Началась атака хорошо, но пушки сделали своё дело. Ряды атакующих изрядно потрепало, множество раненых, получен приказ отступать...
Когда дело заходит о столь знаменательных битвах необходимо знать предисторию. Что движет войнами и их руководителями, и какие события предшествуют сражению? Всё это вносит весомый вклад в понимание происходящего.
Закончилась первая в царствование Екатерины второй русско-турецкая война. Согласно условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора, Крымское ханство получало формальную независимость от Оттоманской Порты. Разве могли они смириться с потерей влияния в столь важном регионе? Конечно нет! Но и сил что-либо изменить на тот момент не было. Россия вела тонкую политическую игру и при её поддержке на ханский престол был возведён последний правитель Крыма Шагин-Гирей. Человек умный и образованный он однако увлёкся политическими авантюрами, пытаясь заполучить власть и в самом Стамбуле. Дело кончилось отречением от престола в январе 1783 года (здесь есть заслуга хитрой императрицы). Уже в апреле этого же года Екатерина II издала манифест о включении Крыма в состав Российской империи.
Турецкая политика теряла Крымское ханство, своего верного вассала в Северном Причерноморье и прекрасный военный плацдарм. Конечно Порта не могла допустить такого. Все понимали неизбежность новой войны и начали к ней готовиться.
Укрепление рубежей.
1778 год - на Днепре основаны крепость и верфь, ставшие городом Херсоном.
1779 году - на новой верфи в Херсоне начато строительство первого 66-пушечного линейного корабля "Слава Екатерины".
Май 1783 г. в Ахтиарскую бухту в Крыму вошли русские корабли, там началось возведение береговых батарей, казарм и складов. Это будущая база Черноморского флота город Севастополь.
Турция "окрепла".
Не теряли времени и с той стороны. Восстановив ресурсы, финансовые и военные, турки начали действовать. 5 августа Великий визирь Юсуф-Коджа вызвал к себе русского посла Булгакова. Он с ходу предъявил русской стороне ультиматум: оказаться от Крыма в пользу Порты, аннулировать все прежние русско-турецкие договоры как неправильные и к тому же отказаться от покровительства, оказываемого Грузии. Вскоре сам посол был арестован и заточён в Семибашенном замке. 12 августа 1787 года султан Абдул-Хамид I объявил России войну.
Начало войны.
20 августа 1787 года турецкие корабли атаковали русские фрегат и бот, стоявшие в Днепро-Бугском лимане. Им удалось отбиться и они укрылись в Херсоне. Главной задачей первого этапа для турецкой стороны было уничтожение в Херсоне верфей и заодно строящихся там кораблей. После этого предполагалось высадить крупный десант в Крыму и освободить Крым от русских. Далее, в случае успеха, они планировали наступать в южные губернии России со стороны Молдавии и Крыма.
Гениальный полководец.
Подходы к главному русскому судостроительному центру охраняла крепость Кинбурн. Фортификационные работы велись в ней очень вяло, пока новым ответственным за оборону Херсона не был назначен генерал-аншеф Александр Васильевич Суворов. Его главной задачей было не допустить прорыва турок к этому важнейшему городу. Здесь следует упомянуть о графе Потёмкине. По сути это он на "блюдечке" преподнёс Крым Екатерине II и изрядная роль в его обороноспособности также принадлежит ему.
Сухопутные силы, имеющиеся у Суворова для обороны устья Лимана, насчитывали в общей сложности десять пехотных полков, два драгунских, два легкоконных и несколько казачьих полков. Из числа этих войск к сентябрю 1787 г. в Кинбурнской крепости и в окрестностях находились подразделения трех пехотных и двух казачьих полков. В крепости было 19 медных и три десятка чугунных орудий. Кроме того имелась поддержка со стороны Лиманской флотилии под командованием контр-адмирала Николая Семеновича Мордвинова.
Неудачное начало.
В Петербурге не безосновательно волновались за Крым. Он был весьма уязвим для вражеских десантов, учитывая превосходство турецкого флота. Севастопольская эскадра контр-адмирала графа Войновича получила приказ выйти в море на поиски противника. В случае обнаружения атаковать. 8 сентября у мыса Калиакрия русские корабли попали в сильнейший шторм, который продолжался несколько дней. В результате фрегат «Крым» пропал без вести, а оставшийся без мачт 66-пушечный линейный корабль «Мария Магдалина» был отнесен к Босфору и там пленен турками.
Турецкий флот занимался интенсивной переброской войск в главный опорный пункт Османской империи в Северном Причерноморье – Очаков. По их приготовлениям было понятно, что затевается крупная десантная операция.
Разведка боем.
13 сентября со стороны Очакова к косе подошли десять турецких канонерских лодок и один бомбардирский корабль. Они открыли огонь по русским укреплениям. Целый день вёлся обоюдный обстрел. Потери русского гарнизона составили 5 убитых и 4 раненых. Турецкие корабли получили повреждения.
