В Средние века к женщинам отношение было такое же как к домашнему скоту. Церковь видела в образе девушки грешное начало, созданное дьяволом. Мужчины же ,наоборот, считались наиболее приближёнными к божественному. Женились они крайне неохотно, лишь для того, чтобы продолжить человеческий род. Но спустя время появляются некие галантные рыцари, путешествующие по миру и слагающие прекрасные песни о своих возлюбленных.
Трубадуры
Самыми первыми представителями куртуазной поэзии, то есть поэзии двора, являются трубадуры. Трубадурами называли рыцарей, несущих службу у короля и занимающихся созданием литературных творений. Стоит отметить, что трубадурами были не только мужчины, но и женщины, например, старопровансальская поэтесса Беатриса да Диа.
Для трубадуров основным источником вдохновения была Прекрасная Дама, она заняла в поэзии ровно такое же место, как и в религиозной поэзии мадонна. В стихотворениях воспевалась настоящая, совершенная, чистая любовь (fin amor). это поклонение дамам можно объяснить тем, что в средневековье был популярен миф о Софии Премудрости Божией, супруг Бога, которую похитил Дьявол и заточил в замок. Только смелый рыцарь смог бы её спасти, поэтому рыцари, вдохновлённые данным мифом, искали себе замужнюю женщину, чтобы ей покланяться как к чему-то чистому и неземному. Не зря Прекрасных Дам называли «путеводная звезда», «майская роза», «утешительница скорбящих». Земная красота женщины- это отражение красоты небесной, который рыцарь может увидеть в лице своей возлюбленной.
Куртузная поэзия
Куртуазная поэзия в основном поэзия куртуазной любви, в которой они описывают свои чувства к своему недосягаемому идеалу и также поднимают вопросу меры, вежества и постоянства.
Кризис куртуазной любви, а вместе с этим и поэзии наступает уже в начале XIII в. Поэт Бертран де Борн, поэт-воин, в позднем своем творчестве говорит о упадке, затмении идеалов дворянства.
Под названием «трубадур» принято называть поэтов XII - XIII веков, которые слагали песни на провансальском наречии. Изначально трубадуры относились к народному творчеству и называли свое творчество «искусством находить, изобретать» (art de trobar). Также трубадуры дали своему виду творчества название «веселое знание», «веселая наука» «gai saber, франц. le gai savoir, la gaie science». Само слово трубадур впервые употребил Рембо Оранский «Raimbaut d'Orange», потом у Бертрана да Борнаумерший в 1173 году, но мы встречаем его вскоре у Бертрана де Борна.
На Севере Франции чуть позже появились последователи трубадуров труверы, а в Германии- миннезингеры, что на немецком означает «певцы любви», они появились, примерно, в последней трети XII в. Миннезанг – средневековая рыцарская лирика отличалась от лирики трубадуров своей аналитической, морализирующей, сухой на описание чувств литературой. У миннезингеров поэзия о любви часто заканчивалась неразделенной любовью.
Самыми известными произведениями немецкой куртуазной поэзии являются «Песни рассвета» Вольфрама фон Эшенбаха, произведения Вальтера фон дер Фогельвейде, его поэзия полна воспевания радостей плотского мира. Он пишет лирические. Сатирические и философские произведения. В XIII в. В Германии, как и во Франции, начался спад куртуазной литературы.
Излюбленным жанром для рыцарей была кансона. Он имел романскую строфу из двух частей одинакового строения и одной более длинной, другой по строению, такое же строение было и у танцевальной песни. У трубадуров строфы шли друг за другом и не перебивались припевами. Провансальская кансона состояла из нескольких строф и оканчивалась одной более укороченной строфой, либо двумя строфами. Последние строфы назывались торнадами, в них было написано, кому посвящена канцона и просьба к жонглеру доставить по определенному адресу. Имя получателя в основном скрывалось, поскольку кансона часто была посвящена замужним, благородным дамам. В произведении их имя заменялось словом «сеньяль».
