1
Произносимый текст:
«А теперь, девочка, кони.
Кони это фигуры в форме коня.
Каждый игрок начинает игру с двумя конями.
Я покажу тебе, что кони немного особенные в плане перемещения по доске.»
Комментарий:
A
«А теперь, девочка, кони.»
Вся Программа «Динозавры учат шахматам» - это программа для НАЧИНАЮЩИХ.
То есть для того, кто пока ещё с шахматными терминами и элементами не знаком.
В оглавлении урок назван чётко: «Конь».
И вот мы кликнули на этот пункт в меню.
Произошла эффектная загрузка.
Группа детей 3-х или 4-х лет смотрит на экран и слышит:
- А теперь, девочка, кони.
В отличие от урока «Ладья» нет противоречия между произносимым множественным числом и количеством лошадиных мордашек на экране.
Но зачем этот текст?
Я понимаю: автор показывает как бы урок, который Динозавр ведёт с ученицей. В наших комментариях вы встретите два обращения, поскольку я расшифровывал текст с двух версий – в одной ученик – «мальчик», в другой ученик – «девочка». И Динозавр – учитель обращается именно к ней или к нему.
Вот ярчайший пример засорения материала занятия ЛИШНИМИ подробностями!
Весь текст надо решительно убирать!
Как и с ладьёй я рекомендрвал бы на чистом экране крупно показать фигурку Коня стаунтоновской формы. И произнести «голосом Левитана» одно слово, как в Меню – «Конь!»
B
«Кони это фигуры в форме коня.»
Следующий за вступительной лишней фразой текст – это шедевр!
Аббревиатура этого текста: КФФК!!!
Если поработать с текстом в сторону совершенствования под задачу урока, то он прозвучит так:
Конь – фигура в форме Коня!
Чем прекрасно открытие древнегреческих математиков?
Они жёстко писали под рисунком:
-Смотри!
Ни одного лишнего слова.
Я показываю ребенку фигурку коня и произношу:
- Конь!
Ребёнок берёт его в свои ручки.
Всё!!!
Зачем эти слова – «фигура в форме»?
Зачем повторение слова?
Зрительный мощный образ и одно слово!
И дальше – микроигра ребёнка!
Тавтология – абсолютный образец того, «как не надо».
C
«Каждый игрок начинает игру с двумя конями.»
Вот и проклёвывается полное непонимание происходящего со стороны автора программы.
Есть несколько подлежащих усвоению моментов игры.
Один момент – фигура «конь», её формула хода.
Другой момент – расстановка коней на доске в начальной позиции.
Это РАЗНЫЕ моменты и смешивать их не следует.
Усвоение хода коня – одна из наисложнейших задач первоначального обучения основам игры.
Здесь есть с чем повозиться, есть над чем поработать.
А поверхностное отношение УЖЕ УМЕЮЩЕГО ходить конём к новичку проявляется именно в этом смешении совершенно различных моментов.
Между тем, ход конём – Универсум!
Именно ход конём создал шахматы!
Из семи «фигур» на матрице 5х5 только конь не имеет «пары» и только он создаёт континуум с любой из трёх пар других симметричных формул.
Конь создаёт континуум с парой «Ладья-Слон», с парой «Рона-Рата» и с парой «Король-Визирь».
Об этом подробнее можно прочесть, например, здесь.
Конь создал шахматы!
D
«Я покажу тебе, что кони немного особенные в плане перемещения по доске.»
Говорильня продолжается!
Избыточная вербализация неукротима!
Автора «несло»!
Представляете себе трёхлетку?
Сопоставье трёхлетнего кроху и текст:
«В плане перемещения по доске»!
Словосочетание «немного особенные» малыш как должен понимать?
Обещание: «Я покажу тебе» - зачем?
Показывай сразу!
Не обещай!
Не говори ни одного лишнего слова.
Вот идёт рота.
Двести пятьдесят солдатиков.
Длинный переход.
По какому солдату считают скорость перемещения подразделения?
Правильно!
По самому медленному.
Программа обучения написана для детей от 3 до 12 лет.
Значит она должна быть полностью доступна самому маленькому!
Потому я и обращаюсь постоянно именно к этому возрасту.
Понятно, что на сто миллионов найдётся парочка гениев-двухлеток.
Но я работаю на потоке с сотнями именно нормальных трехлеток.
И у меня это не «образ» и не «представление».
Я их вижу непрерывно и наблюдаю их реакции на каждый элемент этой Программы.
Потому и выкладываю, чтобы следующие разработчики вникали и использовали в своих проектах.
Это серьёзнейшая работа – писать для малышей.
