Найти тему
От скуки и хандры

Отмена крепостного права в России. Воспоминания очевидцев.

Оглавление

Девятнадцатое февраля. ПАМЯТНИКИ ЦАРЮ ОСВОБОДИТЕЛЮ.

1). В селе Бузовка, Киевской губернии., Таращанского уезда. Воздвигнут вскоре после кончины государя, и является первым «крестьянским» памятником.

2). На Баранчинском заводе, Пермской губернии Верхотурского уезда. Бюст императора на гранитном постаменте.

д). В селе Белый ключ, Симбирской губернии, Корсунского уезда. Отрыть 18 августа 1898 г. фигура государя вылита из чугуна во весь рост.

4). На станции Затишье, юго-западных железных дорог. Сооружен в 188… г. на средства крестьян Тираспольского уезда, Подольской губернии.

5). В Златоусте, Уфимской губернии. Открыт 16 июня 1891 г. Статуя императора вылита из чугуна во весь рост; в правой руке свиток с надписью: «19 февраля 1861 г.» На пьедестале надписи, на башкирском языке.

6). В селе Лабуньках, Люблинской губернии, Замостского уезда. Открыт
21 июля 1885 г. Восьмиконечный чугунный крест с бронзовым распятием, на каменной колонне готического стиля. Надписи на русском и польском языках.

7). В посаде Фрамполь, Люблинской губернии, Замостского уезда. Чугунный крест на каменной колонне с цоколем о трех ступенях. Надписями на русском и польском языках.

8). В селе Радечницы, Люблинской губернии, Замостского уезда. Открыт 1 июня 1884 г. Чугунный крест на каченном пьедестале, в центре которого икона святого Александра Невского.

Августейшее семейство Российского Императорского дома в Царствование Царя-Освободителя.

-2

Салтычиха

Рисунок профессора Н. Кошелева
Рисунок профессора Н. Кошелева

Сквозь перспективу сотни лет это имя выросло в нечто легендарное.

Это уже не человек— это кошмар.

Это даже не образ, это символ чего-то безпримерно жестокого, люто тиранившего сотни и тысячи рабов.

Но Салтычиха не порождена фантазий горемык, из поколения в поколение носивших ярмо. Салтычиха—живой человек, если только можно была её назвать человеком. Она собственноручно рвала до бело накаленными щипцами груди дворовым девушкам, выкалывала им глаза, сажала с помощью своих приспешников, на пылающую плиту. Все это было.

Проклятые архивные документы зафиксировали все эти крепостнические ужасы золотого Екатерининского века.

Но как не мирволила Екатерина дворянам - помещикам, волею и властью которых держалась на прочном и вместе шатком своем троне, всё же Салтычиху судили за её зверства над крепостными.

В сущности, ей одной посчастливилось попасть на скрижали нашей истории. Салтычих было много в то время.

Остался собирательный псевдоним.

19 февраля.

Изъ „Воспоминаній современника“ В. Г. Короленко.

Обыкновенно беллетристы, пишущие о том времени, заканчивают апофеозом освобождения. Толпа радостно умиленного народа, кадильный дым, благодарная молитва, надежды... Я лично ничего подобного не видел, может - быть, потому, что жил в городе... Мне, положим, вспоминается какое-то оффициальное торжество,— не то по поводу освобождения, не то объявление о завоевании Кавказа. Для выслушания «манифеста» в город были «согнаны» представители от крестьян и уже накануне, улицы переполнились сермяжными свитками. Было много мужиков с медалями, а также много баб и детей.

Это последнее обстоятельство объяснялось тем, что в народе прошел зловещий слух: паны взяли верх у царя и никакой опять свободы не будет. Мужиков сгоняют в город и будут разстреливать из пушек... В панских кругах, наоборот, говорили, что неосторожно в такое время собирать в город такую массу темного народа. Толковали об этом накануне торжества и у нас. Отец по обыкновению махал рукой. «Толкуй больной с подлекарем!»

