Главный режиссер Челябинского молодежного театра Иван Миневцев поставил в Севастополе свой второй спектакль. «Белая гвардия» Михаила Булгакова прозвучала у ученика Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова как трагедия о потерянном очаге, доме, рае. Черно-белый мир булгаковских героев и трогателен, и печален, и страшен в своей надвигающейся катастрофе.
Миневцев умеет с каким-то поразительным юмором говорить о тяжелых и сложных вещах, а способность подниматься над бытом делает его спектакли острыми, нежными, философскими. И я хорошо понимаю главного режиссера академического русского драматического театра имени А.В. Луначарского Григория Лифанова, еще раз пригласившего Ивана на постановку. Они в плане художественных изысканий и творческих устремлений все-таки одной крови.
Пьеса Михаила Угарова «Смерть Ильи Ильича» в севастопольской афише значится как «Снег. Снег», именно такое название дал режиссер угаровскому Обломову. В свое время драматург из хрестоматийного романа Ивана Гончарова сотворил свое произведение, сделав это искусно и блестяще, не вступив в противоречие с основной идеей романа.
Сюжет пьесы знаком и узнаваем, перед нами Илья Ильич Обломов, Андрей Иванович Штольц (Александр Аккуратов), слуга Захар (Сергей Колокольцев), Ольга Сергеевна (Елена Василевич), Агафья Матвеевна (Ольга Лукашевич). В уютном полумраке в первом акте и в холодной полутьме во втором (прекрасная работа художника по свету Дениса Солнцева) развивается история человека, рожденного для какой-то идеальной жизни, мечты. Здесь Обломов словно ребенок и в тоже время мыслитель, его чудачества безобидны и великолепны в своей искренности, его размышления и замечания интересны и ироничны. Александр Порываев проникновенно играет чудака и обнаженную душу, трогательность и мудрость. Но именно режиссер нашел нужную интонацию, выстроив сложнейший образ сочно, с одной стороны, и акварельно-нежно – с другой.
Мир Обломова – это качели по кругу, где в середине полянки рядом с пнями красуется старенькое развесистое дерево (художник-постановщик Катя Никитина). Большой кролик-душа, делает балетные па, наслаждается, ликует, однако ближе к финалу мы видим труп и чучело, и пустынный пейзаж. Илья Ильич, встретив Ольгу, воспарил. Ее «выход» – исполнение «Сastadiva», правда, мы, кажется, слышим Анну Нетребко – голос более земной, чем у великой Марии Каллас. Но, потеряв любовь, наш герой умирает, умирает сначала внутренне, а потом физически. Увы, сей мир – для Штольцев, с их практичностью и знанием все наперед. Уходящий Обломов как бы тает и растворяется, как тот белый, чистый снег, который мимолетен и очень недолговечен. О чем спектакль Ивана Миневцева? Наверное, о людях редких, избранных, но хрупких и незамутненных, как детская душа.
«Снег. Снег» получился грустным и остроумным, красивым и гротесково-смешным. Это необычная работа в репертуаре театра, да, в ней много печали, но светлой, тонкой, излучающей и этюдную легкость, и недосказанность, и особую магию, которая, кстати, присутствует в чудесной каватине Нормы, пусть даже использованной в ироничном ключе.