Комментируемое предложение никуда не годится.
Оно абсолютно избыточно и совершенно не нужно!
Примечание: ссылаться на Комментарий удобно например, так:
"Конь 1D"
2
Произносимый текст:
«Кони ходят буквой Гэ.
То есть он должен пройти два поля в одном направлении, затем пойти на одно поле вбок.
Сначала это может показаться необычным, но скоро ты к этому привыкнешь.
Запомни: две клетки в одном направлении, потом одна вбок.»
Комментарий:
A
«Кони ходят буквой Гэ.»
Мнемотехническая формула, цель которой «хорошо запомниться».
Попала даже в шахматные словари и энциклопедии.
Но мы не будем поддаваться очарованию Юрия Львовича Авербаха.
Программа для трёхлеток.
Задайте себе вопрос номер один: а знает ли трёхлетка «букву Г»?
Не скрою от вас всей горькой правды.
Однажды в поезде я наблюдал малыша двух с половиной лет, который знал буквы А, М, П и… Г!!!
Надо было бы сфотографировать «на память», да в ту пору на фотоаппарат я ещё не заработал.
Для абсолютного большинства малышей этот текст – пустой звук.
Вычёркиваем!
Но есть и ещё один вопрос: а что это значит: «ходят»?
Не сомневаюсь!
Вы ответите и подробно раскроете контент.
Но трёхлетка?!
Категорию «ход» я надеюсь внедрить в его сознание за Олимпиаду.
За ЧЕТЫРЕ ГОДА!
С трёх до шести включительно!
За ТРИСТА погружений.
А пока они – трёхлетние – не в теме!
И «под занавес».
Если «кони», то почему не «буквами»?
Если «буквой», то отчего не «конь»?
Сразу вспоминается величайшая песня, написанная Юлием Кимом для фильма «Бумбараш»:
«Ходят кони, над рекою
Ищут кони водопою»…
B
«То есть он должен пройти два поля в одном направлении, затем пойти на одно поле вбок.»
Вот мы и добрались до ЗЕРНА темы урока!
Сравните этот текст с текстом, например мальчика Осипова, который ответил Галкину так: «Прыг-скок, вбок!»
Жаль, что наши программисты не видели этот эпизод!
В общении с маститым юмористом, умнейшим сатириком, тончайшим аналитиком малыш продемонстрировал, как общаются трёхлетки!
Ни одного лишнего слова!
Это высший уровень, если автор написал для малышей так кратко и сильно!
Такова сказка Владимира Даля.
Таков текст Экзюпери:
«Вот тебе ящик и в нём такой барашек, какой тебе нужен!»
Как и всё в шахматах, ход конём ребёнку ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ!
Логическая формула у наших занятий чуть-чуть отличается от текста Осипова:
- Раз, два, вбок!
И для случая «взятия»:
- Раз, два, съел!
Мне очень сложно указать на различие между формулами «Прыг-скок» и «Раз-два».
Но случай, наверное, единственный подходящий.
Дело в том, что прыг-скок можно делать хаотично: туда-сюда.
А ряд «Раз-два» задаёт некоторую упорядоченность в избранном направлении. И команда «Вбок!» становится трижды осмысленной.
Мы двигались в одном направлении по числовой оси, а теперь делаем крутой поворот. Прямая линия в этом месте «ломается»!
Вообще о формуле хода конём можно говорить бесконечно.
В прекрасном ролике о том, как обойти конём шахматную доску (задача Эйлера) в Интернете автор проговаривает важное усиление:
«Можно пойти на два поля в одном направлении и еще на одно в другом. А можно сначала пойти на одно поле в одном направлении и затем на два поля в другом.»
То есть выкладывается «схема»: или 2+1, или 1+2.
При аксиоматическом построении шахматного кодекса мы опубликовали в 1986-ом году в «Качканарском рабочем» такую формулу: «Конь ходит на ближайшее поле недоступное слону и ладье из исходного».
Другая версия этого же построения звучит так:
«Конь ходит не так как слон, и не так, как ладья, на ближайшее поле».
Но при работе с малышами самый эффективный способ – многократное повторение формулы хода «Раз, два, вбок» и на маленькой доске, и на демонстрационной, и на гигантской доске.
И кроме этой формулы ничего иного вербального (словесного) в этой теме не требуется.
C
«Сначала это может показаться необычным, но скоро ты к этому привыкнешь.»
С учётом вышеизложенного Читателю уже должна быть понятна моя реакция: яркий пример «как не надо»!
Длинное и абсолютно лишнее предложение!
D
«Запомни: две клетки в одном направлении, потом одна вбок.»
