Найти в Дзене

Подборка упражнений к первому уроку по теме "Причастие" в 7 классе

На первом уроке по теме "Причастие" мы знакомим учеников с понятием "причастие", признаками глагола и прилагательного, которые у него есть, о склонении и падежных окончаниях причастий. Эти упражнения помогут вам организовать проверку первичного понимания материала.

Упражнение 1

Найдите в стихотворении С. Есенина прилагательные, глаголы и причастия. Определите синтаксическую роль причастий.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем, совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Прилагательные: ______________________________________________________________________________

Глаголы: _______________________________________________________________________________

Причастия: ________________________________________________________________________________

Упражнение 2

Причастия спрятались в «домиках». Найдите их среди других слов.

-2

Упражнение 3

Какие суффиксы у причастий? Выпишите их.

отсыревший — _____

умывающийся — ______

сидящий — ______

отдохнувший — ______

приготовленные — ______

освещённый — ______

видимый — ______

открытый — _______

потухший — _______

решаемая — _______

Упражнение 4

Замените причастие выражением «тот, который + глагол».

Образец:

зеленеющий — тот, который зеленеет;

разбитый — тот, который разбили.

красящий — тот, который ______________________________

вымытый — тот, который _______________________________

прочитанный — тот, который ____________________________

решивший — тот, который ______________________________

сваренный — тот, который ______________________________

пишущий — тот который ________________________________

решаемый — тот, который _______________________________

Упражнение 5

Поставьте к причастиям вопросы и допишите окончания.

  • Девушка жадно вдыхала чистый вечерний воздух, густо (_________) настоянн__ запахами (_____________) подсыхающ__ трав.
  • В темной пучине (___________) колеблющ__ся светом отражаются яркие звезды. Мягкий синеватый отблеск озаряет необъятную водную гладь, (____________) подернувш___ся льдистым слоем, и над (_________) застывш__ морем неподвижно повисла безмолвная тишина.
  • Простерши руку в вышине, за ним несется Всадник Медный на звонко (__________) скачущ__ коне.

Скачать файл для распечатки вы можете здесь.

Если же вам нужна полностью презентация к этому уроку, в которой, помимо этих заданий и ответов к ним, содержатся цели урока, материал для анализа и постановки проблемного вопроса, основная теория, вопросы для подведения итогов урока, вы можете приобрести ее за символическую плату здесь.

Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.