Про купеческую дружбу, как и про женскую, существует множество анекдотов. Но реальные истории все же гораздо лучше. Вот, например, проживал в середине 19-го века в Нижнем Новгороде купец Григорий Павлович Кудряшев – основатель фирмы, занимавшейся перевозками различных грузов по Волге.
После его смерти компания перешла к сыну Александру и его самарскому другу – тоже купцу первой гильдии Никандру Чеснокову. «Дружеское участие», без сомнений, включало и участие финансовое, так как в 1884-м году компания была преобразована в Торговый дом «Кудряшев и Чесноков» и возила от Нижнего до Астрахани караваны грузов, имея в собственности ни много ни мало 5 буксиров и 25 огромных барж.
Показателем процветания друзей-купцов может служить построенный в центре Нижнего Новгорода доходный дом фирмы Кудряшева-Чеснокова, ставший памятником культурного наследия и одним из главных украшений города.
А в Самаре фирма прочно обосновалась к 1889-му году. Тогда было открыто местное отделение Торгового дома. Помимо лидерства в речных перевозках, ТД «Кудряшев и Чесноков» вел крупную торговлю строительными материалами, металлом и хозтоварами. Поскольку город активно строился и расширялся, новый торговый дом набирал обороты и тоже расширялся. Успешное партнерство не прерывалось до самой кончины друзей-предпринимателей, причем этот мир они покинули почти одновременно – Александр Кудряшев в 1892-м, а Никандр Чесноков – в 1893-м году.
Наследники продолжали «дружить семьями», но бизнес решено было поделить. Фирма перешла к сыновьям Чеснокова Алексею и Степану, а кудряшевская доля была выделена и передана его сыну Трофиму. Братья Чесноковы в самом начале 20-го века построили на пересечении ул. Галактионовской и переулка Высоцкого внушительное двухэтажное здание со складами. Новый торговый дом сохранил при этом старое название – «Кудряшев и Чесноков». И сохранял его до революции.
Торговый дом «солидных людей» выглядел тоже очень солидно. Стены из красного кирпича с подчеркнутой расшивкой швов «валиком» интенсивно декорированы фасонными кирпичными деталями белого цвета, фасад расчленен по горизонтали карнизными поясами. Карниз второго этажа, изначально бывший венчающим, украшен «сухариками» и филенчатым фризом. Оконные проемы второго этажа украшены наличниками с поясками полуваликов. Целый торговый город-крепость! Третий этаж – это позднейшая и не слишком тактичная надстройка советского периода.
К 1905 г. строительство было завершено. Первый этаж дома служил для торговли, на втором находились конторские помещения и квартира владельцев.
Что касается Трофима Александровича Кудряшева, продолжавшего кстати, числиться крестьянином нижегородской губернии, то он, получив свою часть капитала, решил остаться в полюбившейся ему Самаре. К решению стать самарским жителем его, возможно, подтолкнуло и замужество дочери Иустины, вышедшей в 1892-м году за Василия Летягина - сына местного «кирпичного магната» Ивана Летягина.
Кудряшев выстроил для себя трехэтажный особняк на той же Галактионовской прямо напротив торгового дома бывших партнеров – который продолжал носить и его имя! Маркетинговый ход, наверное, был совсем не плох. На первом этаже размещалась лавка «железных и скобяных товаров», которой управляли уже его сыновья Александр и Михаил Трофимовичи, на втором - гостиничные номера, на третьем - личные апартаменты патриарха теперь уже самарского клана Кудряшевых Трофима Александровича.
Особняк Кудряшева был первой самостоятельной работой архитектора-самородка Георгия Мошкова. Для своего «дебюта» Мошков разработал даже несколько вариантов! Изначально задуманный в стиле модерн, фасад был в итоге выполнен в псевдорусском кирпичном стиле. Изощренный декор сочетал элементы ярославского зодчества с русско-византийским стилем.. Кирпичи для строительства поставлялись, как видно по клеймам, с заводов свата – Ивана Летягина. Шатровые башни на крыше были, увы, после революции утрачены.
А семья Кудряшевых продолжала в Самаре обживаться. Представитель уже четвертого поколения Александр Трофимович Кудряшев, ставший купцом второй гильдии и гласным городской думы, в 1908-м году тоже по проекту Георгия Мошкова построил для своей семьи особняк в стиле «модерн» на Саратовской (Фрунзе), 79 – наискосок от дома Летягиных, где проживала его сестра Иустина и девять(!) племянников.
Главный фасад нового дома Кудряшевых имел асимметричную трехчастную композицию, акцентированную боковыми ризалитами. В левом ризалите располагался вход в здание, а правый подчеркивался прямоугольным эркером в уровне второго этажа. Этот композиционный прием Мошков уже использовал в «крестьянском дворце» Степана Жоголева, и, похоже, он автору и заказчикам полюбился.
Цокольная часть стен, угловые лопатки ризалитов и эркера изначально были оформлены рустом, горизонтальное членение выполнялось карнизными поясами. Особняк проектировался трехэтажным, но из-за материальных затруднений строительство приостановилось, второй этаж был временно завершен и покрыт крышей. Начавшаяся мировая война финансовое положение Кудряшевых еще больше осложнила. В 1916-м году постановлением городской управы их дом, как и ряд других, был приспособлен под эвакогоспиталь.
Что касается семейной любви к перемене мест – последний переезд уже совершался не по своей воле! После революции никого из семьи в Самаре не осталось. Братья Александр и Михаил из России уехали, сестра Иустина вместе со всей семьей мужа была выслана в Среднюю Азию.
А Самаре Кудряшевы подарили целых три памятника культуры.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете