Найти тему

"Важнейшее из всех искусств": как большевики советское кино строили

Размышляя над позицией российского Минкульта и его грёзах о кинематографической империи, я решил поинтересоваться, чего же примерно за тот же срок сто лет назад добилось советское правительство в вопросе кинопроизводства. Ценную информацию мне удалось почерпнуть из кино-справочника 1929-го года, составленного киноведом Григорием Болтянским.

Итак, фактически советская кинематография начала какое-то производство только в 1922-м году, потому как до этого в стране полыхала ожесточенная гражданская война, и было немного не до кино (впрочем, хроникальные работы уже начали выходить – в частности можно вспомнить «Годовщину революции» Дзиги Вертова).

Если говорить о художественных лентах, то в 1922-1923 годах Советская Россия выпустила их 12 штук, и среди них наиболее заметным стал известный в ту эпоху боевик «Красные дьяволята». На следующий год количество произведенных фильмов увеличилось почти в 4 раза – 41 проект. Затем на экраны вышло уже 70 фильмов, а в 1927-м году советскому зрителю предложили целых 122 игровые картины.

Проще говоря, за 5 лет кинопроизводство СССР выросло в 10 раз. При этом к 1926-му году можно было говорить уже не только о локальных провинциальных успехах вроде «Красных дьяволят», а о гигантских триумфах авангарда, отдающихся эхом во всем мире даже спустя столетие: «Броненосец «Потемкин», «Мать», «Октябрь», «Арсенал», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингисхана» и т.д.

Кинопоказ в деревне
Кинопоказ в деревне

С кинотеатрами тоже дело обстояло чрезвычайно бодро. Городские площадки росли не слишком активно, зато очевидного прогресса удалось добиться в клубах и в деревне. С 1924-го до 1927-го года прокатная сеть в клубах расширилась на 352%. Сельский прокат вырос на 1609% (фактически кинематограф на селе и появился именно при советской власти). Пустыми появляющиеся залы или экраны кинопередвижек не стояли: зритель с течением времени всё больше готов был платить деньги за билеты на картины отечественного производства.

Например, в 1925-м году процент выручки за советские фильмы составлял всего 21% (против 79% от показа иностранных лент). Однако в 1927-м выручка проектов, созданных в СССР, составила уже 49,2% против 51,8% прибыли с импорта.

-3

Не стоял на месте и экспорт советских фильмов на заграничный рынок – как только повысились объемы и качество производства, отечественная кинематография сразу же стала искать пути выхода к мировой публике. Одного только «Броненосца «Потемкина» продали в 36 стран, а всего к 1927-му году 54 картины отправились покорять сердца жителей 52-х государств.

Вся эта работа всего за десятилетие была проведена в стране, которая пережила тяжелейший период Первой мировой, затем революционной неразберихи, а позже еще и трехлетней Гражданской войны. Так что нашей воображаемой киноимперии под руководством Минкульта и «Фонда кино» есть над чем задуматься. Правда, чтобы вынести какие-то уроки, нужно совсем другое общество.

Поддержите наши публикации своим лайком и подписывайтесь на канал. У нас еще много интересных материалов.