В день торжества в центр города на площади квадратом были разставлены войска. В одной стороне блестел ряд медных пушек, а напротив выстроились «свободные» мужики. Они производили впечатление угрюмой покорности судьбе, а бабы, которых полиция оттирала за шпалеры солдат, по временам то тяжко вздыхали, то принимались голосить. После чтения какой-то бумаги грянули холостые выстрелы из пушек, в толпе послышались истерические крики п произошло большое замешательство... Бабы подумали, что это начинают разстреливать мужиков...

Старое время завещало новому часть своего печального наследства...

-4

Великая реформа 19 февраля 1861 г. является последствием—предпринятого еще в XVIII столетии русскими Самодержцами освобождения русского народа.

Во времена Петра Великого все сословия, в интересах государственного строительства, оказались закрепощенными: дворянство обязательною военною и гражданскою службою, крестьянство службою на дворян. Освобождение сословий началось с дворян: 18 февраля 1762 г. была издана грамота о вольности дворянства. Через 100 лет—манифест 19 февраля 1861г. об освобождении крестьян. Первою грамотою дворяне были освобождены от обязательного несения государственной службы, а вторым, крестьяне освобождались от обязательной службы дворянам. Таким образом освобождение крестьян является логическим последствием освобождения дворян. Обоими этими великими актами русские Самодержцы даровали своему народу свободу. 18 февраля 1762 г. и 19 февраля 1861 г. одинаково памятны русскому народу.

В. Дейтрихъ.

-5
-6
-7
-8

Чл. Гос. Сов. П. П. Семеновъ-Тяншанскій.

-9
-10

Из 40 членов редакционных комиссий, составивших и проведших великую реформу, в живых остался он один.

На 82 году жизни приступил к составлению обширного труда.

Три года усидчивой кропотливой работы.

И выходит в свет его новая книга.

„Воспоминания о великой реформе“ в двух томах, каждый по 400—450 страниц.

Книга издается на правах рукописи. В продажу, следовательно, не поступить. Ее получать лишь министры, некоторые члены Государственного Совета и близкие автору лица.

Из предисловия к труду Петра Петровича

несколько строк, разъясняющих значение его книги.

„....До сих пор однако-же последовательного разсказа о всём том, что происходило не только на сцене, но и за кулисами в эпоху освобождения крестьян в исторической литературе еще не было. Я чувствовал поэтому за собою нравственный долг, как последний из оставшихся в живых участников законодательных работ того времени, пополнить этот пробел....

С тех пор прошло полвека, ни одного (курсив автора) из деятелей её уже нет в живых; суд истории над их действиями уже наступил. А передо мной, как единственным свидетелем этого памятного для меня времени все яснее и рельефней представляются роль и дела каждого из них, их причины и последствия и я могу сказать по совести словами великого поэта, что исполнен труд завещанный судьбой мне грешному...“

ИЗЪ КРѢПОСТНЫХЪ УЖАСОВЪ.

Рисунок худ. Н. Радина.
Рисунок худ. Н. Радина.

— Кнутомъ ее! На конюшню!

Депутатъ перваго призыва Петръ Дмитріевичъ Стремоуховъ.

-12
-13

Пётр Дмитриевич называет себя и других представителей от губернских комитетов, депутатами первого призыва.

Пётр Дмитриевич был депутатом от нижегородского комитета. А нижегородское дворянство, как известно, сыграло историческую роль в то время. Оно одно из первых высказалось за реформу.

Вскоре после 1861 года, Стремоухов был избран нижегородским губернским предводителем дворянства. Через год-два он был назначен рязанским губернатором. Затем он некоторое время служил при главном управлении по делам печати.

-14
-15

Воспоминанія Князя В. И. Мещерскаго.

Мне было 22 года, когда на Сенатской площади мне удалось увидеть близко 19 февраля 1861 года, Царя Освободителя, окруженного толпою, вдохновенною благодарностью к нему, проявлявшеюся во всех образах, в виде целования его одежды, рук, благословлявших его, в виде земных поклонов, в виде криков «спасибо тебе царь батюшка», в виде: ярко-светлых и улыбавшихся глаз, в виде лившихся слез, — всё это я видел, и видел чудное лицо Государя буквально сиявшее душевным светом любви и отрады.

В тот же день, я услыхал от воспитательницы дочери царя, тогда малолетней, Великой Княжны Марии Александровны, что Государь после свидания с народными толпами, пришел к своей дочери и сказал, подняв ее на руки и целуя ее: «сегодня лучший день моей жизни, и я хочу тебе это сказать».

Несколько месяцев спустя, в чудные и теплые дни начала осени, я был гостем у почтенной Т. Б. Потемкиной, в Святых горах в её усадьбе Харьковской губернии, где на пути в Крым пребывали Государь и Императрица.

Народу собралось несколько десятков тысяч, на огромном лугу они двое суток жили бивуаком; имущие кормились своими припасами, неимущих кормил монастырь да владелица имения. И вот тут то, в те несколько раз, когда являлся Государь посреди народа, освобождённого несколько месяцев назад, нам всем пришлось видеть проявления народный любви и благодарности. Это было зрелище, которое нельзя словом описать, нельзя забыть и нельзя вновь увидеть. Самыми сильными впечатлениями про- явления народного благоговения, были минуты, когда Государь с семьей и с хозяйкой имения плыл в катере по Донцу при ярком свете луны, под звуки монастырского хора, при тысячах огней на берегах, когда тысячи народа, стоя в воде, забрасывали Царский катер цветами и ветвями, оглашая воздух безконечными возгласами, те минуты, когда Государь с Царицею тихо ехали днем по лугу между народом и матери подносили Царю своих детей, с возгласами: благослови! И Царь благословлял этих детей!

Тогда то я понял, что народ благодарить Царя в сознании, что он ему дал право быть счастливым.

-16

-17
-18

Яковъ Ивановичъ Ростовцевъ.

-19

Яков Иванович Ростовцев, председатель редакционной комиссии для составления проекта положения о крестьянах.

Человек честнейшей души, полный энергии и веры в свое дело, Яков Иванович не дожил до дня освобождения.

Он умер 6-го февраля 1860 года.

-20
-21

Константинъ Дмитріевичъ Кавелинъ.

-22

Решительный удар крепостному праву был нанесен профессором К. Д. Кавелиным, который в своей „записке“, поданной императору Александру II в 1855 г., категорически заявил: „Крепостное право не только разоряет и развращает государство, но оно грозит ему бедами и великими опасностями и в политическом отношении.

С тех пор, как крепостное право водворилось на русской почве, несколько раз государство стояло, благодаря ему, на краю погибели.

Оно было одною из главных причин наших несчастий в начале XVII века: бунты Стенки Разина, Пугачева и других менее известных героев и атаманов буйной вольницы, — все эти разрушительные элементы возставали и поднимались из мутных источников крепостного права; из того-же источника возникли гайдамаки; огромный толпы, чуть-чуть не полчища разбойников, опустошавших Россию в XVII и XVIII и даже в начале XIX века, вербовали своих сподвижников из крепостных“.

-23
-24

Извѣстный историкъ Н. И. Костомаровъ.

-25

Одним из ярых противников крепостного права был историк Н. И. Костомаров, но в то время, когда начиналось падение этого права, он был лишен слова и поэтому своевременно не мог высказываться.

Детство его было омрачено крепостным ужасом, жертвою которого сделался его отец, помещик Острогорского уезда, Воронежской губернии.

Отец Костомарова, называвшийся крестьянами „Старый Костомар“, был крупным, безсердечным и жестоким помещиком.

У »Старого Костомара“ среди барского двора стояла большая деревянная колода; к ней прикреплялась цепь, которую надевали на шею провинившемуся крестьянину оставляли его в таком положении на день, два и даже неделю.

Будущему историку в то время было 11-ть лет. и как ни ужасна была судьба его отца, убитого на его глазах, он всё-таки всей душой стоял „за волю*.

-26
-27

Князь Владиміръ Александровичъ Черкасскій.

