Найти тему
Блокнот математика

Шахматы, всякие разные...

Все мы знаем, что такое шахматы. По-английски chess, по-итальянски scacchi (скакки). Походовая игра с полной информацией.

Общеизвестная легенда о появлении шахмат: что мудрец-автор запросил награду, которая показалась правителю скромной, а именно положить на клетки доски одно зернышко риса, потом два, потом удваивать количество на предыдущей клетке. Общеизвестно, что это очень много риса.

Сколько? За сколько лет выращивает столько риса, скажем, Китай?

На клетке с номером m+1 будет 2ᵐ зерен, а всего на доске окажется столько, сколько было бы на следующей клетке (минус одно). То есть для всей доски получится 2⁶⁴-1 зерен риса. Чтобы прикинуть, сколько это, учтем, что 2¹⁰=1024>10³, так что на всей доске окажется больше, чем 2⁴=16 миллиардов миллиардов зерен риса. Вес рисового зерна составляет около 0.02 грамма. То есть на доске лежит 320 миллиардов миллионов грамм, или 320 млрд тонн. Урожай риса в Китае составляет около 30 млн тонн в год, то есть столько риса Китай вырастит за 10 тысяч лет с лишним. Ну или это по 40 тонн на каждого из восьми миллиардов землян.

Впрочем, число партий в шахматах неизмеримо больше этого количества риса...

Но я о другом хотел поговорить. Помимо общеизвестных "европейских" шахмат есть и другие, не менее интересные. Отличия очень велики, но это явно шахматы: тот же (почти) король, та же цель игры, тот же принцип взятия, та же походовая структура игры, некоторые фигуры похожи (хотя именуются по-всякому). Позвольте мне кратенько рассказать.

1. Японские шахматы сёги (шоги). Японец, кстати, первый дан по сёги, искренне не слышал разницы между этими двумя фонетическими вариантами: сёги и шоги. Точнее, услышал, но когда я попросил прислушаться. Это как мы не улавливаем долготу гласных (а вот сербы различают лук-овощ и луук-оружие). У этого японца я не мог выиграть вообще никак, какие фигуры он не снимал. А я его научил играть в го, он эту игру в глаза не видел, только слыхал.

Итак, японские шахматы. Доска 9 на 9, одноцветная. Фигуры не статуэтки, а пятиугольные плашки с иероглифами, одноцветные, принадлежность определяется направлением острия.

-2

Фигуры отличаются от шахмат и они слабее, чем в шахматах. По краям две пики, потом кони, потом серебряные генералы, потом золотые генералы, и в центре король. На второй линии стоит один слон (на второй клетке слева) и одна ладья (на второй справа). На третьей линии пешки, которых девять.

Все фигуры бьют как ходят.

Пешки ходят только прямо, только на одну клетку. Пики ходят только вперед, но на любое число клеток. Кони ходят только вперед: либо две клетки вперед и влево, либо две вперед и вправо. Могут перепрыгивать через свои и чужие фигуры, как и в шахматах. Король ходит как обычный шахматный король: на одну клетку в любую сторону. Серебро ходит как король за вычетом направлений влево, вправо и назад. Золото ходит как король за вычетом направлений "назад по диагонали".

Ладья и слон ходят как обычные, и это самые могучие фигуры.

Первые три линии - территория игрока, а средние три - поле боя. Вошедшую в лагерь противника фигуру можно перевернуть, и она станет другой. Ладья получит возможность ходить на клетку по диагонали, слон - на одну клетку по горизонтали и вертикали, остальные фигуры становятся золотыми генералами. Можно было бы сказать, что фигуры усиливаются, но вот пика теряет дальнобойность, да и конь тоже. Правда, с учетом невозможности отступать толку от дальнобойности в лагере противника уже мало. А некоторые фигуры вообще теряют мобильность, уперевшись в "потолок". Назад-то ходить мало кто может.

Выйдя из лагеря противника, фигура обратно не переворачивается.

Ну и самое главное отличие! Взятую фигуру можно поставить за себя в любое место доски своим очередным ходом. В исходном виде. Но это радикально меняет всё, так как в шахматах, когда фигур осталось мало, игра идет к концу; а в сёги всё только начинается. Правда, до такого - когда фигур мало - доводят редко. Взятый в плен воин может возникнуть и ударить против тебя в любом месте доски. И пика уже не выглядит такой никчемной.

Вообще же недостаток дальнобойных фигур превращает игру в локальные "разборки". А принцип "только вперед" превращает в катастрофу забравшегося в тыл "десантника". Назад-то бьет только король и, весьма ограниченно, генералы. Ну, и ладья со слоном, конечно.

Японский мастер побеждал меня даже без ладьи и слона! Не желая умалить мастерство сенсея, уверен всё же, что это я бездарно играл. Но я ничего не знал и не знаю в сёги, кроме правил...

Согласитесь, что это шахматы: тот же принцип, тот же король, та же цель игры. Но как далеко эта игра ушла в сторону от европейских шахмат!

2. Китайские шахматы сянь-ци. В них фигуры - это шашки с иероглифами, отличаются по цвету. Ставятся на пересечение линий, как в го. Доска 9 на 10 линий. Пять горизонталей ваши, пять у противника. Между ними "река".

-3

Квадрат 3 на 3 точки (средние три точки первых трех линий) - это дворец. Король и два его советника оттуда не могут выходить. То есть король ходит только в пределах дворца и только на одну клетку по горизонтали или вертикали. Советников два, по обе стороны короля, и они ходят по диагонали. В пределах дворца. Два вражеских короля не могут стоять на одной вертикали без других фигур между ними (смотреть друг другу в глаза). Это позволяет в конце игры эффективно "запирать" вражеского короля.

На первой линии слева и справа от дворца стоят очень слабые слоны, которые ходят на две клетки по диагонали и не могут переходить реку (то есть остаются в пределах своей половины доски). Потом кони, которые напоминают обычных шахматных, но не могут прыгать: ход коня - это ход на клетку по горизонтали или вертикали и потом в том же направлении по диагонали. То есть _/ например. От коня можно закрыться, как от любой другой фигуры.

По краям стоят ладьи, которые от обычных не отличаются.

Вторая линия свободна, а на третьей, на второй и восьмой точках, стоят пушки. Пушка похожа на ладью и так же ходит, но бьёт странно: пушка бьёт фигуру, если между пушкой и этой фигурой есть ровно одна фигура, любого из игроков. Поэтому защититься можно, убрав разделяющую фигуру или, напротив, введя еще одну. Из начальной позиции можно взять пушкой коня соперника, но это плохая идея.

На четвертой линии стоят пешки; но не сплошным рядком, а с промежутками. Пешек всего пять. Ходят и бьют они только вперед, только на одну клетку, но за рекой получают возможность ходить и бить влево и вправо. Дойдя до последней линии, никаких превращений не претерпевают: ходят вбок, и то хорошо.

Тоже явно шахматы, но ещё более другие. Хотя фигуры гибнут, а не переходят на сторону противника, что приближает игру к европейским шахматам.

3. Корейские шахматы чанги. Есть корейский вариант: чанги. Он похож на сянь-ци и можно (если вы не знаток!) играть тем же набором, что и в китайские шахматы. Опишу отличия.

-4

Король (генерал) начинает в центре дворца и может ходить и по диагоналям в нем. Охранники ходят так же, как генерал. То есть, обитатели дворца немного более подвижны, чем в сянь-ци.

Слон ходит аналогично коню: на клетку по горизонтали или вертикали и потом на две по диагонали в том же направлении. Реки нет, так что слон может ходить по всей доске.

Фигуры, попав во дворец, могут ходить по диагоналям. Есть ряд уточнений, которые пока несущественны.

Первый ход нельзя делать пушкой. Пушка не может бить пушку или прыгать через пушку.

Пешка может изначально ходить вбок на клетку, реки-то нет.

Ещё нюанс: один из игроков ставит фигуры и может поменять местами коней и слонов, а потом такое же решение принимает второй игрок. Может поставить так же, а может наоборот. И это дает ему маленькое преимущество.

Замечу на прощание, что шахматы сделать сложно (фигуры выточить), а вот эти три варианта вполне можно изготовить самому, и поиграть. Вместо иероглифов можно нарисовать более понятные символы.

Детям очень нравится, фантазия летает только так.

Есть и ещё варианты шахмат, тайские, например, или индийские. Но я в них не играл и рассказывать не берусь...

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
Новости популярной науки12 марта 2022