В ту же ночь несколько десятков турок пол руководством француза Андре-Жозефа Лафитта-Клаве скрытно высадились на оконечности косы. Для этого даже провели отвлекающий манёвр: отряд турок численностью до 700 человек предпринял попытку демонстрационной высадки в нескольких километрах от крепости ближе к Херсону. Казаки вовремя заметили лодки с неприятелем и отогнали их сначала стрельбой из ружей, а затем и из 3-х фунтового полевого орудия. Узнав об этом Суворов поспешил в Кинбурнскую крепость. Становилось очевидно, что скоро противник предпримет попытку решительного штурма.
14 сентября - турецкие корабли в течение дня вели огонь по крепости, разрушая её сооружения.
Оставшиеся дни сентября проходили примерно в том же режиме. Турки накопили изрядные силы. 3 линейных корабля, 6 фрегатов и свыше 40 боевых единиц более мелких рангов. Крепость же расчитывала на артиллерию "Десны". Этот корабль хорошо зарекомендовал себя в эти дни своей дерзостью и отвагой экипажа. Он даже сумел отпугнуть мощный турецкий флот. Однако его огневой мощи было мало. Суворов надеялся на помощь флотилии адмирала Мордвинова, но последний огорчил, заявив, что корабли не готовы и не укомплектованы людьми и оружием.
1 октября 1787 года 9 часов утра. В 15 верстах от крепости высадились 500 человек неприятеля. Этот десант состоял преимущественно из бывших запорожцев, некоторое количество которых перешло на турецкую территорию после упразднения Екатериной II Запорожской Сечи в 1775 году. Генерал-майор фон Рек с батальоном Муромского полка и частью кавалерии легко отразил эту атаку. Но это был отвлекающий манёвр. На расстоянии 2-х вёрст от крепости высадился уже полноценный османский десант в количестве более 5 тысяч человек. Это были хорошо подготовленные части и поддержку им оказывал турецкий флот. Так как русские не знали от куда ждать удар, оборона была растянута на 36 вёрст. После высадки турки начали рыть траншеи и укреплять свою линию обороны. Суворов находился на богослужении в гарнизонной крепости. На рапорты отвечал: "Пусть все вылезут", – и соблюдал полнейшее спокойствие. Около 12 часов дня турки совершили намаз, а около 3 часов начали атаку крепости. Передовые части десанта подошли на расстояние примерно 200 шагов и по ним ударила крепостная артиллерия. После этого Суворов повёл подразделения Шлиссельбургского и Орловского полков в контратаку. Всего из крепости вышли 1100 пехотинцев, около 500 кавалеристов и тысячи казаков. Козловский полк форсированным маршем выдвигался со своих позиций к Кинбурну и вступил в бой чуть позже. Первые в бой вступили "орловцы". Отчаянность турок принесла им первые большие потери. Из ранее выкопанных неприятельских траншей враг был выбит. Но в дело вступил турецкий флот и изрядно потрепал наши ряды, многие офицеры получили ранения. Суворов приказал отступать. Нужна была перегруппировка, да и подкрепления очень требовались.
В это время Россия могла лишиться своего героя. Суворов был ранен в бок картечью и находился на поле боя. Гренадер Новиков "бросился один на тридцать человек" и увлек за собой других солдат в контратаку. Это и позволило спасти нашего генерала.
Раненый Суворов хотел продолжать атаку. Подкрепления принесут свежие силы, а наступление сумерек снизит интенсивность огня турецкого флота. Тем временем командир галеры "Десна" Ломбард атаковал левый фланг турецкого флота, где стояли канонерские лодки, и заставил несколько из них отойти. Огнем крепостной артиллерии были потоплены 2 канонерки.
Около 18 часов вечера Суворов начинает новую атаку силами Орловского, Шлиссельбургского полков и батальоном Муромского полка. Помимо них эскадроны павлоградцев, мариупольцев и казаки. В ходе сражения подоспели еще несколько кавалерийских эскадронов. Пехота ударила в лоб, а конница, обойдя по мелководью, атаковала турок с фланга. Они сопротивлялись очень яростно, но медленно отступали к концу косы. Тут они пошли в последнюю мощную контратаку. Однако и здесь русские сдюжили и к 8 часам вечера "сбросили" турецкий десант в воду. Выжившие пытались плыть к своим кораблям, но по ним вёлся огонь из ружей.
В Кинбурнском сражении русские потеряли убитыми двух офицеров и 136 нижних чинов. Ранены были 17 офицеров и около 300 рядовых. Вражеские потери оказались на порядок больше: примерно 600 человек подобрали из воды гребные суда, остальные либо погибли, либо утонули. Пленных русские не брали. Среди убитых были обнаружены тела двух французских "инструкторов". Екатерина еще ранее писала Потемкину, что в случае пленения французов или иных иноземцев – немедленно отправлять их в Сибирь, "дабы отбить у них охоту учить турков".
Это было одно из самых кровавых сражений всех времён. Огнестрельное оружие вносило свой весомый вклад в боях, однако ближняя рукопашная схватка с холодным оружием всё ещё решала исход. Как здесь прекрасно проявился боевой дух нашего великого полководца Александра Васильевича Суворова. За эту оборону он получил орденом Андрея Первозванного. Но будущее принесёт ему ещё большую славу.
Подписывайтесь и до встречи в клубе ЛЕВ!