Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Три раза вокруг света. Клипер «Гайдамак»

Оглавление

После окончания Крымской войны и прихода в Морское ведомство энергичного и прогрессивного Генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича, русский флот обрел и логичную концепцию развития и твердое руководство. На 1 января 1861 года в строю был 291 боевой и вспомогательный корабль, а это вновь уверенное 3-е место в мире. Была надежно укреплена оборона столицы со стороны моря, был построен сильный флот береговой обороны. А для океанов уже во время войны была заложена серия винтовых клиперов. Они стали фактически первыми русскими крейсерами. Их целью были английские торговые коммуникации в случае войны. Клипера в России строили почти два десятилетия. И это оказались очень полезные корабли.

Помимо реальной угрозы "англичанке" они стали кузницей кадров для флота, через них прошли практически все заметные военно-морские деятели России второй половины 19-го века. А еще на эти небольшие кораблики легла значительная часть работ по приобретению и освоению дальневосточных территорий. Они открывали острова и заливы, бухты и проливы, делали первые описания новых земель. Кроме того именно клипера впервые показали русский флаг всей планете- от мыса Доброй Надежды до Берингова пролива, от Австралии до Бразилии (одновременно в океанах находилось 19-25 русских боевых кораблей, в том числе клиперов).

После Крымской войны российские верфи оказались полностью загружены заказами флота-страна строила новый паровой винтовой флот. Развитие же удачного типа русских клиперов ждать не могло, в итоге на свет появилось три клипера второй серии, т.н. «зарубежной постройки». Если «Абрек» и «Всадник» были построены в относительной загранице, на верфи Великого княжества Финляндского, автономной части Российской империи, то «Гайдама́к» строили в самой настоящей загранице-в Англии.

Имя этот клипер получил в честь "гайдамаков", малороссийских повстанцев против польского гнета в 18-м веке. Под этим названием клипер появился в списках Балтийского флота 22 октября 1859 года.

По программе 1857 года исполняющий обязанности агента по заказам Морского министерства лейтенант А. А. Пещуров по представлению графа Е. В. Путятина 2 марта 1859 года заключил контракт с верфью Питчера в Нортфлите на постройку парового клипера для Российского императорского флота. Главным строителем корабля стал сам владелец инженер Питчер. Чертежи подготовил Кораблестроительный комитет, затем они были доработаны вместе с Питчером.Стоимость корпуса (все остальное шло по другим подрядам) составила 202 714,58 рублей. Машина обошлась в 114 730 рублей.

От России наблюдателем был назначен мичман Н.А.Колокольцов, будущий контр-адмирал русского флота. Командиром строящегося корабля 28 марта 1860 года был назначен лейтенант А. А. Пещуров. В том же марте из России на пароходе «Мина» в Лондон прибыли экипаж, пушки и оборудование для клипера.

«4 сентября 1860 г. в Нартфлитском адмиралтействе в присутствии графа Путятина спущен на воду заказанный русским правительством винтовой клипер «Гайдамак» в 1000 тонн и машиной 250 сил.»

4 сентября 1860 года корабль был торжественно спущен на воду. Присутствовали граф Е. В. Путятин, инженер Питчер и командир А. А. Пещуров. Достройку и отделку проводили в доках Гринхайта.

17 октября А. А. Пещуров стал капитан-лейтенантом.А 19 декабря клипер приступил к ходовым испытаниям. Была достигнута 12 узловая скорость. 20 декабря клипер был принят, на нем подняли Андреевский флаг.

Приказ из Петербурга предписывал клиперу сразу идти на Дальний Восток, не заходя в Кронштадт. Однако непогода задержала подвоз пороха и припасов из Лондона и крейсер отправился лишь 29 декабря 1860 года.

-2
-3
-4

-5
-6

«Гайдамак». Верфь Питчера, Нортфлит, Англия. Корабельный мастер Питчер. Заказан к постройке 2 марта 1859 года. Строительство начато март 1859 года. Спущен на воду 4 сентября (по другим данным 1 апреля) 1860 года. Введён в эксплуатацию 20 декабря 1860 года. Выведен из состава флота. Исключён из списков флота 11 октября 1886 года и продан на слом.

