Перебирая как-то старые альбомы, нашёл фотографию, которую в своё время выпросил у журналистов нашей заводской газеты «Трудовая слава». На фотографии изображены слесари инструментальщики инструментального цеха и начальник цеха с изготовленным в чугунолитейном и инструментальном цехах сувениром "Памятник князю Владимиру Красно Солнышко".
Кем решено было выпустить партию этого сувенира для представительских подарков краеведческого музея, я не знаю. Знаю только, что ваянием этого сувенира из пластилина занялся заместитель главного металлурга Крюков Анатолий Васильевич, который в свой время занимался внедрением технологии точного литья по выплавляемым моделям в чугунолитейном цехе.
А.В. Крюков был талантливым скульптором, все образцы для литья изделий широкого потребления из бронзы и чугуна исполнял он. Это и подсвечник на одну свечу «Кариатида», для трёх свечей канделябр, высокий канделябр на пять свечей «Ромео». Он ваял образцы изделий для открывания бутылок «Жук- олень», «Русалка». Прекрасны были пепельницы, образцы для литья которых он же ваял из пластилина: «Дедушка с трубкой», «Наяда и Водяной».
Эту пепельницу я выпросил у знакомых литейщиков. Протравил в гальванике, отполировал, и подарил своему товарищу, термисту Виктору Ивановичу Фильчакову в день его рождения. Помню поручил мне Анатолий Васильевич слепить пластилиновую модель «Герб белгородской епархии» для плиты над входом. Прошёлся рукой мастера по моей работе мастихином и отлили в цехе две плиты с нашей работой и работой мастера литейного цеха (он для плиты Библию ваял). Теперь эти две плиты висят справа и слева от входа в епархию.
По слепленным из пластилина моделям в литейном цехе готовили пресс-формы для изготовления стеариновых моделей. Сложная технология, подробностей этой технологии я не знаю, видел только, что использовали для получения формы латекс. По готовой пресс-форме отливали стеариновые модели, которые припаивали к стеариновому стояку и покрывали стояк с моделями в ванне с этил-силикатом (за достоверность не отвечаю) и окунали в песок кварцевый сквозь который, через войлок, пропускали сжатый воздух. И так несколько раз, пока не создастся корка не менее трёх миллиметров на стояке с моделями. Потом в горячей ванне выплавляли стеарин и устанавливали стояк в стальной ящик, засыпали песком и ставили в печь с температурой примерно 800 градусов на обжиг и просушку. Далее в горячую полую форму заливали бронзу. Пока она не окажется в горловине стояка. На остывшей отливке сбивали корку и чистили под струёй песка на пескоструйной установке. Далее срезали от стояка отливки, полировали, травили химическим травлением и сдавали изделия на склад готовых изделий.
По такой же технологии, по пластилиновой модели, изготовленной А.В.Крюковым, отлили заготовки нескольких изделий «Памятник князю Владимиру» (сколько не помню) и отдали на доработку слесарям в инструментальный цех.
Согласно фотографии, найденной мною в своём архиве, понял, что задействовано было пять слесарей инструментальщиков высокой квалификации. Перечислю изображённых на фотографии, указывая их слева-направо: Слесарь лекальщик Озеров (имени отчества не помню), двоих слесарей, стоящих вторым и третьим слева на фотографии имен к сожалению не помню, четвёртым стоит начальник цеха Николай Дмитриевич Пономаренко, держа в руках готовое изделие на мраморной подставке, пятым слева слесарь инструментальщик Григорий Мишаевич Карапетян (он до этого выполнил работу по изготовлению шести разного размера медных полых шаров под кресты Преображенского собора), шестым на фотографии стоит слесарь инструментальщик высшей квалификации, можно сказать слесарь-золотые руки, сейчас его с нами нет, добрейший человек – Жевлаков Владимир. Он и доработал бор-машинкой все мелкие детали сувенира «Памятник», ювелирно обработав и орнамент, и лица святых. Я иногда приходил к нему в мастерскую и видел, как он, накинув лупы, бор-машинкой дорабатывал тонкие детали.
По изготовлению копий памятников, возникла необходимость в изготовлении восьмиконечного креста с распятием. Начальник цеха вручил мне графитный цилиндр диаметром в 50 мм и попросил вырезать выпукло на торце распятие. Я приступил к ответственной работе предварительно перекрестившись.
При помощи этого графитного электрода на стальной заготовке чеканочного пуансона электроэрозионным методом прожгли вогнутую форму (ручей) распятия. Пуансон закалили и отчеканили на меди объёмное изображение, потом на изготовленном вырубном пуансоне и матрице вырубили крест с распятием, расточили нижний кончик, нарезали резьбу и ввернули в памятник-сувенир. Таким образом заказ был выполнен.
Бронзовая копия памятника князю Владимиру и сейчас стоит за стеклянной витриной в краеведческого музее. Его можно увидеть при выходе слева на стеллаже. Хочу им подарить фотографию мастеров, изготовивших этот сувенир.
Жевлаков Владимир также совершил почти всю основную работу по изготовлению штампов для чеканки медалей для награждения работников цеха с 45-летием и 50-летием цеха.
Эмблемы для реверсов сделаны были по моему рисунку. Дизайн медали к 45-летию цеха разработал я, а форму медали к 50-летию цеха предложил Владимир Жевлаков, я же только колодочку. Медали вручали всем работникам цеха и тем работникам других служб, которые были связанны работой с инструментальным цехом.
Поскольку были у нас возможности изваять восковую модель и отлить в чугунолитейном цехе, мы отливали и брелоки и копии орденов, а также копии камей 19-го века, исполненные в бронзе, типа пресс-папье «Тигр». На фотографии слева-направо: орден «Золотого руна», крест для сувенира «Памятник кн. Владимиру» и пресс-папье «Тигр».
С уважением, Борис Евдокимов
26.08.2022