Имя русского летчика Вячеслава Матвеевича Ткачева известно любителям отечественной истории по многим причинам, ибо отметился он далеко не только своей героической службой и довольно сложной судьбой. Он оставил после себя несколько трудов по применению авиации в ходе Первой мировой войны, воспоминания о русской авиации и т.д. Был Вячеслав Матвеевич человеком всесторонне развитым, и интересным, а потому и говорить о нем можно долго, но сегодня я все же предлагаю вспомнить именно о подвигах, вернее, об одном из первых и самых громких его героических деяний на фронте. В ходе него Вячеслав Ткачев проявил недюжинные способности, сохранил самообладание в тяжелой ситуации, а также блестяще проявил свою находчивость, применил живой ум.
Случилась эта история в ходе Люблин-Холмской операции 12 августа 1914 года. Тогда подъесаул Ткачев отправился на очередное задание по разведке местности в одиночку, и в ходе него заметил из своего самолета "Ньюпор" передвижение вражеских сил к городу Люблин. Продолжив разведку, летчик выявил и другие колонны противника, что разными путями шли в обозначенное место. Но Ткачеву было мало этих сведений, он спускался как можно ниже, пытаясь в точности определить, какие силы идут на Люблин, рисковал, регулярно попадая под обстрелы. Он пролетел в тот день большой путь и собрал невероятные по значимости сведения - к Люблину шли силы противника величиной примерно в корпус.
Где-то над населенным пунктом Красник, когда летчик находился примерно на высоте 700 метров, по нему вдруг открыли перекрестный огонь шрапнелью. Вячеслав Матвеевич очень хотел выяснить позиции батарей, это было важно, а потому смело продолжал полет, несмотря на удары шрапнели по корпусу его самолета. Это и привело к проблемам, ибо один из вражеских выстрелов угодил по масляному баку и пробили его. "Ньюпор" тут же резко начал терять высоту, и летчик вырубил мотор, решив спланировать подальше от противника и сесть где-то на удобном месте у леса.
Однако вскоре Ткачеву пришла совсем другая идея. Он, не бросая штурвал "Ньюпора", спустился на самый низ кабины, фактически на пол, после чего просто как бы "закупорил" дыру в масляном баке собственной ногой, так что масло перестало вытекать из него. После этого летчик вновь запустил мотор и смог набрать высоту. Понятно, что управлять из такого положения "на полу" кабины было, мягко говоря, не удобно, но Ткачев справился, двинувшись в сторону русских позиций.
Кое-как добравшись на поврежденное машине до передовых русских отрядов, Вячеслав Ткачев сел, после чего едва не был побит своими же - солдаты приняли его за австрийца из-за непривычной им кожаной куртки и авиашлема. Впрочем, все обошлось. Но сведения-то огромной важности еще не были доставлены в штаб, а время не стояло на месте. По этой причине летчик сумел "выбить" у артиллеристов лошадь и на ней добрался таки до штаба, где передал все ценные сведения командованию.
Самолет свой Ткачев, конечно, не бросил, сразу после выполнения задачи вернул артиллеристам лошадку, а сам пошел к машине. Когда мимо проезжала двуколка, он уговорил хозяина прицепить к ней самолет, и таким вот хитрым способ оттащил "Ньюпор" в глубокие тылы на восстановление.
Сведения, принесенные Вячеславом Ткачевым, были столь важными, что серьезно повлияли на ход сражения, и за это он был награжден орденом Святого Георгия IV степени.
Впереди у Ткачева было еще много подвигов и наград, но жизнь его, хоть и долгая, была полна ошибок, печалей и тревог. В гражданскую войну он бился на стороне белых, потом уехал из России, жил в Белграде, в годы Второй мировой помогал формировать Русский корпус - подразделение, принимавшее участие в войне против югославских партизан на стороне немцев. Впрочем, коллаборационистом он не был, так как никогда гражданином Советского Союза не являлся. Когда РККА подступила к Белграду, ткачев отказался бежать из города, и позже был арестован СМЕРШем, отсидел 10 лет в лагерях.
После отбывания срока ему разрешили уехать к жене во Францию, но от отказался, жил в Краснодаре, трудился в артели переплетчиков, параллельно рассказывая в газетах о прошлом русской авиации и о своем друге, легендарном летчике Первой мировой войны Петре Нестерове. Не стало Ткачева в 65-м году в возрасте 79 лет.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.