Найти тему
Стеклянная сказка

Лебединая песня ярмарок рукоделия: итоги 2022 года, ближайшие перспективы и чем их можно заменить

Фото автора
Фото автора

Сегодня расскажу о модели заработка нашей мастерской и... почему мы её изменили. С самого начала существования "Стеклянной сказки" наш проект не был нацелен на прибыль. По сути дела это было творчество ради творчества.

Которое в нужное русло подтолкнул один человек - мастерица, которая занималась бисером и камнями и уже несколько лет ездила по всевозможным ярмаркам ручной работы. Она посмотрела на наши работы и сказала:

- Это нужно продавать! Нечего сидеть, давайте, выходите на ярмарку.

На первой же ярмарке, где мы выставили свои работы, совсем "зелёные", во многом неумелые, но они зацепили людей и пошли продажи. Потом была ещё одна ярмарка и ещё, и ещё...

На следующий год мы уже составляли расписание ярмарок на весь летний сезон. Ни один выходной день не был свободен - всё лето сплошные поездки. Ярмарки рукоделия и всевозможные выставки-продажи, фестивали, праздники, дни городов обеспечивали 90% наших доходов.

Фото автора
Фото автора

Но какая-то "чуйка", внутреннее понимание говорило нам, что так долго продолжаться не может,

НЕЛЬЗЯ СКЛАДЫВАТЬ ВСЕ ЯЙЦА В ОДНУ КОРЗИНУ

Поэтому был начал поиск новых способов продаж: через интернет, то есть при помощи социальных сетей. В основном это Одноклассники, ВК, Инстаграм (запрещён в России), Пинтерест. Плюс добавились специализированные площадки: Ярмарка мастеров, Этси и ещё пара других.

С каждым годом этот канал продаж приносил всё больше и больше. Вплоть до 2019 года, когда впервые продажи через интернет обогнали продажи на ярмарках.

2020 и 2021 вычеркнули ярмарки как факт... но падения в доходах не было. На помогла та самая чуйка, которая говорила, что за продажами через интернет будущее. Многие мастера, кто продавал только через ярмарки падение ой как почувствовали.

Фото автора
Фото автора

Надежда была на 2022 год: многие мастера в чатах писали, что люди истосковались по фестивалям и ярмаркам, поэтому продажи будут лучше. В этом году мы были на 3-х крупных мероприятиях и ещё примерно по 7-10 я собрал отзывы мастеров.

Все опрошенные мастера говорят о том, что продажи неуклонно падают. Конечно, тут есть и ряд объективных факторов, связанных с тем, сами знаете с чем, но...

Объективно ярмарки рукоделия (за исключением самых крупных и знаковых мероприятий) снизили свою эффективность.

И по тем же самым объективным причинам в ближайшем будущем вся активность по продажам всё больше и больше будет переходить в интернет, это:

  • социальные сети;
  • сайты мастерских и персональные сайты мастеров, на которые нужно привлекать клиентов через РСЯ, то есть рекламой;
  • прямые продажи в мастерской, то есть привлечение людей непосредственно в мастерскую, общение и продажа изделий там (мастерская становится витриной, магазином и площадкой для совместного творчества - мастер-классы и обучение).
Фото автора
Фото автора

В этом году мы опробовали ещё несколько каналов продаж, которые оказались успешными:

  • сдача изделий на реализацию (15% прибыли);
  • сотрудничество с дизайнерами для оформления интерьеров и общественных пространств (15% прибыли);
  • организация мастер-классов, проведение частных мероприятий в мастерской и индивидуальное обучение (18% прибыли);
  • наборы для творчества (10% прибыли).

Новые каналы продаж компенсировали наше "неучастие" на некоторых крупных ярмарках и фестивалях.

Итак, какой можно сделать вывод? Он прост: на ближайшие 1-2 года надеяться на ярмарки большого смысла нет, продажи будут падать. Нужно искать дополнительные каналы продаж.

-5