Не читал французский президент нашу детскую классику. А то бы знал:
"Африка ужасна,
Да-да-да!
Африка опасна,
Да-да-да!
Не ходите в Африку,
Дети, никогда!"
И еще там живет гадкий, нехороший, жадный Бармалей.
Но Эммануэль Макрон поехал не к нему, а к доброму президенту Алжира.
Жить захочешь, думала корова в бомболюке, не так раскорячишься.
Ну, вы поняли. Очень нужен газ.
Я ждала впечатляющих кадров танцев с саблями, ведь бедуины в Алжире есть, но пока не дождалась. А отчеты из Африки пошли такие постные, как будто Макрон в соседнее полупустое помещение зашел и вышел.
Статья и сюжет в tv5monde особой ясности не внесли, но кое-что интересное там мелькнуло. Мы же себе плохо представляем их высокие отношения. В СССР, помнится, про Африку больше знали и чаще говорили.
Один из снимков и название статьи, по-моему, говорят, сами за себя.
Макрон и Теббун возобновляют "особое партнерство" между Францией и Алжиром.
И что это за партнерство? Газ дадут или как?
Многообещающие перспективы... Новая страница двусторонних отношений... Президенты Алжира и Франции закрепили свое примирение после нескольких месяцев разногласий.
В конце встречи, продолжавшейся более двух часов в рамках первого визита Макрона в Алжир после начала нового президентского срока, оба лидера продемонстрировали в заявлениях для СМИ любезность (буквально "куртуазность") и оптимизм.
Г-н Теббун приветствовал "обнадеживающие результаты" дискуссий, которые позволяют "нарисовать многообещающие перспективы в связывающем особом партнерстве". Подчеркнул решимость Парижа и Алжира "двигаться вперед" и "активизировать усилия по укреплению двусторонних отношений".
Франция и Алжир возобновят работу нескольких межправительственных комитетов, будут расширять сотрудничество на всех уровнях и торговые обмены, а также "интенсифицируют визиты на высоком уровне", сказал Теббун.
Визит совпал с 60-й годовщиной провозглашения независимости Алжира в 1962 году. И в своей речи президент Франции подчеркнул стремление обеих стран смотреть в будущее и "вместе работать над "общим прошлым (...) сложным, болезненным". Алжир и Париж создадут "совместную комиссию историков", чтобы "рассмотреть весь этот исторический период", "от начала колонизации до освободительной войны, без табу, с возможностью (...) полного доступа к нашим архивам", сказал Макрон.
По словам г-на Теббуна, встреча двух лидеров стала "возможностью обсудить ситуацию в области безопасности и политики, представляющую взаимный интерес на региональном и международном уровнях". С точки зрения Алжира, этот визит знаменует " признание важной роли Алжира в регионе и возвращение алжирской дипломатии на международную арену"
Алжир играет центральную роль в регионе из-за своей многотысячекилометровой границы с Мали, откуда только что были выведены французские военные, Нигером и Ливией.
Кроме того, страна близка к России, ее ведущему поставщику оружия, который играет все более важную роль в Африке.
Алжир, крупнейший производитель газа на Черном континенте и один из десяти крупнейших в мире, находится под пристальным вниманием европейцев, стремящихся снизить свою зависимость от российского газа.
И вот здесь - внимание! - прекрасный абзац французского издания дословно:
Алжирский газ "на самом деле не является предметом визита", и не будет "никаких объявлений о крупных контрактах", заверил Елисейский дворец, хотя глава энергетического гиганта Engie Кэтрин Макгрегор входит в состав делегации.
И дальше спокойненько опять пошли про поездку рассказывать.
Это второй визит Эммануэля Макрона в Алжир в качестве президента после первого визита в декабре 2017 года. Отношения между двумя странами тогда были на высоте благодаря молодому французскому президенту, родившемуся после 1962 года и освобожденному от бремени истории, который назвал французскую колонизацию "преступлением против человечности". Но они быстро закончились (буквально - скисли), их настигли воспоминания, которые было трудно забыть после 132 лет колонизации, кровопролитной войны и отъезда миллиона французов из Алжира в 1962 году. Извинения за колонизацию, которых ожидал Алжир, так и не были принесены.
В октябре 2021 года высказывания Эммануэля Макрона, упрекнувшего алжирскую "военно-политическую систему" в манипулировании "рентой памяти", и его вопросы о существовании алжирской нации до колонизации вызвали серьезный разрыв отношений.
С тех пор арендатор Елисейского дворца загладил свою вину, и два президента постепенно вернули двустороннее партнерство в прежнее русло. Однако деликатный вопрос о визах, выдаваемых Францией, количество которых сократилось вдвое, продолжает отягощать взаимные отношения.
На улицах Алжира люди, как и власть, ожидают отношений "на равных". "Макрону говорят "Добро пожаловать в Алжир, если интересы общие, если они только на французской стороне, то нет", - возмущенно сказал журналистам 60-летний Ремдхан Эльбаз, пенсионер.
Вы поняли из этого отчета (а я почти весь пересказала за исключением повторов, пассов и незначительных деталей) - зачем Макрон в Африку поехал по такой жаре?
Заглянула в аккаунт к нашей журналистке Анастасии Поповой. Она процитировала слова Макрона по итогам переговоров: "Алжирский газ не сможет изменить ситуацию с газоснабжением Франции".
И дала короткий исчерпывающий комментарий: "Послали, значит".
А "Шарли Эбдо" вышел с новой обложкой.
Я только не поняла, где Макрон еще обретается, везде писали, что визит трехдневный. Что там столько времени делать? Вручную газ отгружать?
А тут еще попалось интервью алжирского писателя Буалема Сансаля, которое тот дал "Atlantico" еще накануне приезда французского президента:
"Новый Алжир извлечет пользу из визита Макрона, который приедет покаяться. Обстановка к этому располагает. Алжир раздавил Испанию, заткнул Марокко, отчитал Тунис, деньги от продажи газа текут рекой, народ спокоен, армия во всеоружии".
Как-то так.