-28

Князь Владимир Александрович Черкасский, член редакционной комиссии для составления проэкта положения о крестьянах.

В. А. Черкасский был ярым сторонником раскрепощения крестьян.

Известна его переписка с Юрием Самариным, в которой Владимир Александрович указывал на необходимость коренной реформы крестьянского быта.

-29

Т О Р Г Ъ.

(С картины Н В. Неврела).
(С картины Н В. Неврела).

-31

Кроме Петра Петровича Семенова-Тяншанского, — из лиц принимавших непосредственное участие в трудах по разработке крестьянской реформы был тайный советник Николай Павлович Щепкин.

Александр Николаевичъ Радищевъ.

-32

, Александр Николаевич Радищев первый у нас идейный борец против крепостного права.

Радищев, возмущаясь «варварским обычаем», приходил к выводу, особенно взволновавшему императрицу Екатерину II: «все те, кто бы мог свободе поборствовать, все великие отчинники, и свободы не от их советов ожидать должно, а от самой тяжести порабощения».

Историкам решать вопрос, что сыграли главную роль в правовом раскрепощении народа—советы-ли «великих отчинников», или «тяжесть порабощения», которая стала угрожать спокойствию страны, вызывая повсеместные вспышки, но, думается, советники тоже помогли, ибо осознанная истина никогда не пропадает безплодно.

УТРО ПОМѢЩИЦЫ.

Съ картины А. Венеціанова.
Съ картины А. Венеціанова.

Кто первый заговорилъ о необходимости освобожденія крестьянъ?

Курляндский помещик Эй Ен, он же Эйзен фон Шварденберг.

Это был крайне оригинальный человек, с исключительным упрямством и необыкновенной силой воли. Он долго устно отстаивал свои взгляды, затем в 1777 году выпустил книгу «Филантроп», в предисловии которой разсказал о всех своих стараниях по делу уничтожению крепостного права.

Проект Эйзена заинтересовал высшие сферы.

Его три раза вызывали в Петербург Петр III, Екатерина II и гр. Алексей Орлов.

Графу Орлову Эйзен представил детальный план раздела земли в собственном курляндском имении.

Провинціальное Земское Собраніе.

С картины К. Трутовского
С картины К. Трутовского

Изъ крѣпостныхъ преданій.

Свобода за устрицы.

О том, что некоторые крепостные владели многими миллионами, известно. Любопытен случай, как получил вольную крестьянин Шалупин, ворочающий большими делами.

Шалупин, купец первой гильдии, миллионер, был крепостным графа Шереметева, которому чуть ли не каждый день предлагал 200,000 рублей за свободу, но граф под разними предлогами отказывал.

Положение Шалупина и семьи было крайне двойственным. Дочери его получили прекрасное, вполне европейское образование, но оставались такими же „крепостными девками“, как любая коровница или судомойка.

Шереметев довольствовался крайне скромным оброком — 25 рублей ассигнациями в год—и на просьбы Шалупина всегда отвечал шуточками.

Вот каким оригинальным образом Шалупин добился желанной воли. Приехав однажды в Петербург, Шалупин немедленно отправился к своему барину, причём не преминул захватить с собой подарок. У барина Шалупин застал множество гостей за блестящим завтраком, для которого было заготовлено все... кроме устриц. Устриц нельзя было достать.

Графъ Шереметев устроил своему метр-д‘отелю ужасную сцену, во время которой пришёл Шалупин.

— Опять ты!— вскричал Шереметев— и опять за свободой.

— Опять!

— Знаешь что? Ты мне предлагаешь 200.000 рублей за вольную... А я тебя ни за какие деньги не отпущу. Если хочешь вольную, достань мне через полчаса устрицы.

Шалупин сделал задумчивое лицо, вышел в приёмную и вернулся через две минуты с подарком: сотней устриц.

Граф радостно хлопнул его по плечу и воскликнул:

— Ну, вольный человек, теперь садись с нами завтракать.

Шалупин отказался от высокой чести и поторопился на почту сообщить семье радостную весть.

Синий журнал № 9 1911 год.