“Nope” (Нет) (2022). У Хэйвудов семейный бизнес, и уже не в первом поколении – они гордятся тем, что стали первыми чернокожими голливудскими коневодами. Живя на ферме в долине Сан-Фернандо, эти трое разводят и тренируют лошадей, чтобы затем продавать их для съемочных нужд находящейся неподалеку фабрики кино. Отис-старший, Отис-младший и Эмеральд. Отец, сын и дочь. «Сегодня надо следить за небом», - говорит старик, имея в виду объявленное утром по радио штормовое предупреждение. Однако с неба приходит совершенно другое. Раздаются странные, свистяще-щелкающие звуки, и Отис-старший, теряя сознание от боли, едва не падает с лошади. Лицо в крови, правый глаз выбит, умирает в больнице. Проходит полгода, и не слишком хорошо ладящие друг с другом ОуДжей и Эм принимают решение расстаться с ранчо – первым шагом должна стать продажа коня по имени Лаки.
Покупатель быстро находится. Это Рикки, сосед и владелец тематического парка, посвященного Дикому Западу. Впрочем, не своим детищем он гордится, а тем, что снимался в печально известном и недолго жившем ситкоме под названием «Дом Горди» - про обезьянку и воспитавшую ее семью, пережившую ядерный взрыв. Но однажды, на съемках очередного эпизода шимпанзе, игравший Горди, сошел с ума, устроив… резню, в которой выжил лишь молодой Рикки и девушка, игравшая его сестру. Теперь он не прочь купить не только Лаки, но и всю ферму целиком. Впрочем, это совсем не тот человек, которому стоит продавать коней… Но «как пережить горечь утраты» и «как избавиться от ранчо» - не единственные проблемы Хэйвудов. Вновь звуки. Те, уже хорошо знакомые, печально памятные звуки. А потом и их источник.
«Новый фильм Джордана Пила» - всё, этого достаточно. Несмотря на то, что режиссера, неожиданно и ярко ворвавшегося в мир хоррора с фильмом «Прочь», многие недолюбливают за его ярко выраженную расовую позицию и множественные соцкомментарии, которыми пестрят его работы, смотреть всё равно будут. Пил сохраняет верность жанру: после дебюта были «Мы», лента куда более мрачная, жесткая, в разы лучше сбалансированная, теперь – «Нет». Но вот в нем мрака нет ни на грамм. Вместо этого – едкая сатира, яркие комедийные моменты (подсадная утка/лошадь как пример). Само же НЛО, а это именно оно, играет третьестепенную роль. Куда важнее то, что Хэйвуды, явно нуждающиеся в деньгах, после очередного инцидента с конем решают установить по периметру камеры наблюдения и заснять инопланетных гостей – а значит, прославиться! Джордан странным образом скрещивает две истории (о Рикки и ОуДжее), причем вторая, про шимпанзе, поначалу вообще кажется чисто тарантиновским штрихом, просто «чтобы было»; по традиции, хронометраж немал – более двух часов; и по другой традиции, ужасы вроде бы лишь ширма, однако ж не будь их, не было бы и самого фильма.
Название тоже не просто так, не шуточный жаргон, ведь всякий раз когда начинает происходит «что-то нехорошее», что ОуДжей, что Эм ретируются со словами «да ну нафиг» - сравните с героями стандартного хоррора, вечно лезущих туда, куда лезть смертельно опасно. К делу прилагаются великолепные ночные съемки и ощущение, что смотришь забавный спилберговский Sci-Fi, совсем не «новый фильм от режиссера ужасающих “Us”». Что ж, Пил хотя бы не повторяется. Однако третья его режиссерская работа в моих глазах оказалась и самой слабой. Милое развлекательное кино, в финальной трети становящееся совсем недобрым, потом вновь мигрирующее в сторону каких-то «Знаков» пополам с вестерном, упомянутым выше Тарантино и полнейшим абсурдом. Необычное, талантливо снятое, полное пасхалок. Увы, прилично затянутое и стилистически бесконечно скачущее из точки «А» в точку «B» через «Х». Джордан, случаем, не новый ли Шьямалан? Так хорошо стартовавший и так быстро скатившийся вниз им же построенной лестницы…
6/10
Оригинал публикации: https://stalhammar.livejournal.com/1013290.html