Вам тоже казалось нелогичным поведение машинистов? Поезд может проехать и на зелёный огонь, и на жёлтый, и на два жёлтых сигнала. На самом деле, логика есть, но она другая: светофор на путях не только даёт команду, но и информирует машиниста о том, что происходит впереди.
С точки зрения управления, есть три важных отличия между поездом и автомобилем.
- В отличие от автомобиля, у поезда очень длинный тормозной путь.
- Управляется поезд с помощью стрелок, перед которыми тоже надо снижать скорость.
- Многие железные дороги одноколейные - они состоят из единственного пути, по которому поезда ходят в обе стороны.
Поэтому поезд готовят к остановке заранее, замедляя его в несколько этапов. Для этого весь путь делится на промежутки (так называемые "блок-участки"), разделённые светофорами, каждый из которых не только запрещает или разрешает движение, но и указывает, насколько надо ограничить скорость.
В целом, железнодорожная система в разы сложнее автомобильной. Нам интересна лишь общая логика, которую можно понять на самых частых сигналах:
- Один зелёный – проезжайте с нормальной скоростью. Путь свободен на несколько блок-участков вперёд.
- Один жёлтый – проезжайте со скоростью не более 60 км/ч. Следующий светофор закрыт.
- Один красный – остановитесь.
- Один жёлтый, один зелёный - проезжайте с нормальной скоростью, свободны два блок-участка. На следующем светофоре горит жёлтый.
- Один жёлтый мигает – проезжайте с уменьшенной скоростью. На стрелке поезд перейдёт на боковой путь.
- Один зелёный мигает - проезжайте со скоростью не более 80 км/ч. На стрелке поезд перейдёт на боковой путь.
- Два жёлтых – проезжайте, но не быстрее 40 км/ч. Следующий светофор закрыт. Впереди есть стрелка, на которой поезд перейдёт на другой путь.
- Два жёлтых, верхний мигает – проезжайте, но не быстрее 40 км/ч. Следующий светофор открыт. Впереди есть стрелка, на которой поезд перейдёт на другой путь.
Синий цвет
Есть ещё низенькие, “карликовые” светофоры на станциях, которые горят то красным, то синим, то белым светом. Они регулируют движение маневровых составов – так называются короткие “временные” поезда, которые перегоняют по станции, когда надо собрать или разобрать по вагонам один большой поезд.
- Один лунно-белый – можно проехать.
- Один синий – нельзя проехать. Иногда вместо синего цвета используется красный с тем же смыслом.