Найти тему

ПОСЛАНИЕ ИАКОВА (ч.26): ГРЕХ НЕПРАВЕДНО ПРИОБРЕТЁННОГО БОГАТСТВА

Иаков продолжает свою апострофу или прямое обращение к неверующим, которые не являются его непосредственными читателями, с выражения «теперь послушайте», с которого он начал (4:13). Однако теперь он переходит с темы надменной гордыни и жизни без оглядки на Бога к теме несправедливого и недостойного обращения с работниками. Иаков предупреждает, что Бог не оставит такой грех без наказания. Он не осуждает богатство как таковое. Иаков не обрушивает своё негодование на всех богачей без разбора. Те, кто трактуют христианство как религию бедности и отказа от имущества, неверно понимают его. Осуждению подлежит именно неправедное использование и приобретение богатства, так же, как и зависть и желание ещё большего богатства. В этой главе, в частности, Иаков говорит о богатстве, приобретённом эксплуатацией работников, которым не платят заработанное ими. Один из грехов, которые Павел называет среди недопустимых для должности старейшины, является грех «корыстолюбия» (Тит. 1:7). Этим словом называли получение денег в результате незаконных дел или иным неправедным путём.

Как уже отмечалось, богачи, к которым адресовано это обращение — не христиане. Это люди, подобные богачам, заходящим в собрание (2:2), тянущим верующих в суды и порочащих славное имя, которым они называются (2:6). Это не смиренные богачи из 1:10. Этот раздел представляет собой предостережение каждому виновному иудею, который случайно прочтёт настоящее послание. Возможно, Иаков думал, что бедные христиане смогут использовать его как призыв к справедливости со своими хозяевами. И, конечно же, это и предостережение для каждого христианина, стоящего перед искушением поступить неправедно (как и предыдущее увещевание в 4:13–17). Однако, на наш взгляд, вероятнее всего, Иаков хотел выставить таких несправедливых людей в правильном свете перед церковью. Пострадавшие от рук богачей христиане не должны им завидовать. Они должны предоставить Богу мстить обижающим Его народ (срав. Рим. 12:14–21). Он призывает их посмотреть на этих грешников глазами Бога и увидеть: жалких людей, утучняющих себя на день заклания. Ветхий Завет содержит немало похожих отрывков, утешающих бедняков, страдающих от притеснений (как Пс. 72), а также апострофы, обращённые с обвинениями к языческим странам и народам (как Едом, Ассирия или Тир). Вполне возможно, что Иаков, пользующийся репутацией праведника среди неверующих иудеев, надеялся своим обращением приобрести их в качестве своих читателей.

«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, надвигающихся на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам» (Иак. 5:1–6).

Стих 1. Сравните Ис. 14:31 («О, земля филистимская») и 13:6 («Рыдайте» [Вавилон]), примеры из Ветхого Завета, когда осуждение обращено к иной аудитории, чем изначальная. Следуя манере ветхозаветных пророков, Иаков понимает несправедливость ситуации и взывает в негодовании. Таким образом, этот раздел предназначен не столько для указанных в обращении людей, столько для воздействия на его читателей.

О выражении «[теперь] послушайте» см. комментарий к 4:13. В греческом тексте перед словом «богатые» стоит артикль в звательном падеже, который использовался при обращении, что было характерно для греческого языка. Этим словом называли определённый класс людей. Иаков не говорит о каждом отдельно взятом богаче, но о классе в целом. Не все богачи повинны в грехах, которые здесь характеризуют этот класс. Однако типичные качества представителей этой социальной группы побуждали библейских авторов считать всех богачей злыми, а бедных — добрыми. Большинство членов христианских общин составляли бедняки; большинство врагов христианства было представлено зажиточными людьми. Многочисленного среднего класса, как в наше время, тогда не существовало.

Иаков использует то же самое слово «плачьте», что и в 4:9, но вкладывает в него иной смысл. Тогда он говорил о плаче покаяния и скорби из-за осознания своих грехов (обращаясь к оступившимся христианам); теперь он произносит горькое осуждение и предсказывает грядущий гнев Бога (срав. Откр. 6:16; 18:15). Слово, переведённое как «рыдайте», призвано усилить желаемый эффект; в оригинале оно представляет собой звукоподражание, означая «пронзительно вопить», и часто встречается в Септуагинте (особенно у Исаии) в контексте воплей осуждённых Богом (Ис. 16:7; 65:14; Ам. 8:3). Иаков желает сказать, что, если бы богачи знали свою судьбу, они бы буквально возопили.

Слово, переведённое как «бедствия» (его также можно перевести как «горе, несчастье, жалкое состояние»), это то же слово, которым в Рим. 3:16 описываются грешники, а в Рим. 7:24 — душевное состояние неоправданного человека. Причастие в выражении «надвигающиеся на вас» часто встречается в Библии и раннехристианской литературе (в контексте того, что будет в будущем), говоря о чём-то горестном или неприятном (Лк. 21:26; срав. Прит. 3:25; Иов. 2:11). Грядущие бедствиях богачей, о которых пророчествует Иаков, относятся либо к судному дню (срав. ст. 7), либо к ужасному наказанию и страданиям, которые обрушатся на евреев при разрушении Иерусалима. Также, не стоит исключать мысль, что богачи могут быть наказаны за свои грехи и при жизни.

Стих 2. Стихи 2 и 3 содержат обвинение в том, что имеющееся у них богатство приобретено и используется неправедно, что приведёт к его разрушению. «Богатство ваше» (как бы подчёркивая, что речь идёт не о всяком богатстве), вероятно, показывает, что Иаков признаёт, что существует и праведное распоряжение своим богатством (как в 1 Тим. 6:17–19). Однако богатство этих людей, содержащееся в их одеяниях, имуществе и драгоценных металлах, сгниёт от неправедного пользования и будет свидетельствовать против своих владельцев. Вся Библия в целом ясно учит необходимости разумного и праведного распоряжения своим имуществом. Лк. 16:1–13 учит, что наше богатство принадлежит «другому» (то есть, Богу; см. ст. 12). Богач из притчи (Лк. 16:19–31) погубил свою душу неправедным использованием своих денег, тогда как каждый день перед ним была возможность сделать это должным образом. Богатый глупец из Лк. 12 назван безумным, потому что использовал своё богатство лишь для насыщения своей собственной «души». Итак, один из грехов этих богачей обличается через разрушение их богатства.

Слово, переведённое как «богатство», в греческом обычно означало деньги, но могло использоваться и в более общем смысле. Поскольку о деньгах будет сказано дальше иными словами, это богатство может быть представлено любыми вещами, подлежащими порче: плоды, масла, деревья, виноградники. Подобно богатому глупцу, эти люди накапливали произведённое в их землях, но эти плоды не сохранялись. Не используя их, владелец терял их.

В восточных странах, и даже среди римлян, богатая одежда (например, пурпурный и тонкий лён) был общепринятым показателем богатства и статуса (срав. Быт. 45:22; Нав. 7:21; Суд. 14:12; 4 Цар. 5:5, 22; Деян. 20:33; Мф. 7:19; 1 книга Маккавейская 11:24). Ранее Иаков писал о богаче, который приходит в собрание в дорогой одежде (2:2). Сравните выражение «изъедены молью» с Иов. 13:28. Используемое Иаковом глагольное время в «сгнило» и «изъедены молью» указывает на то, что это не было чем-то необычным. Вещи изнашивались и портились раньше, и будут изнашиваться и портиться дальше.

Стих 3. Другим способом накопления богатства были металлические деньги, которые имели хождение с древних времён. Их хранили пока они не изоржавели. Этот глагол может означать «потускнели» или «разрушились вследствие коррозии». В послании Иеремии (иудейский документ) это слово используется для описания истлевшей пурпурной мантии, которой покрывали языческих идолов. Золото и серебро не ржавеют, но они тускнеют и истончаются.

Перед нами пример антонимичного перевода, поскольку в греческом тексте написано не «против», а буквально «быть за», то есть «склоняться к чему-то» или «служить определённой цели». Высказывались разные мнения о том, как переводить начало этого стиха. Некоторые считают, что правильно «будет свидетельством вашим», то есть, богачи сами извлекут необходимые уроки из того, во что превратилось их богатство. Другие, и их большинство, настаивают на том, что лучше трактовать эту форму как дательный ущерба, как в Мф. 23:31, и переводят её как «против». В любом случае свидетелем выступает неправедное распоряжение богатством; а ржавчина — доказательством греха.

Ржавчина съест плоть этих богачей. Слово «ржавчина» используется в значении действия, которое она производит. Она разрушит откормленные тела богачей, как огонь. В Ветхом Завете Божий гнев часто ассоциируется с образом огня: Пс. 20:10; Ис. 10:16; 30:27; Иез. 15:7; Ам. 5:6.

Есть и другая возможная трактовка конструкции этого и следующего предложений, хотя она никак не влияет на смысл. Возможно, Иаков подразумевал прочтение: «Их ржавчина съест вашу плоть, потому что вы уже собрали себе на огонь последних дней». При такой организации предложения легче увидеть, что упомянутый огонь — это пламя геенны. В этом случае очевидна параллель между греческим звучанием этого стиха (буквально «собирать на огонь») и Прит. 16:27. Кроме того, глагол «собирать» приобретает более глубокий смысл, поскольку при нём нет дополнения. Обычно он используется как переходный глагол (то есть, требующий после себя прямое дополнение). Как бы то ни было, это остаётся на усмотрение переводчиков, которые в случае необходимости делают пояснительные сноски.

Все русскоязычные переводы согласны с версией Синодального Перевода, таким образом, гибель и разрушение, о которых здесь идёт речь, это либо смерть богатых иудеев в результате войн с Римом, либо будущая смерть в огне геенны (Мф. 5:22, 29, 30; 10:28; Иак. 3:6). В любом случае конец печален. Ржавчина неправедно использованного богатства, свидетельствующая против них, приведёт богачей к гибели. В ст. 1 уже говорилось об ожидающих их бедствиях.

Это суровое предостережение актуально и для церкви. Многие христиане благословлены материальными благами этого мира. За всё, что мы имеем, нам придётся дать отчёт Богу (Лк. 16:9–12). Есть много того, на что христианин может использовать свои деньги: на свою семью (1 Тим. 5:4), на свои собственные нужды и помощь другим людям (Еф. 4:28), на уплату налогов и добрые дела (Рим. 13:1–7; Тит. 3:1, 14). Мы сами решаем, как распорядимся всем этим (Лк. 16:12). Это серьёзная проблема для членов богатых церквей.

Нет ничего дурного в приобретении богатства (напр., приобрести имущество). Но Божье слово учит об ответственности и потенциальной опасности, связанных с богатством. Алчное приобретение и накопление богатства — это идолопоклонство (Кол. 3:5). Великое приобретение — быть благочестивым и довольным (1 Тим. 6:6). При правильном распоряжении можно использовать деньги для укрепления Божьего царства. Многие христиане, у которых есть средства, делают это. И всё же многие умирают, оставляя своё имущество без должного использования, и оно уходит в казну государства или неверующих родственников, которые потратят его отнюдь не во славу Бога. Многие любители богатства «сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10).

Согласно переводу Синодальной Библии, Иаков говорит, что богачи собрали себе сокровище на последние дни. Возможно, он имеет в виду последние дни еврейского рассеяния. Или же говорит это в эсхатологическом смысле, подразумевая приближающийся конец света. Также, возможно, что, как и в других местах (Евр. 1:1) последними днями здесь названа христианская эра. Возможно, Иаков усматривал подтверждение наступления этой эры в пророчестве о разрушении Иерусалима и спрашивал себя, не живёт ли он в преддверии конца света. Так считали и непосредственные ученики Иисуса (Мф. 24:3).

В случае прочтения «[огонь] последних дней», Иаков имеет в виду огненное осуждение судного дня.

Стих 4. «Вот» — еврейский графический символ высшей серьёзности. Иаков был очень серьёзен.

Использованное здесь слово «работники» было особым термином для наёмных работников в сельском хозяйстве. Палестина была уникальной в том отношении, что на её полях трудились наёмные работники. В большинстве стран это было уделом рабов. Иаков подразумевает здесь сбор урожая пшеницы или ячменя, когда колосья срезали и выбивали вручную. В евангелии можно прочитать о плате наёмным работникам, занятых в полях и виноградниках (Мф. 20:1–16). В Ветхом Завете были отдельные отрывки с предостережениями против удержания платы: Лев. 19:13; Втор. 24:14. О нарушении этих законов читайте в Мал. 3:5 и Иер. 22:13. Изображённая здесь ситуация касается сезона сбора урожая, когда богачи ещё больше богатеют, а притеснение бедных ещё менее простительно.

Иаков подчёркивает, что удержанная плата работников является ещё одним способом неправедного обогащения богатых евреев.

«Вопит» — образное выражение требования о наказании за несправедливость. Довольно часто этот глагол используется в Ветхом Завете практически с оттенком поэзии: кровь Авеля взывает или вопит из земли (Евр. 12:24; Быт. 4:10) или грехи Содома и Гоморры (Быт. 18:20). Сравните с Иов 31:38; Откр. 6:10; и Пс. 33:18. Этот же образ использовал и Иисус, когда сказал, что если никто не будет свидетельствовать о Нём, «то камни возопиют» (Лк. 19:40).

Фраза «слух Господа Саваофа» взята из Ис. 5:9. Мысль о том, что крики о несправедливости достигают Божьих ушей, не нова. См. Пс. 17:7; 33:16. Выражение «Господь Саваоф» («Господь воинства небесного»; Современный Перевод, «Господь Сил»; Международное Библейское Общество, Новый Русский Перевод) встречается в Новом Завете только здесь (если не принимать во внимание цитату из Рим. 9:29) и около 282 раз в Ветхом Завете. Изначально оно выражало идею, что Бог сражается на стороне Израиля, оправдывая их дело и давая им победу в сражении (1 Цар. 15:2; Ис. 2:12; 2 Цар. 5:10; Пс. 58:5). Затем это понятие было расширено, подразумевая, что в распоряжении Бога находится воинство ангелов, которых Он посылает исполнить Его волю (Нав. 5:14; 4 Цар. 6:14–17). Таким образом это слово стало одним из высших титулов силы и могущества Бога (Ис. 1:24; 6:3). В молитвах о помощи к Богу часто обращались, называя этот титул (1 Цар. 1:11).

Следовательно, здесь говорится о том, что тот же самый всемогущий Бог, который сражался на стороне Израиля и чьему голосу повинуются ангелы на небесах, теперь слушает и слышит крики и жалобы наёмных работников на несправедливость. «Мне мщение, я воздам, говорит Господь». Об этом следует помнить всем, кто желает обмануть своих соплеменников.

Стих 5. Удержанная обманом плата используется для обогащения и роскошной, беззаботной жизни, лишь умножая преступления богачей. Использованный здесь глагол означает «жить лёгкой жизнью», «кутить» или «пировать», и даже в классической литературе имеет негативную окраску.

Говоря «на земле», Иаков, возможно, хотел подчеркнуть, что это положение вещей лишь временное. Только на земле (и то не долго) будет продолжаться радость от неправедно приобретённого богатства. Мы не заберём с собой ни денег (1 Тим. 6:7), ни удовольствий, которые на них можно купить.

Глагол, переведённый как «наслаждались», также имеет неприглядную историю. Как правило, он означал жить в сластолюбии и чрезмерном потакании своим желаниям. В Септуагинте он встречается при описании «пресыщения и праздности» Содома (Иез. 16:49). Слово с этим корнем есть и в Ам. 6:4. В Новом Завете его можно найти только в 1 Тим. 5:6. В целом, перед нами картина богачей, которые живут безответственно, роскошествуя и предаваясь сладострастию за неправедно приобретённые деньги. О том, какой конец их ждёт, будет сказано дальше.

Эта мысль не сильно отличается от Иер. 12:3, где сказано, что Господь поведёт нечестивых, как овец на убой и приготовит на заклание (срав. Иер. 25:34; Ис. 34:2, 6; Иез. 21:15). Различие только в том, что здесь богачи сами напитали сердца свои для того рокового дня. Они уподобляются животным, которые насыщаются до тучности, не понимая, что готовят себя для убоя. Это состояние питания своих плотских желаний продлится до дня заклания. Эта картина полностью соответствует рассказам Иосифа Флавия (Иудейские войны, V, x, 424–38; xiii, 550–52) о том, как убивали богачей, часто путём пыток, когда Иерусалим пал. Однако более вероятно, с учётом всего контекста в целом, что Иаков имеет в виду гибель во время последнего суда, а слово «заклание» словно усиливает образ животного, который живёт только для своего насыщения. Таким образом, Иаков говорит о том, что они насыщаются для своей смерти или прихода Господа.

Стих 6. Это самый главный их грех. Ключ к толкованию этого стиха лежит в значении понятия «Праведник». Если оно означает (как в Деян. 3:14; 7:52; 22:14; 1 Ин. 2:1) Господа Иисуса Христа, тогда перед нами картина богатых иудеев (саддукеев), возглавляющих синедрион, которые предали Иисуса смерти, чтобы контроль над храмом не перешёл к римлянам, а его доходы — мимо них (см. Ин. 11:48). В этом случае Иаков видит тот же самый грех алчности и сластолюбия, который проявляется в удержании платы бедняков. Если, с другой стороны, это слово использовано здесь в общем смысле (срав. «неправедные» в 1 Пет. 3:18), тогда перед нами изображение бедного иудея, обиженного своим нечестивым, богатым соплеменником и фактически обречённым на голодную смерть. В таком случае «Праведник» — это любой благочестивый человек, с которым обошлись несправедливо, и который не сопротивлялся своим обидчикам. Здесь нам на память приходит история об Ахаве, Иезавели и винограднике Навуфея (3 Цар. 21). Ранее в 2:6 говорилось о том, что богачи влекут христиан в суды. Какой из вариантов правильный, решить сложно. Глагольное время аориста (вы осудили, убили) указывает на разовое событие в прошлом (хотя это может быть и неопределённое значение времени); однако настоящее время (в греческом) во фразе «Он не противился вам» подразумевает, что это продолжается до сих пор. Настоящий автор склонен считать, что здесь Иаков имеет здесь в виду праведника в общем, а не Иисуса, хотя не исключено, что он рассматривал ситуацию с Иисусом как подтверждение своих слов. Праведные не противятся, то есть не сопротивляются. Христиане учатся принимать осуждение и смерть со смирением.

1 Коринфянам

#богатство #богатства #богачи #бедность #новыйзавет #толкованиебиблии #изучениебиблии #библияонлайн #священноеписание #священныеписания