Требование «Запомни!» здесь – пустой звук!
Зачем поле именуется здесь клеткой – кроме как желанием автора уйти от утомившего его стартового тезиса , объяснить сложновато..
3
Произносимый текст:
«Ну и ещё: конь немного необычен в том плане, что это единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры. Посмотри.»
Комментарий:
Устраним избежное «ну и ещё», «немного», «плане», «посмотри».
Теперь анализируемое содержание сообщения выглядит так:
«Конь необычен в том, что это единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры.»
Человек – существо ошибающееся!
Автор сам себя опровергает в уроке «Рокировка».
На первой же кнопке мы слышим за кадром:
«А что ладья? Ладья перепрыгивает прямо через короля и приземляется как раз рядом с ним»
Таким образом – не единственная!!!
Решительно сокращаем!
«Конь необычен в том, что может перепрыгивать через другие фигуры.»
Мы уже устранили качественное «немного».
Затем устранили качественное «единственная».
Теперь мы удаляем «необычен» и «в том, что».
Наш всё более жёсткий текст звучит так:
«Конь может перепрыгивать через другие фигуры.»
Теперь обратим взор на «другие».
С этим прилагательным тьма проблем.
Что сие обозначает?
Многозначность по законам тетраэдальной логики обращает высказывание в нуль.
Удаляем!!
«Конь может перепрыгивать через фигуры.»
Укорачиваем насколько возможно:
«Конь перепрыгивает через фигуры.»
Разумеется – еще много лет нам предстоит шлифовать этот прозрачный кристалл.
Но насколько этот вариант ближе, доступнее, понятнее малышу!
Ребёнок не переутомляется, осмысливая услышанное.
Разумеется проще так:
«Конь прыгает через фигуры»
Но это всё очень и очень далеко от идеала логической формулы для трёхлетних слушателей в Шахматной Шкатулке!
4
Произносимый текст:
«И кони берут фигуру только на своей последней клетке.»
Комментарий:
Это описание взятия весьма показательно.
Давайте отнесёмся к тексту серьёзно.
Как конь осуществляет взятие?
Что означают слова: «На своей последней клетке»?
Если реально «кони берут» то почему «фигуру» а не «фигуры»?
И вроде бы надо «на своих последних клетках».
Или правильнее: «Конь берёт фигуру на своей последней клетке»?
В чём смысл текста «последняя клетка»?
Понятно, что мне и вам понятно.
Но вот понятно ли тому, кому это адресовано?
Дело в том, что никакой буквы «Г» на самом деле нет!
В том смысле, что конь ходит с a1 на b3.
То есть перемещает точку отсчёта из «центра» поля a1 в «центр» поля b3.
Без выкрутасов и подсчётов. Для «коня» это поле – ближайшее «видимое».
Таким образом, у него ход в принципе ничем не отличается от хода королём.
Но ведь мы не предписываем королю брать фигуру на своём «последнем» поле!
Как бы «мнемотехническая» формула «продиктовала» некорректную логическую формулу взятия для коня.
Здесь открывается широкий простор для «дополнительных» построений.
Спекуляций может быть множество.
Вот, например, одна из них:
«Если поле, на которое конь мог бы пойти, будь оно пустым, занято фигурой противника, конь может «взять» фигуру и встать на её место.»
Ясно, что здесь подменяется играющий конём самим конём – то есть неодушевлённой фигурой.
Но здесь важно увидеть реку текстов-кандидатов, мощный поток претендентов, на звание логической формулы.
В своих практиках мне вполне достаточно простых внятных демонстраций с проговариванием «раз, два, съел!»
Так ребёнок усваивает на порядки быстрее.
5
Произносимый текст:
«А теперь попробуем это.
При помощи своего коня тебе надо пройти по доске и взять все чёрные пешки.
Чтобы двигать коня просто кликни на поле, куда может пойти конь, то есть отсчитай две клетки в одном направлении и одну вбок.
Осталось пять пешек.
Остались четыре пешки.
Остались три пешки.
Остались две пешки.
Осталась всего одна пешка.
Замечательно!
Просто фантастика!
Ты взяла их все!»
Комментарий:
A
«А теперь попробуем это.»
Одна из сложностей для комментатора заключается в том, что ему неведомо: читал ли его Читатель другие комментарии или это первый и последний материал из серии, попавшийся Читателю на глаза.
Я знаю, что уже освещал подобный текст ранее и не один раз.
Но для Вас начну всё сызнова, так, будто бы вижу текст впервые в жизни.
Как, вполне вероятно, и Вы.
Этот текст совершенно никак не освещает тему «Конь», которой мы и занимаемся.
