате госпошлин.
Заявку можно подать на сайте e-ikamet (но только физически находясь в Турции), приложив копию документа аренды или купли-продажи. Ответ придет в течение 15 дней. После этого, вас пригласят в миграционный офис, где нужно будет пройти интервью, оплатить пошлину за ВНЖ и саму пластиковую карточку ikamet (карта резидента). В сумме это около 500 лир ($33). Через две недели, в течение которых можно выезжать из Турции, вы получите ВНЖ и ИНН. Подтверждение дохода для такого разрешения на пребывание в стране не требуется.
После получения ВНЖ можно бесплатно открыть счет в турецком банке, предоставив российский паспорт и копию его страницы с пропиской (нужен перевод и заверение от нотариуса), ИНН и загранпаспорт. Точные условия и набор документов будут зависеть от конкретного банка. Счет может быть в местной валюте, евро или долларах. Внутренние и международные транзакции полностью доступны.
Итог: В современной обстановке российские предприниматели и предприниматели из стран СНГ ищут варианты, в какой стране мира можно развивать свой бизнес и находиться в зоне комфорта для себя и семьи. Конечно, перечисленные страны — не единственные, куда можно релоцироваться с уже имеющимся бизнесом или в одиночку дляоткрытия бизнеса. В настоящий момент эти направления являются самыми популярными и относительно доступными: с прямым перелетом или простыми условиями для въезда. Но если представить себе сашу весов, то самым перспективным вариантом оказывается Турция. Во-первых, это прямые перелеты; во-вторых, это отсутствие тянучих бюрократических процедур для получения ВНЖ или визы ( которая не нужна ); в-третьих, это масса возможностей и идей для развития эффективного бизнеса; в-четвертых, это команда профессионалов Relocation TR, оказывающая практически уникальные услуги, способная быть с вами со старта бизнеса и обеспечить всеми необходимыми инструментами и знаниями. Переходите по ссылкам ниже, знакомьтесь с нами и не упустите шанс пройти консультацию у специалиста!
Запишись на бесплатную консультацию в Телеграм: https://t.me/relocationtr_support
Задайте свой вопрос прямо в WhatsApp: https://wa.me/905442376383
Наш сайт: https://relocationtr.com/
Получи множество полезной информации в нашем инстраграм: https://www.instagram.com/re_locationtr/
Наш супер полезный телеграм с прямыми эфирами и крутыми статьями: https://t.me/relocationyourbussines
Интереснейший ютуб: https://www.youtube.com/channel/UC4JsrFO9WjLwUUSEzqwWbkA