Найти в Дзене
TechInsider

Что означают сигналы светофора для поездов?

Вам тоже казалось нелогичным поведение машинистов? Поезд может проехать и на зелёный огонь, и на жёлтый, и на два жёлтых сигнала. На самом деле, логика есть, но она другая: светофор на путях не только даёт команду, но и информирует машиниста о том, что происходит впереди.

    Что означают сигналы светофора для поездов?
Что означают сигналы светофора для поездов?

С точки зрения управления, есть три важных отличия между поездом и автомобилем.

  • В отличие от автомобиля, у поезда очень длинный тормозной путь.
  • Управляется поезд с помощью стрелок, перед которыми тоже надо снижать скорость.
  • Многие железные дороги одноколейные - они состоят из единственного пути, по которому поезда ходят в обе стороны.

Поэтому поезд готовят к остановке заранее, замедляя его в несколько этапов. Для этого весь путь делится на промежутки (так называемые "блок-участки"), разделённые светофорами, каждый из которых не только запрещает или разрешает движение, но и указывает, насколько надо ограничить скорость.

В целом, железнодорожная система в разы сложнее автомобильной. Нам интересна лишь общая логика, которую можно понять на самых частых сигналах:

  • Один зелёный – проезжайте с нормальной скоростью. Путь свободен на несколько блок-участков вперёд.
  • Один жёлтый – проезжайте со скоростью не более 60 км/ч. Следующий светофор закрыт.
  • Один красный – остановитесь.
  • Один жёлтый, один зелёный - проезжайте с нормальной скоростью, свободны два блок-участка. На следующем светофоре горит жёлтый.
  • Один жёлтый мигает – проезжайте с уменьшенной скоростью. На стрелке поезд перейдёт на боковой путь.
  • Один зелёный мигает - проезжайте со скоростью не более 80 км/ч. На стрелке поезд перейдёт на боковой путь.
  • Два жёлтых – проезжайте, но не быстрее 40 км/ч. Следующий светофор закрыт. Впереди есть стрелка, на которой поезд перейдёт на другой путь.
  • Два жёлтых, верхний мигает – проезжайте, но не быстрее 40 км/ч. Следующий светофор открыт. Впереди есть стрелка, на которой поезд перейдёт на другой путь.

Синий цвет

   Карликовый светофорВладислав Завальнюк / Википедия
Карликовый светофорВладислав Завальнюк / Википедия

Есть ещё низенькие, “карликовые” светофоры на станциях, которые горят то красным, то синим, то белым светом. Они регулируют движение маневровых составов – так называются короткие “временные” поезда, которые перегоняют по станции, когда надо собрать или разобрать по вагонам один большой поезд.

  • Один лунно-белый – можно проехать.
  • Один синий – нельзя проехать. Иногда вместо синего цвета используется красный с тем же смыслом.