Первое правило в работе с малышами гласит:
«Ни одного лишнего слова»!
С точки зрения гроссмейстера-программиста это хорошая «подводка».
С точки зрения профессионала преподавания детям основ шахмат на потоке рассматриваемый перл не просто излишество, но очень вредная трата энергии малыша «не туда».
Малыш пришёл к вам на занятие.
Он здесь появляется первый месяц, два раза в неделю.
Он ещё только начинает привыкать к обстановке.
Он вам доверился.
Он вам поверил.
Он согласен вас слушаться и слушать.
И в этот момент происходит то, что в «Двенадцати стульях» Ильф и Петров представили бессмертным «Остапа понесло»!
Представьте себе: детки сидят в два ряда. Все двенадцать! Пять мальчиков и семь девочек. Девочки впереди. Мальчики сзади.
Все сосредоточенно серьёзно ответственно смотрят на большой экран монитора на стене.
И тут с экрана раздаётся:
«А теперь попробуем это!!
Что за текст?
Что за «пробы»?
Что «это»?
А теперь представьте, что с экрана раздаётся ОДНО слово.
Чётко.
Внятно.
Акцентированно.
Эмоционально.
С подъёмом!
Вы спросите: «Какое слово?»
Выстраданное – отвечу я вам, выработанное годами.
Вот он – этот супер-текст:
- ИГРАЕМ!
B
«При помощи своего коня тебе надо пройти по доске и взять все чёрные пешки.»
На доске статичная позиция.
Задание носит чисто технический характер.
Дальше, в уроке «Ферзь» ребенку предложат микроигру: ферзь против пяти пешек.
Эх!
Если бы разработчик микроигры знал «Лисичку-обжору»!
В ней одна ладья успешно борется сразу с восемью пешками!
И нередко выигрывает партию!
Плохое задание, слабая идея, вызывает к жизни и слабое сопровождение, непроработанный не выстраданный текст.
«При помощи… тебе надо пройти по доске и взять…»
Это что же?
Ребёнок должен САМ пройти по доске, а Конь вроде палки-костыля, или поводыря слепого?
Тогда лошадку лучше было бы назвать… Сен-Бернаром… или вроде того.
На ваш выбор: боксёр, доберман, золотистый ретривер, колли, лабрадор, пудель, ротвейлер, эрдельтерьер. Не стесняйтесь!
Только не Конь!
Или Кони-поводыри встречаются?
Теперь представим себе малыша на гигантской – 4х4 метра доске между шести в половину его роста пешек.
«Тебе надо взять все чёрные пешки»
Мне не смешно.
Мне грустно.
Я отношусь к интенсивно мыслящим людям, и ловлю смыслы произносимого быстрее, чем говорящий успевает закрыть рот.
Все смыслы!
А часто и те, которых сам говорящий решительно не замечает.
Говорильня в этом месте программы просто невероятная.
Текст не продуман.
Не выстроен.
Не отточен.
Безответственен.
Словно автору невмоготу промысливать то, что будут слушать десятки тысяч, миллионы.
И ведь это в лучшей программе десятилетия!
Жах!
Мы просто отключаем звук!
И говорим в этом месте сами!
Что именно говорим?
А формулу хода коня!
«Раз-два, вбок!
Раз-два, вбок!»
И так все восемнадцать ходов, пока не скушаем именно всё шесть чёрных пешек.
Вероятный маршрут у нас выложен для примера в материале
http://www.proza.ru/2016/10/22/1949
Играем с Динозаврами! Конь и Рейтинг!
C
«Чтобы двигать коня просто кликни на поле, куда может пойти конь, то есть отсчитай две клетки в одном направлении и одну вбок.»
Теперь Вы уже догадываетесь, что весь этот избыточный текст мы в уши ребёнка не вливаем.
Я беру в свою ладонь кисть руки малыша, устраиваю его ладошку на мышке «правильно» и действую его рукой пока он не начинает сам активно кликать и шевелить мышку.
Зачем слова?
D
«Осталось пять пешек.
Остались четыре пешки.
Остались три пешки.
Остались две пешки.
Осталась всего одна пешка.»
Про этот «обратный подсчёт» могу заметить, что он имеет право на существование, создавая хоть какую-то иллюзию «общения» с машиной.
Понятно, что я с большим удовольствием считал бы прогрессивно:
- Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Шесть!
E
«Замечательно!
Просто фантастика!
Ты взяла их все!»
Ребёнка необходимо хвалить.
Однажды я предложил родителям небольшой список возможных похвал.
Понятно, что мои рекомендации просто не читают.
А хто я такой?
Но сегодня и только для Вас