Основная тема кансон- восхваление своей возлюбленной, повествование о своих любовных, высоких чувствах на фоне природы, нехватка взаимной любви, ревность её мужа.
Строфы кансоны содержали 5-10 стихов. Стихи были связаны с мелодией, поскольку произведения трубадуров создавались для музыкального исполнения. Рифмовка у каждого произведения индивидуальна. По подобию кансоны создавали такой жанр, как плач, который писали на смерть друга. Также существовала диалогическая кансона, в которой обменивались репликами Прекрасная Дама и трубадур.
Кроме кансоны существовали и другие лирические жанры:
Сирвента – песнь вызова, противопоставлен кансоне. Сирвенты были направлены против врагов трубадуров, против конкурентов в поэзии , против идейных оппонентов, против недостойных дам.
Плач – стихотворение в память об умерших – донне, сюзерене или друге. В отличие от кансоны, всегда посвящается реальному лицу и реальному событию.
Тенсона – стихотворение, созданное двумя авторами совместно. Основополагающая тема споров, разногласия темного и ясного стилей в поэзии трубадуров. Также поднимается проблема куртуазной этики.
Пасторелла – жанр с устойчивым сюжетом и системой персонажей, отступающий от норм высокой куртуазии. В основе сюжета стоит повествование о встречи рыцаря с пастушкой, между ними разворачивается спор о соотношении любовных чувств и сословным неравенством. Рыцарь отстаивает идею равной любви, а пастушка говорит, что любовь зависит от сословия.
Альба – «утренняя песнь», также противоречит высокой куртуазии. Пишется от имени стража или друга, который сообщает рыцарю, что нужно уходить из имения Прекрасной Дамы, поскольку наступил рассвет.
Труверы находились под большим влиянием трубадуров, поэтому их лирика имеет в основном такие же жанры, как и трубадуры. Труверы испытали прямое влияние поэзии трубадуров благодаря литературному обмену, происходившему между Провансом и Францией. Особенно вдохновлены труверы были темным стилем (trobar clus). Идеалом такой поэзии являются работы Кретьена де Труа.
В середине существования поэзии труверов были популярны жанры: песня (chanson), прение (débat) , альба (alba), сирвента (serventois).
В период заката труверы начали переосмыслять рыцарские жанры и стили, городские труверы приносят в куртуазную лирику новые элементы рационализма, натурализма и религиозную тематику (рождается культ Божией Матери).
К ярким представителям позднего периода куртуазной поэзии труверов можно отнести Рютбёфа, Жана Боделя, Жанно де Лекюреля.
Основные жанры миннезингеров - любовная песня (Minnelied), лейх (Leich), песни о крестовом походе (Kreuzlied); темы - рыцарская любовь к знатной даме, служение Богу и сюзерену, рыцарские турниры, пиры и крестовые походы. Поэзия миннезингеров достигла расцвета около 1180-1230 годов, в этот период классическая поэзия миннезанга высмеивается, и вместо куртуазного общества мы видим крестьянскую среду. В XV века с развитием бюргерства миннезанг сменился мейстерзангом; последними миннезингерами считаются Освальд фон Волькенштейн и Гуго фон Монтфорт. Мейстерзингеры называли миннезангеров старыми мастерами (alte Meister) и считали их творчество образцом для подражания.
Центральну место в понятии куртуазная лирика занимало понятие настоящей любви (Fin’Amor) . В противовес данной любви выступало Этому понятие Fals’Amors, что означает ненастоящую, бесполезную, плотскую любовь. вокруг этих терминов формируется сложный комплекс терминов, которые в совокупности называются Деревом Любви. В этом дереве любви содержались понятия Бога, самоценности, радости от куртуазного служения, чести, щедрости, меры.
В систему антикуртуазных качеств входили понятия зла, притворства, тоски, высокомерия, неверности и неучтивости.
Миннезингеры также прославляли любовь возвышенную, граничащую с культом Девы Марии, но отдавали большее предпочтение серьезности, рациональности, умозрительности и рефлексии.