Ну как «самая большая»? Скорее всего. Есть другие претенденты — новозеландские моа, мадагаскарские эпиорнисы, некоторые представители фауны палеогена, — неопределённость возникающая при реконструкции физического строения животного по скелету достаточно велика. Тем не менее, дроморнис — наиболее убедительный претендент на первое место. При высоте 3 метра расчётная масса этой птицы, жившей в четвертичной Австралии и вымершей только 40 тысяч лет назад, достигает полутонны.
Но, кстати, о птицах. Самой примечательной, не считая размера, чертой дроморниса является его принадлежность к отряду гусеобразных. И вовсе не потому, что полутонный гусь с пугающим клювом это так уж смешно и внезапно. А потому что родство с гусями означает, что предки дроморниса совсем недавно летали. Недавно, это — 15-20миллионов лет назад, при том, что ветви прочих не летающих птиц — страусов, казуаров, киви, моа, эпиорнисов — располагаются на эволюционном дереве кучно, и очень длинны. Все они отказались от полёта в пользу бега и крупных размеров ещё в палеогене или даже в меловой период.
...Гуси же прилетели в Австралию, спешились и сразу — пешком — пришли к успеху, дорогой вытоптавшись не только по пернатым конкурентам, обладающим 70-миллионнолетним опытом наземного выживания, но и по сухопутным крокодилам, 7-метровым варанам мегаланиям и даже по млекопитающим, — правда сумчатым. Это была славная атака. Завершившаяся, впрочем, ничем. Дроморнисовые не удержали занятые высоты и вымерли, хоть и недавно, но ещё до появления человека в Австралии.
Образ жизни дроморнисов ясен не вполне. Ноги их не были настолько сильны, чтобы обеспечить высокую скорость бега. Клюв же допускал разнообразное применение для работ, требующих огромной силы: в диапазоне от рубки тонких древесных стволов до крушения костей. Исходя из пищевых пристрастий гусеобразных вообще, дроморнисы, обычно, считаются растительноядными животными, выкашивавшими кустарники и молодую поросль в редколесьях, но гипотеза, согласно которой они являлись всеядными и даже хищниками, представляется даже более обоснованной. Кстати, и «медлительными» дроморнисов можно назвать только по меркам страусов.
...Хищнические привычки дроморнисов следуют из того, что птицы-гиганты, всё-таки, вымерли, при том что в Австралии они определённо не имели достойных естественных врагов. А значит, поражение гуси потерпели от конкурентов. И едва ли за право грызть хворост, — на эту нишу претендентов не много. Как охотников же их на дно тянул обычай птиц обнаруживать добычу визуально (что позволяет непроворной добыче прятаться и даже отсиживаться в норах ночью). Несмотря на общую отсталость австралийской фауны, животные увеличивали приспособленность и там.