Водоизмещение 1094 тонн. Длина по верхней палубе пп 64,9 м. Длина по ватерлинии 61 м. Ширина 9,5-9,6 м (максимальная). Ширина по мидельшпангоуту 9,3 м. Осадка 4,3-4,5 м
Движитель- горизонтальная паровая машина "Maudslay, Son& Field, 4 котла, 250 номинальных л. с., 1034 и.л.с. Паруса, винт. Скорость хода 10,5-11,5-13 узлов. Дальность 1800 миль на 7 узлах. Запас угля 175/225 тонн. Экипаж 10 офицеров и 154 нижних чина(до 1869- 151-154 человека, после 1869- 171-190 человек).
Вооружение- в 1862—1868 годах-3 60-фунтовые пушки № 1 и 4 8-фн нарезные орудия. В 1869–1870 годах три гладкоствольные 60-фунтовые пушки заменили на три нарезные 6-дюймовые пушки образца 1867 года. К 1871 году 3—6-дм/23 пушки обр. 1867 г., 1 — 12-фн; затем 12-фн пушку заменили на 4— 4-фн.(87 мм/20) В 1882 году орудия были сняты.
60-фунтовая пушка конструкции Н. А. Баумгарта образца 1855 года
60-фунтовая пушка конструкции Н. А. Баумгарта образца 1855 года

Корпус клипера был изготовлен из английского дуба с применением данцигской сосны, ост-индского тика и американского горного вяза. Древесный интернационал. Коэффициент длины корпуса к ширине-6,8. Двигаться клипер мог как под парусами, так и под паровой машиной в 250 л.с. с помощью подъемного двухлопастного винта в специальной раме.Парусное вооружение барка с тремя мачтами и бушпритом. Под парусами клипер шел на 10 узлах, а в идеальных условиях до 12. Мореходные качества командиром оценивались как великолепные. Управляемость-на отлично, не рыскал.

По штатному расписанию команда клипера состояла из 1 штаб-офицера, 5 обер-офицеров, 11 унтер-офицеров, 1 офицера корпуса флотских штурманов, 2 кондукторов корпуса морской артиллерии, 1 офицера корпуса инженер-механиков флота, 2 кондукторов корпуса инженер-механиков флота, 4 гардемаринов и юнкеров, 121 рядового, 1 нестроевого офицера, 4 ластовых рабочих, 1 священнослужителя- всего 154 человека.

-8
-9

-10

Вооружен клипер был тремя гладкоствольными бомбическими дульнозарядными 60-фунтовыми пушками № 1 и четырьмя нарезными 8-фунтовыми орудиями.

Проект предусматривал кроме бомбических пушек четыре 38 фнт (152 мм), но от них отказались в пользу 8 фнт.

60 фунтовая длинная пушка №1 весила 5 тонн, калибр 195 мм, дальность ядром 3500 метров, бомбой 3100 метров. Обычное ядро пробивало насквозь деревянный корабль, специальное стальное-114 мм стандартную железную броню с 213 метров.

Пушки устанавливали в диаметральной плоскости на рельсы и они могли вести огонь на любой борт.

Медная 8 фнт пушка армейского образца 1838 года переделывалась в нарезную и устанавливалась на морском станке. Калибр 106 мм, вес 753 кг, дульнозарядная. Граната (чугунная) била на 3845 метров, картечная на 555 метров.

Боекомплект- 125 выстрелов для каждой 60 фнт и 240 на каждую 8 фнт.

-11

-12
-13
-14
-15

«Гайдамак» вступил в строй 20 декабря 1860 (1 января 1861) года и под командованием капитан-лейтенанта Пещурова сразу был направлен на Дальний Восток. На борту было 8 офицеров, 4 гардемарина и кондуктора, 139 нижних чинов, лекарь и священник. Маршрут пролегал вокруг Южной Америки, через Бразилию (там клипер потерял винт), Индонезию, Гонконг и Шанхай.

А. А. Пещуров в звании адмирала, после 1883 года
А. А. Пещуров в звании адмирала, после 1883 года

На Тихом океане основным занятием клипера стало исследование побережья новых российских земель. Была открыта бухта Гайдамак в заливе Восток, изучены заливы Петра Великого, Восток, Америка, Анадырский, бухты Находка, Провидения, Сахалин....

Когда клипер находился в бухте Находка, А. А. Пещуров отметил: «Придёт время, бог даст, ещё на нашем веку, когда теперешняя тишина сменится тысячами звуков, которые сольются в непрерывный глухой шум торгового порта».

28 августа 1861 года на Сахалине, во время стоянки возле поста Дуэ и погрузки угля сильный шторм выбросил клипер на берег. Попытка снять корабль пароходо-корветом «Америка» не удалась из-за ухудшения погоды. Казалось, что его карьера закончилась. Приказом по Морскому министерству «Гайдамак» был исключён из списков Балтийского флота.

Только жесткая позиция контр-адмирала Попова заставила сохранить корабль. Его подготовили к зимовке, шпилями подтянув на берег. Команда также осталась зимовать вместе с кораблем, выгрузив личные и казённые вещи в Дуэ.

Весной была продолжена операция по спасению. 10 мая прибыл контр-адмирал А. А. Попов на клипере «Абрек», 12 мая подошли корвет «Калевала» и транспорт «Японец». Водолазы нашли и подняли потерянный винт. 29 мая попытка тремя кораблями вытащить клипер не удалась, только с прибытием «Америки»«Гайдамак» стащили с мели.

Ремонт клипера прошел в Шанхае с августа по октябрь. 30 октября клипер перешел в Нагасаки для соединения с эскадрой («Богатырь» (флагман), «Калевала», «Рында», «Новик», «Морж», «Сахалин»). В Сибирской флотилии он пробыл почти год- с 12 мая 1862 года по 13 июля 1863 года.

14 ноября «Гайдамак» отправили стационером в Гонконг, где он до 20 декабря вел наблюдение за прибывшей английской эскадрой.

На счету клипера походы в Китай, Сиам, на Филиппины, где моряки изучали возможный театр военных действий. «Гайдамак» и «Новик» стали первыми корабли Российской империи, посетившими королевство Сиам. В Бангкоке русские офицеры были приняты королем Сиама Рамой IV, который передал для императора конверт с королевскими визитными карточками.

«Гайдамак» и А. Пещуров на Дальнем Востоке
«Гайдамак» и А. Пещуров на Дальнем Востоке

Во время стоянки клипера в Сайгоне к экипажу присоединился гардемарин К. М. Станюкович, впоследствии известный морской писатель. Пребывание его на «Гайдамак» привело к появлению повести «Вокруг света на „Коршуне“», где он описал происходившее в это время покорение французами Индокитая.

Тем временем сильно ухудшились отношения России с Англией. Из Морского министерства пришел приказ-«Немедленно сосредоточить все силы, чтобы по получении известия об открытии военных действий немедленно направить их на слабые и уязвимые места противника».

А затем, после получения секретного приказа, Тихоокеанская эскадра адмирала Попова совершила внезапный рейд в США, с целью поддержки северян и создания угрозы коммуникациям англичан, поддерживающих Конфедерацию и польских повстанцев.

…визит русских эскадр был связан с восстанием в Польше, которое было использовано Англией, Францией и другими европейскими державами для резких дипломатических и военных демаршей против России.
Корабли русской эскадры на рейде Сан-Франциско. Слева направо: «Рында», «Богатырь» и «Калевала»
Корабли русской эскадры на рейде Сан-Франциско. Слева направо: «Рында», «Богатырь» и «Калевала»

В состав эскадры контр-адмирала А. А. Попова вошли: «Гайдамак» (капитан-лейтенант А. А. Пещуров), «Богатырь» (капитан 2-го ранга П. А. Чебышёв, с 29 сентября (вступил в должность 03.10.1863) К. Г. Скрыплёв), «Калевала» (капитан-лейтенант Ф. Н. Желтухин, с 1864 года капитан-лейтенант Карнеллан), «Рында» (капитан 2-го ранга Г. П. Сфурса-Жиркевич, с 21 ноября 1862 года лейтенант В. Г. Басаргин), «Новик» (капитан-лейтенант К. Г. Скрыплев, в ночь с 14 на 15 сентября корабль потерпел крушение на подходе к Сан-Франциско, позже К. Г. Скрыплев был назначен А. А. Поповым командиром корвета «Богатырь»), «Абрек» (капитан 2-го ранга К. П. Пилкин).

Рейд вошел в историю флота как «экспедиция русского флота к берегам Северной Америки». В соответствии с секретной инструкцией, при военном вмешательстве Англии в польское восстание и начале войны с Британской империей, эскадре предписывалось наносить крейсерские удары по английской торговле в Тихом океане и нападать на английские колонии.

Кроме того учитывалась угроза крейсеров конфедератов CSS Alabama и CSS Sumter для незащищенных тихоокеанских портов США.

«В случае появления в порту какого-либо корсара, снаряжённого возмутившимися штатами, старший из присутствующих в порту командиров делает сигнал прочим судам «приготовиться к бою и развести пары». Если же ворвавшийся в порт корсар прямо начнёт неприятельские действия, то старший из командиров тотчас должен дать сигнал прочим судам «сняться с якоря по способности» и возмутителя общественного спокойствия атаковать.»

Первым ушедший в Сан-Франциско из Хакодате «Новик» 14 сентября вблизи мыса де-Лос-Рейес в тумане потерпел крушение. Зато все остальные к концу сентября успешно собрались в Сан-Франциско.

11(23) октября 1863 года Сан-Франциско пережил крупнейший в своей истории пожар. В бортовом журнале «Гайдамака» появилась запись «Послали всю первую вахту на берег тушить пожар». Всего на берег высадилось более четырехсот матросов во главе с офицерами.

"Пожарные жалуются, что у них мало шансов выиграть битву с огнем. Они делают все, что в их силах, но непосильная нагрузка, высокая температура, а главное, ручные приводы, которые буквально выматывают их, послужили тому, что они покидают место работы. К тому же несколько ручных приводов вышли из строя… Неожиданно раздались радостные крики. Тысячи людей, включая пожарных, приветствовали шлюпки с русскими моряками, которые подплывали с ведрами и другими огнетушительными приспособлениями. Моряки заменили вымотавшихся американских пожарных и, долго орудуя насосами, сумели потушить пожар". Из местных газет.

Эскадра пробыла у американских берегов в общей сложности почти 10 месяцев, корабли проходили ремонт, перевооружение и дооборудование для крейсерства в Вальехо (Мар-Айленде). На всю эскадру это обошлось в 88 000 долларов(примерно 130 000 рублей).

После подавления польского восстания и перелома в войне Севера с Югом, корабли стали возвращать на Родину. 23 апреля 1864 года «Гайдамак» вернулся на Балтику через Южную Америку.

По прибытии он прошел "техобслуживание" и обновил экипаж.В 1865 году клипер встал на модернизацию он получил новые котлы, а в 1867 году были установлены три нарезные 6-дюймовые пушки образца 1867 года вместо трёх гладкоствольных «бомбических» 60-фунтовых пушек, также установили минное вооружение - мины на откидных шестах, «Гайдамак» стал первым клипером с ними в Российском флоте.

Во время смотра Балтийского флота на Транзундском рейде 2-3 июля 1869 года «Гайдамак» двумя атаками с помощью мин на откидных шестах потопил исполнявший роль мишени старый клипер «Наездник».

После смотра и возвращения в Кронштадт клипер стали готовить к второму походу на Тихий океан. 5 октября 1869 года отряд кораблей под командованием капитана 1-го ранга К. П. Пилкина в составе корвета «Боярин», клиперов «Гайдамак» и «Алмаз» отправился на Дальний Восток. Командовал кораблем капитан-лейтенант М. Е. Колтовский. В Бразилии отряд разделился. «Гайдамак» и «Боярин» прошли мимо мыса Доброй Надежды. 20 мая клипер под брейд-вымпелом командира отряда прибыл в залив Посьета.

Выход русской Эскадры Тихого океана, 5 октября 1869 г. (гравюра А.Е. Беггрова). В центре – корвет «Боярин», слева – клипер «Алмаз», справа – «Гайдамак»
Выход русской Эскадры Тихого океана, 5 октября 1869 г. (гравюра А.Е. Беггрова). В центре – корвет «Боярин», слева – клипер «Алмаз», справа – «Гайдамак»
М. Е. Колтовский, после 1876 года
М. Е. Колтовский, после 1876 года

В июне 1870 года капитана 1-го ранга К. П. Пилкин назначили командующим отрядом боевых кораблей Тихого океана (корвет «Боярин», клипера «Гайдамак», «Всадник» и «Алмаз»). 10 ноября «Гайдамак» отправили после ремонта с дружественным визитом в Мельбурн.10 марта 1871 года клипер прибыл в Австралию.

На континенте в это время свирепствовала "золотая лихорадка". Поддавшись соблазну, в первый же день стоянки в Мельбурне с корабля сбежали унтер-офицер и два матроса. Это привело к полному запрету увольнений на берег. Дезертиров поймали местные, а Пилкин в рапорте причиной побега назвал «происки агентов золотопромышленников». 31 марта клипер покинул гостеприимную Австралию. На обратном пути клипер посетил еще несколько портов Океании.

С 10 июня «Гайдамак» был прикомандирован к Сибирской флотилии во Владивостоке под командованием главного командира портов Восточного океана контр-адмирала А. Е. Кроуна. 4 месяца клипер перевозил грузы и переселенцев между российскими портами.

4 января 1872 года «Гайдамак» покинул Нагасаки и отправился в Кронштадт, куда прибыл 30 мая.

С. П. Тыртов в звании адмирала, после 1888 года
С. П. Тыртов в звании адмирала, после 1888 года

22 января 1873 года командиром «Гайдамака» был назначен капитан-лейтенант С. П. Тыртов. В мае корабль начали готовить к новому плаванию на Дальний Восток.

21 октября клипер отправился в свой Третий поход на Дальний Восток. 9 сентября 1874 года «Гайдамак» прибыл во Владивосток, откуда перешёл на зимовку в Хакодате. В навигацию 1875 года клипер доставил в Нагасаки русского посла, камергера двора Его Императорского высочества, К. В. Струве для обмена ратификационными грамотами.

Затем клипер и шхуна «Восток» получили новое ответственное задание, навести порядок в северной части российских территориальных вод на Тихом океане. Помимо обязательных гидрографических работ кораблям предписывалось обеспечить государственную монополию на прибрежную торговлю и пресечь незаконную добычу иностранными судами китов, рыбы и других морепродуктов. Так было положено начало продолжающейся до сих пор борьбе с браконьерами в дальневосточных водах.

Из Владивостока клипер по маршруту Хакодате- Петропавловск-Тугурский залив-Анадырская губа прибыл на место. Корабль прошел Берингов пролив и 4 августа вышел в Северный Ледовитый океан и посетил чукотское селение Уэлен. В июле- августе были проведены гидрографические работы в Анадырском заливе и севернее; была произведена первая опись бухты Провидения; уточнена карта устья реки Анадырь, составленная ещё в 1815 году американским инженером Балкли. На память о клипере на восточном берегу бухты Провидения остался мыс Гайдамак.

31 августа в Охотском море был встречен японский корвет «Нисшин-кан», на котором находилась русско-японская комиссии по передаче Курильских островов. При встрече корабли обменялись салютом наций в 21 залп.

В заливе Лаврентия «Гайдамак» задержал американскую шхуну «Тимандра», с которой коренному населению (чукчам) обменивали алкоголь на моржовую кость. Вместе со шхуной «Восток»«Гайдамак» впервые начал борьбу с браконьерским промыслом иностранных судов в российских дальневосточных водах.

За данную экспедицию капитан-лейтенант С. П. Тыртов 1 января 1876 года был награждён орденом Святой Анны 2-й степени.

После зимовки в Японии навигацию 1876 года клипер находился в распоряжении контр-адмирала О. П. Пузино и занимался дальнейшими исследованиями побережья залива Петра Великого, заливов Посьета и Стрелок.

-22

В 1876 году вновь ухудшились отношения России с Англией, на этот раз по Восточному вопросу. По опыту «Первой американской экспедиции» Россия вновь отправила две крейсерские эскадры в Северную Америку.

«Гайдамак» входил в Тихоокеанский отряд под командованием контр-адмирала О. П. Пузино, составленный из кораблей эскадры Тихого океана и Сибирской флотилии. В отряд вошли корвет «Баян»; клипера «Всадник», «Гайдамак», «Абрек»; канонерская лодка «Горностай»; транспорт «Японец»; шхуны «Тунгус», «Ермак», «Восток». 25 декабря эскадра собралась в порту Сан-Франциско.

План контр-адмирала О. П. Пузино предусматривал обстрел Ванкувера с последующим выходом на британские коммуникации возле Австралии. Но в тот раз дипломатам удалось договориться и 30 апреля Пузино получил приказ о возвращении отряда.К лету 1877 года «Гайдамак» вернулся в Россию.

Несколько лет он находился в распоряжении российского посланника в Японии и базировался на Иокогаму. Компанию 1877 года клипер провел в составе отряда контр-адмирала О. Р. Штакельберга (винтовой корвет «Баян», деревянные клипера «Гайдамак» и «Всадник»).

Осенью 1880 года клипер включили в Эскадру Тихого океана адмирала С. С. Лесовского (26-28 кораблей, четыре больших корабля, четыре крейсера, корвет, девять клиперов, четыре канонерки, три шхуны и вооружённый транспорт), собранную для устрашения Китая во время Илийского кризиса (Кульджинский конфликт) 1879-1881 годов.

В Кронштадт клипер возвращался через Суэцкий канал. 26 июня последний дальний поход был завершен.

В 1882 году на Балтике клипер «Гайдамак» был разоружен и использовался в качестве блокшива. Приказом генерал-адмирала № 16 от 16 (28) февраля 1885 года «Варяг», «Воевода», «Изумруд», «Гайдамак» и парусный транспорт «Гиляк» предписывалось сдать к Кронштадтскому порту. Приказом генерал-адмирала № 114 от 11(23) октября 1886 года «Гайдамак», «Севастополь» и «Изумруд» исключили из списков кораблей Балтийского флота по непригодности к дальнейшей службе и продали на слом.

Назимов К.Н.Крейсер Гайдамак
Назимов К.Н.Крейсер Гайдамак
Русский клипер Ф. Баганец ( "Гайдамак")
Русский клипер Ф. Баганец ( "Гайдамак")

Клипер, несмотря на на отсутствие участия в сражениях (с 1856 по 1900 год русские корабли на Тихом океане ни разу не применяли оружие по боевой цели), внес огромный вклад в историю России. Как и другие клипера, он стал настоящим "питомником адмиралов", которые вошли в историю России. В качестве командиров, офицеров и гардемаринов на клипере служили А. А. Пещуров, С. П. Тыртов, Ф. К. Авелан, Г. П. Чухнин, К. Н. Назимов, А. А. Бирилёв, А. А. Вирениус, П. Н. Дурново, К. М. Станюкович, Ф.П. Врангель и другие.

Крейсер был активным исследователем новоприобретенных на востоке российских земель и его роль в освоении Дальнего Востока трудно переоценить. На его счету три кругосветки. На карте страны остались бухта Гайдамак в заливе Петра Великого и мыс Гайдамак в бухте Провидения, имена командиров и офицеров корабля.

На месте, где клипер сел на мель, а затем значительными усилиями был снят с нее и восстановлен, с 1862 года стоит православный деревянный крест «в память об избавлении российских моряков от страшной опасности», а рядом с 2011 года находится православная часовня.

Памятник в Гайдамакском сквере
Памятник в Гайдамакском сквере

Во Владивостоке Гайдамак это бывшая улица Экипажной слободки, заканчивалась слободка Гайдамакским оврагом; после засыпки в 1908 году Гайдамакского оврага был устроен Гайдамакский сад, там сейчас установлен памятник погибшим морякам Тихоокеанского флота, погибшим в 1945 году в боях с Японией; имя Гайдамак носит остановка общественного транспорта в районе Гайдамакского сада и станция Дальневосточной железной дороги.

Клипер «Гайдамак» увековечен на редкой серебряной монете (тираж 400 экземпляров) 2013 года номиналом 50 копеек и весом 23 грамма.

"Фотогеничность" клипера привела к появлению множества картин с его участием.

Издательство «Гангут» . почтовая открытка размером 10×15 с репродукцией картины художника А. Троня «Клипер „Гайдамак“ на Темзе. 1860 год»
Издательство «Гангут» . почтовая открытка размером 10×15 с репродукцией картины художника А. Троня «Клипер „Гайдамак“ на Темзе. 1860 год»

Клипер изображен на картинах А. Ю. Заикина «Клипер „Гайдамак“ на рейде Шанхая» и «„Гайдамак“ в Японских водах», неизвестного китайского художника «„Гайдамак“ у берегов Китая» (ЦВММ) и, особенно часто, у В.И. Шиляева:«Клипер „Гайдамак“ в бухте Золотой Рог, 1874 г», 2001 год, орг., м., 70 × 100;«Клипер „Гайдамак“ в океане», 2001 год, орг., м., 70 × 100;«Клипер „Гайдамак“»,2003 год, орг., м., 100 × 150;«Клипер „Гайдамак“ в бухте Врангель», 2004 год, орг., м., 49,5 × 64,5;«Клипер „Гайдамак“ в бухте Врангеля», 2008 год, орг., м., 60 × 80; «Клипер „Гайдамак“ в океане», 2008 год, орг., м., 50 × 70. «Клипер „Гайдамак“ в заливе Америка», 2011 год, к., паст., 31 × 44 (музей ТОФ во Владивостоке). «Клипер „Гайдамак“. Тихоокеанский флот России», х., м.. «Визит Тихоокеанской эскадры („Гайдамак“, „Алмаз“, „Витязь“) в Гонконг».

Клипер Гайдамак в заливе Америка
Клипер Гайдамак в заливе Америка
Клипер Гайдамак в океане
Клипер Гайдамак в океане
Клипер Гайдамак в б.Врангеля
Клипер Гайдамак в б.Врангеля
Клипер Гайдамак в б.Врангель
Клипер Гайдамак в б.Врангель
Клипер Гайдамак.2003
Клипер Гайдамак.2003
Клипер Гайдамак в океане
Клипер Гайдамак в океане
Клипер Гайдамак вб.Золотой Рог 1874г
Клипер Гайдамак вб.Золотой Рог 1874г

Шиляев
Шиляев
В.И. Шиляев Клипер Гайдамак
В.И. Шиляев Клипер Гайдамак
В.И. Шиляев. «Визит Тихоокеанской эскадры („Гайдамак“, „Алмаз“, „Витязь“) в Гонконг»
В.И. Шиляев. «Визит Тихоокеанской эскадры („Гайдамак“, „Алмаз“, „Витязь“) в Гонконг»
Шиляев. «Клипер „Гайдамак“. Тихоокеанский флот России»
Шиляев. «Клипер „Гайдамак“. Тихоокеанский флот России»

Больше и лучше об истории одного из самых известных русских клиперов здесь:

-38

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам