Все-таки раньше нравы были попроще, а люди добрее. Не успели еще высохнуть чернила на подписях под Парижским договором, еще благоухали тошнотным "французским духом" остатки редутов Севастополя, а Морское министерство Российской империи уже вело с французами переговоры насчет заказа военных кораблей.
Россия как будто не заметила неудачной войны, а со всей своей мощью принялась решать проявившиеся проблемы. Окончательно возобладал паровой флот? Значит массового строим паровые корабли. И за границей тоже. С двумя зайцами: изучаем западные технологии и разгружаем свои верфи на период аврала.
В июне 1856 года договор Морского министерства с французской верфью «Колло и Компания» (Collas at Comp)из Бордо, был подписан. Французы обязались построить для нашего флота фрегат и корвет («Баян»). Фрегат стоил казне 2 800 000 франков ( примерно 705 000 рублей серебром). Готов он должен был быть 1 мая 1858 года, пропуск срока карался штрафом 500 франков в день.
20 августа фрегат был зачислен в списки Российского Императорского флота под названием «Светлана». По одной из версий, фрегат назван в честь героини одноимённого произведения В. А. Жуковского, гадалки Светланы (имя придумано самим Жуковским и ранее не использовалось).
С российской стороны за постройкой наблюдал капитан 2-го ранга ( с 14 августа-капитан 1-го ранга) П. Ю. Лисянский, он же стал первым командиром фрегата. На помощь на да года к нему прикомандировали капитана 2-го ранга И. И. Бутакова.
13 октября 1856 года состоялась торжественная церемония закладки корабля. Однако у владельца верфи Б.Колло возникли серьезные финансовые проблемы и в марте 1857 года он продал верфь инженеру Арману. Предприятие было переименовано в Kredit Maritaime & Arscan, а новый владелец выставил российской казне дополнительный счет на 1 130 000 франков. Тем не менее сторонам удалось договориться. Видимо удачно, так как в июне 1857 года верфь начала строить императорскую яхту «Александра» (колесный корвет), еще в ходе строительства переименованную в «Штандарт». Команду наблюдателей на верфи усилили лейтенантом П. И. Лесли.
Тем временем корпус был готов, в начале 1858 года его подводную часть начали обшивать медными листами. 3 мая 1858 года фрегат был спущен на воду.
В Кронштадте была сформирована команда, в Бордо ее доставили на пароходо-фрегате «Камчатка». 27 сентября «Светлана» была готова и приступила к ходовым испытаниям.
Заказ за границей двух фрегатов («Светлана» и «Генерал-адмирал») мотивировалась тем, что: «Заграничная постройка обоих названных фрегатов была вызвана, во-первых, желанием быстрее увеличить после Крымской войны состав нашего парового флота большими боевыми винтовыми фрегатами, в постройке которых мы значительно запоздали перед западными державами; во-вторых, мы еще не имели тогда соответствующих технических средств и опытных мастеровых для постройки у нас таких больших судов, и в этих судах мы рассчитывали, и не ошиблись, получить образцы тщательной и прочной постройки. Такими же разнородными соображениями руководилось морское министерство и при заказе в Бордо, одновременно с фрегатом «Светлана», винтового 16-пушечного корвета «Баян» и императорской яхты «Штандарт», спущенных на воду в 1857 и 1858 гг. Оба эти судна, подобно фрегату «Светлана», оказались вполне соответствующим своему назначению и оправдали своей службой ожидания морского министерства».
К чести Морского министерства этого периода, все остальные винтовые фрегаты и корветы строились уже в России из русских материалов, «по чертежам и трудами наших корабельных инженеров».
7 октября корабль направился в Россию, надо было успеть до льда встать на якорь в Санкт-Петербурге. Однако начались проблемы с котлами и машиной, пришлось ремонтироваться в Спитхеде, а затем в Киле, где едва не зазимовали. Но там корабль удостоился посещения Генерал-адмирала Константина Николаевича, который распорядился продолжить переход. Но начавшийся в пути шторм и течь в корме заставили фрегат все-таки доковаться и зимовать в Копенгагене.
В Кронштадт фрегат пришел лишь 9 мая 1858 года. Корабль был зачислен в 23-й флотский экипаж.
В итоге за несколько лет под руководством Константина Николаевича в России был создан совершенно новый паровой флот с новейшими бомбическими пушками. К тому же этот флот практически уже был океанским.
За первой серией архангельских клиперов последовало еще три, на балтийских верфях были построены 14 охтинских корветов, в 1856-1865 годах на русских верфях сошли на воду фрегаты «Аскольд», «Илья Муромец», «Громобой», «Олег», «Пересвет», «Ослябя», «Александр Невский», «Дмитрий Донской» и «Севастополь».
Заказы за границей были не так значительны, Франция построила «Светлану» и корвет «Баян», в США построили новейший фрегат «Генерал-адмирал».
«Светлана» («Свѣтлана»).B.C.Collas/ L.Arman, Kredit Maritaime & Arscan (до марта 1857 года Collas at Comp), Бордо. Строительство начато 13 октября 1856 года. Спущен на воду 3 мая 1858 года. Введён в эксплуатацию май 1859 года. Выведен из состава флота 10 декабря 1888 года. 15 февраля 1892 года исключён из списков для продажи на слом
Водоизмещение 3188 тонн. Размеры- длина 77,6 метра, ширина 14,6 метра, осадка 6,6 метра
Двигатель- 1 х горизонтальная паровая машина прямого расширения Шнейдер-Крезо, 450 номинальных л. с. (1113 индикаторных л. с.), 6 котлов, 1 гребной винт в раме для его подъёма при движении под парусами и спуска при движении под парами. Скорость 10,5 узлов; 8,5 узлов средний ход; до 12 узлов максимум. Запас топлива 212 тонн угля. Дальность плавания 2000 миль. Экипаж 24 офицера и 414 матросов
Вооружение на 1859 год : 2 × 196 мм/15 (60-фунтовые длинноствольные орудия) на поворотных платформах на палубе, 26 × 196 мм/13 (60-фунтовые короткоствольные бомбические орудия, 20 в закрытой батарее и 4 на палубе), 4 × 173 мм (36-фунтовые погонные/ретирадные орудия) в закрытой батарее, 10 × 164 мм (30-фунтовые орудия) на палубе)
Трёхмачтовый 40-пушечный брамсельный гафельный фрегат. Для постройки корпуса использовался дуб, тик, красное дерево и сосна по системе инженера Армана с большим количеством железных конструкций, то есть являлся композитным. Спасательные средства- 22-вёсельный баркас, 16-вёсельный катер, 12-вёсельный катер, 8-вёсельный бот, 6-вёсельный вельбот, 6-вёсельный ял и 2-вёсельный ял.
На борту также имелись опреснительная установка и генератор для освещения помещений и палуб.
Машина в 450 н.л.с. обеспечила на испытаниях скорость хода около 10,5 узлов. Фрегат показал отличную мореходность и в походе в Средиземноморье и в кругосветке 1860-1862 годов. Он превосходно ходил под парусами.
К 1862 году на нижнем деке фрегата имелось 20—60-фунтовых пушек № 1 и 4— 36-фунтовые пушки № 1, на палубе стояли 2—60-фунтовые пушки № 1, 4—60-фунтовые пушки № 2 и 10—30-фунтовых пушек № 2.
Фрегат «Светлана» за время своей службы совершил три кругосветных путешествия и около 20 дальних походов. С 1874 год по 1884 год относился к Гвардейскому экипажу. На корабле служили многие из тех, без кого невозможно представить историю русского флота и России второй половины 19 века. Первый командир фрегата П. Ю. Лисянский, Н. М. Чихачёв, И. И. Бутаков, великий князь Алексей Александрович, Ф. К. Авелан, Ф.В. Дубасов, династии Гирсов, Новосильских и другие командиры фрегата. На офицерских должностях на корабле служили Великий князь Константин Константинович, Н.И. Скрыдлов, П.А.Безобразов, В.В. Игнациус, П.Н.Дурново, а в юнкерах и гардемаринах А.А. Бирилев, Г.П. Чухнин....
В июне 1859 года Лисянский передал корабль капитан-лейтенанту О. П. Пузино, фрегат был выбран великим князем Константином Николаевичем (Генерал-адмирал) для визита в Англию. 15 июля Генерал-адмирал на фрегате «Светлана» покинул столицу. 19 июля была остановка в Копенгагене, а 25 июля корабль прибыл в Спитхед, где его встретили находившиеся там русские корабли «Громобой», «Ретвизан», «Полкан» и английская эскадра из 10 кораблей. Во время визита великий князь посетил Портсмутское адмиралтейство, осмотрел пароходный завод и всю механическую часть. 26 августа Константин Николаевич на фрегате «Генерал-Адмирал» отправился в Россию. Ведь умели когда-то великие князья за границей не кабаре и варьете изучать...
Фрегат «Светлана» остался в Англии и 4 сентября ушел в Геную, в состав Средиземноморской эскадры (линейный корабль «Гангут», фрегат «Илья Муромец», корвет «Медведь», корвет «Вол», пароходо-фрегат «Олаф») контр-адмирала Ф. Д. Нордмана. Здесь новый корабль использовали для перевозки именитых особ- вдовствующую императрицу доставили в Тулон, а семейство герцогов Лихтенбергских в Виллафранку, где в декабре собралась вся эскадра.
Тем временем все большее внимание российского правительства начинает привлекать Дальний Восток. С 1859 года там создаются новые военные посты, проводятся исследовательские экспедиции, а с империей Цин, пользуясь ее ослаблением из-за восстания тайпинов и 2-й Опиумной войны, дипломатическая миссия графа Н.П. Игнатьева ведет активные переговоры по приграничным территориям. В 1860 году была создана Первая независимая эскадра Тихого океана под командованием капитана 1-го ранга И. Ф. Лихачёва. В эскадру вошли фрегат «Светлана», корвет «Посадник», клиперы «Джигит», «Разбойник», «Наездник», транспорт «Японец», а также малые корабли.
Фрегат с 18 января 1860 года сменил командира, им стал капитан 2-го ранга Н. М. Чихачёв (с 29 августа капитан 1-го ранга). 21 января фрегат передал флагманские функции «Гангуту», куда перенес флаг контр-адмирал Ф. Д. Нордман.
«Светлана» после необходимой подготовки, срочно направилась на Тихий океан. В Сингапуре фрегат взял на буксир клипер «Посадник» и направился в Печелийский залив, куда прибыл в апреле 1860 года.
В мае эскадра Т.О. была усилена корветом «Воевода» и клипером «Опричник», которые в июле прибыли в Таку.
17 мая «Светлане» вновь пришлось вести «Посадник» из Сингапура на буксире в Шанхай. После шести дней буксировки клипер пошел сам, но после поломки машины его снова пришлось буксировать, а 31 мая корабли перешли на паруса.
В Шанхае фрегат принял на борт генерал-майора графа Н. П. Игнатьева и доставил его в Вусунг, сам же ушел в Нагасаки, сопровождая «Посадник» на ремонт. 3 июля «Светлана» вернулась в Шанхай, где была назначена флагманским кораблём Отряда судов в Китайском море.
2 ноября 1860 года был заключён Пекинский договор, и, по достижении дипломатической победы, эскадра была расформирована. 7 ноября Н. М. Чихачёва назначили адъютантом к Его Императорскому Высочеству генерал-адмиралу Константину Николаевичу, а командиром фрегата был назначен капитан 2-го ранга И. И. Бутаков.
Конец 1860-начало 1861 годов фрегат провел в Нагасаки на ремонте. Ремонтные мощности в Нагасаки были, а вот бизань-мачта, руль и винт были доставлены клипером «Опричник»,также прибывшим на ремонт. Командира фрегата озадачили также приобретением в Японии припасов для строящихся на Дальнем Востоке постов (45 голов рогатого скота, 15 лошадей, 100 пудов извести, 2 ящика стекла, 2 джонки и прочее) и отправкой сего имущества на транспорте «Японец».
Так и не устранив течь (до 30 см за 12 часов), 19 марта фрегат покинул Нагасаки, забрав всех больных из госпиталя и закрыв все казённые заведения Российской империи на берегу. Фрегат поступил в распоряжение военного губернатора Приморской области контр-адмирала П. В. Казакевича.
16 апреля «Светлана» прибыла к острову Цусима, здесь на островке Уси шло строительство русского военного. Здесь уже находились «Наездник» и «Разбойник». 18 апреля фрегат отправили на юг Приморья, здесь он три месяца нес сторожевую службу в заливе Посьета.
Команда фрегата участвовала в строительстве Владивостока. «Светлана» оставалась на Тихом океане до октября 1861 года. 20 октября «Светлана» вышла с Вуссунгского рейда и взяла курс на юг. В Мельбурне «Светлану» встречал флагман австралийского флота HMS Pelorus. Первый визит русских военных кораблей в Австралию вызвал огромный интерес местного населения, Бутакову пришлось открыть корабль для свободного посещения. Визит продлился с 23 декабря 1861 года по 10 января 1862 года.
Пользуясь случаем, в Мельбурне заказали новые марсель, бизань и фор стеньги-стаксель.
15 февраля «Светлана» прошла Магелланов пролив, в журнале осталась запись, что был встречен французский линкор под адмиральским флагом, лишившийся руля. 3 марта фрегат был уже в Спитхеде, за 112 дней пройдя 15 534 мили от Мельбурна. 20 июня 1862 года первая кругосветное путешествие «Светланы» завершилось в Кронштадте. Через несколько дней фрегат посетил император Александр II.
Потом в составе эскадры контр-адмирала И. А. Шестакова «Светлана» служила в составе Средиземноморской эскадры, «для охранения христиан от фанатизма турок». В сентябре 1862 года И. А. Шестаков на «Светлане» вернулся в Санкт-Петербург.
Здесь фрегат 28 августа 1863 года на кронштадтском рейде столкнулся с кораблём «Император Николай I».
В 1864 году «Светлана» в составе отряда (паровые «Светлана», «Изумруд», «Яхонт», «Штандарт», «Славянка» и парусные «Королева Виктория», «Забава») под флагом контр-адмирала К. Н. Посьета с великими князьями и свитой на борту посетила Ревель, Ригу, Стокгольм, Карлскрун, Любек и другие порты Балтийского моря.
В августе 1864 года в Финском заливе клипер «Всадник» сел на мель. 28 августа ему на помощь отправились клипера «Яхонт» и «Изумруд», а 30 к ним присоединилась «Светлана». 1 сентября «Всадник» успешно сняли и отправили на буксире «Жемчуга» в Кронштадт. За успешное снятие клипера лейтенант «Светланы» В. И. Волосов был награждён орденом Святой Анны 3-й степени.
25 мая 1866 года фрегат «Светлана», клипер «Яхонт», пароход РАК (Российско-Американская компания) «Император Николай I» отправили на сопровождение в практическое плавание фрегата «Ослябя» и корвета «Витязь» с великим князем Алексеем Александровичем на борту. 28 мая «Светлана» покинула отряд, ее отправили в Гельсингфорс.
3 сентября 1866 года фрегат вышел в свой первый учебный рейс, на борту было 99 кондукторов и гардемарин, а также 90 нижних чинов из других экипажей для повышения квалификации. 13 июня 1867 года корабль вернулся в Кронштадт, потеряв трех человек в пути от болезней.
В 1868-1870 годах фрегат прошел перевооружение и тимберовку на Кронштадтском пароходном заводе, став, как утверждается, единственным кораблём с деревянным корпусом, прошедшим тимберовку после появления броненосцев. В результате уменьшились главные размерения корабля и водоизмещение стало меньше на 90 тонн.
В ходе ремонта полностью перебрали корпус и машину, корабль оснастили новым магнитоэлектрическим аппаратом для освещения и «другими техническими новинками для удобства плавания». Новое вооружение включало 10 нарезных 203 мм орудий образца 1867 года ( шесть в закрытой батарее, а четыре на палубе) и 1 152-мм нарезное орудие образца 1867 года на палубе.
В связи с началом франко-прусской войны 1870-1871 годов, Россия, по традиции решила отправить крейсерскую эскадру к берегам США. Но в связи с быстрым разгромом Франции визит стал больше дипломатическим, эскадра выгуляла великого князя Алексея Александровича, сына императора Александра II, 21-летнего капитан-лейтенанта Гвардейского экипажа, в море и в дипломатии. Знали бы офицеры будущее, может и подскользнулся бы неудачно будущий Генерал-адмирал.... Официально визит был оформлен по приглашению президента Гранта Улисса в благодарность за поддержку в ходе Гражданской войны.
«Светлана» (капитан 1-го ранга О. К. Кремер) в отряде была флагманом, сопровождали корвет «Богатырь» и клипер «Абрек». Командовал отрядом вице-адмирал К. Н. Посьет. Алексей Александрович числился на «Светлане» сначала вахтенным начальником, затем — старшим офицером. 13 августа 1871 года отряд вышел из Кронштадта. 7 ноября 1871 года отряд прибыл в Нью-Йорк, где был торжественно встречен американской эскадрой вице-адмирала С. Роуэна. Великого князя высадили для официальных церемоний, вернулся на корабль он только в начале февраля.
11 февраля отряд направился в Гавану. Планировалось далее возвращение в Кронштадт, но Александр II отправил отряд с еще одним дипломатическим поручением, посетить императора Муцухито. Мимо мыса Доброй Надежды русские корабли пересекли Атлантический и Индийский океаны и прибыли в Нагасаки, где уже находилась русская Тихоокеанская эскадра контр-адмирала М. Я. Федоровского (корвет «Витязь» и канонерская лодка «Морж»). Кроме того в порту находились французский, британский и японский корветы. Фрегат «Светлана» был встречен полагающимся орудийным салютом: 15 выстрелов — флагу генерал-адъютанта Посьета, 21 залп — салют нации. 24 октября «Светлана» и «Витязь» в сопровождении японского корвета «Нисшин кан» отправились во Внутреннее Японское море, и 1 ноября прибыли в Иокогаму.
Делегация во главе с великим князем на берегу 2 ноября была встречена принцем Арисугава, а 5 ноября император Муцухито (Мэйдзи) принял её в императорском дворце. 11 ноября Алексей Александрович вернулся на борт для подготовки встречи императора на борту фрегата, которая состоялась 13 ноября. В честь высокого гостя русские корабли провели показательные учения ( артиллерийское, абордажное,пожарное, парусное), а также организовали гонку гребных судов. Затем был дан парадный завтрак. 26 ноября «Светлана» и «Витязь» направились во Владивосток. 5 декабря 1872 года русский форпост на Тихом океане впервые посетил член императорской семьи. Великий князь поучаствовал в паре протокольных мероприятий, передал местному музею часть собранной в путешествии коллекции и с января по май 1873 года на «Светлане» и «Витязе» совершил "набеги" на злачные места Манилы и Гонконга.
«Светлана» оставалась во Владивостоке до апреля 1873 года, после чего через Суэцкий канал вернулась в Кронштадт. Во Владивостоке в честь фрегата главная улица была переименована в Светланскую.
На Балтике «Светлана» приняла участие в смотре Балтфлота на Транзундском рейде 13 августа 1873 года. Фрегат стоял рядом с «Варягом», «Алмазом» и «Гиляком». После смотра прошли стрельбы и парусные учения. Парусные маневры быстрее всех провели «Светлана» и «Боярин». Потом по программе была высадка десанта на остров Мен-Сари и вечерний парад.
— «Надеюсь, что вы, как и прежде, будете всегда молодцами на море и на сухом пути, в чём, впрочем, я вижу залог в этих крестах и ещё недавно совершенных плаваниях». Причем Его Величество изволил указать на близстоявших георгиевских кавалеров и назвать имена корвета «Боярин» и фрегата «Светлана».— Всемирная иллюстрация, 8 сентября 1873 года, № 245
В 1873 году на Большом Кронштадтском рейде фрегат столкнулся с английским коммерческим пароходом «Роза».
Фрегат и его экипаж заслужили доверие императора. С начала 1874 года фрегат «Светлана» был причислен к Гвардейскому экипажу. Заметьте, без единого выстрела по противнику!
18 февраля командовать фрегатом был назначен капитан 1-го ранга великий князь Алексей Александрович. 2 июля под его командой корабль отправился в 3-месячный поход вокруг Европы. Однако в хозяйстве великого князя было не все в порядке. В Керкире на острове Корфу в сентябре пьяный 24-летний матрос упал в крепостной ров и разбился.
В 1875 году из-за обострения отношений с Турции и приближения войны в Средиземноморье была развернута эскадра контр-адмирала И. И. Бутакова (флагманский фрегат «Светлана», броненосный фрегат «Петропавловск», корветы «Богатырь», «Аскольд» и клипер «Крейсер»). 15 мая «Светлана» под командованием великого князя вышла из Кронштадта.
14 июля на рейде Смирны собрались фрегаты «Светлана» и «Петропавловск», корвет «Аскольд» и шхуна «Псезуапе». Отношения еще были мирными, на борту флагмана приняли смирнского губернатора, ему салютовали 19 выстрелами.
22 июля, в честь тезоименитств её Императорского величества государыни императрицы и её Императорского высочества государыни цесаревны, на «Светлане» был дан завтрак, куда были приглашены адмиралы и командиры иностранных эскадр. В этот день корабли отряда расцветили флагами, и произвели салют в 31 выстрел. 27 июля на борту флагмана приняли командира броненосного фрегата «Султан» его королевское высочество герцога Эдинбургского.
30 августа был отпразднован день тезоименитств его величества государя императора и его императорского высочества наследника цесаревича. Сводным оркестром фрегатов «Светлана» и «Петропавловск» исполнен национальный гимн, затем был дан фейерверк.
1 октября «Светлана» покинула Смирну, получив приказ сопровождать императорскую яхту «Ливадия» до Мальты. На борту яхты находилась великая княгиня и герцогиня Эдинбургская Мария Александровна на борту. Остальные корабли под флагом И. И. Бутакова направились в Триест. В Неаполе Бутакова настиг приказ подготовить эскадру для похода в Северную Америку. 11 ноября вся эскадра из Неаполя направилась к берегам Северной Америки. Это была «Вторая американская экспедиция». Железное правило русского флота второй половины позапрошлого века-при любых внешнеполитических осложнениях-отправляй крейсера к американским берегам.
В Норфолк «Светлана» прибыла под новый 1877 год по православному календарю и провела в США 4 месяца. 8-9 марта на Хемптонском рейде прошёл совместный парад американских и русских кораблей в честь 15-летней годовщины победы броненосца USS Monitor. В начале апреля президент США Ратерфорд Хейз организовал для российских офицеров прием в Белом доме, а позже официальный обед в честь русских гостей.
По американским данным, в Норфолке на фрегате заменили котлы.
После начала русско-турецкой войны 12 апреля 1877 года эскадра покинула США, фрегат направился во Францию. Великий князь сошел на берег в Бресте и на поезде уехал в столицу. «Светлана» 19 июля 1877 года прибыла в Кронштадт, где 175 человек из экипажа вошли в сводный отряд капитана 1-го ранга В. П. Шмидта для организации переправ, высадки десантов и проведения минирования на Дунае. Кроме того в сводный отряд вошла рота Её Величества под командованием лейтенанта Платова из Гвардейского экипажа и матросы четырех флотских стрелковых рот Балтийского флота.
«Светлана» совершила еще один поход с Александром II на борту. После возвращения в Санкт-Петербург еще 25 человек из экипажа сошли на берег в состав Гвардейского сводного отряда капитана 1-го ранга Д. З. Головачёва. Отряд действовал у деревни Слободзея близ города Журжа на левом берегу Дуная. Три мичмана со «Светланы» (князь И. М. Оболенский, князь Н. С. Щербатов, Эбилинч) 23 сентября 1877 года вместе с отрядом капитан-лейтенанта Ф. В. Дубасова совершили ночную вылазку на трех паровых катерах и румынской канонерке «Флуджерул», сожгли заготовленные турками материалы для организации переправы и находившиеся там турецкие суда с помощью брандеров.
В 1879 году «Светлана» совершила плавание вокруг Европы из Кронштадта в Грецию. В 1880 году фрегат под командованием капитана 1-го ранга К. Ф. Литке был включен в состав отряда контр-адмирала О. К. Кремера, который 26 мая 1880 года вошел в состав международной эскадры под командованием английского адмирала Ф. Сеймура, созданной для понуждения Турции к исполнению обязательств по Берлинскому договору по передаче Черногории некоторых территорий.
В апреле 1881 года 265 человек команды фрегата из-за некачественной пищи отказались подчинятся офицерам. Было даже заведено дело «Об открытом неповиновении команды фрегата „Светлана“ судовому начальству». Для Гвардейского экипажа случай скандальный. Но судя по всему дело замяли.
С 16 июня 1882 года «Светлана» состояла в эскадре морского училища контр-адмирала Д. З. Головачёва.
В августе 1882 года фрегат участвовал в больших морских манёврах Балтийского флота и Высочайшем смотре на Транзундском рейде. На маневрах присутствовал император.
В эскадре нападающих были броненосный фрегат «Князь Пожарский» (флагман Д. 3. Головачёва ), фрегат «Светлана», корветы «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Гиляк», двух-башенная броненосная лодка «Русалка», тендер «Кадет», миноносец «Взрыв», миноноски «Ракета», «Самопал», «Пескарь», «Иволга», «Индюк», парусные яхты «Королева Виктория», «Никса», «Забава».
В эскадре обороны были пароход «Ильмень» (флагман контр-адмирала В. П. Шмидта), канонерские лодки «Вихрь», «Ерш», «Град», «Щит», «Хват», миноноски «Жаворонок», «Филин», «Сирена», «Касатка», «Галка», «Дельфин», речной пароход и баржа с партией минёров.
По сценарию манёвров первая эскадра должна была с корветов «Аскольд» и «Варяг» провести артиллерийскую подготовку и высадить десант на остров Тейкар-Сари, который должен был закрепиться на острове. Организовать базу снабжения эскадры между островами Менц и Уран-Сари. Устроить оборону этих островов, поставив корветы «Боярин» и «Гиляк» у северного и южного проходов. Остальные корабли должны были начать бомбардировку Выборга, миноносцы и миноноски атаковать корабли первой эскадры, а парусные яхты выполнять роль транспортов и кораблей связи.
Вторая эскадра должна разделился на две части, первая часть должна была загородить минами северный и южный проходы, а вторая часть, разделившись на три группы — лодки «Щит», миноноски «Касатка», «Дельфин», «Галка» занять северный проход, а лодки «Хват», «Вихрь», миноноски «Сирена», «Жаворонок», «Филин» — занять южный проход, третья группа — лодки «Град» и «Ерш» оставлены в резерве.
Манёвры, артиллерийские стрельбы, а также постановка и подрыв мин продолжались и ночью. Утром 24 августа появилась эскадра контр-адмирала Пилкина в помощь обороняющимся в составе: броненосный фрегат «Адмирал Лазарев» (флагман), плавучие батареи «Нетронь-меня», «Первенец», монитор «Лава», клипера «Изумруд» и «Жемчуг», колёсный пароход «Днепр».
24 августа состоялся основной "бой". Когда обороняющиеся стали побеждать, император вернулся на императорскую яхту «Держава». 25 августа в 10 утра начался Высочайший смотр флота, который окончился к вечеру.
В июне 1883 года «Светлана» под командованием К. Н. Назимова вышла из Кронштадта в Средиземное море с посещением Шербура, Неаполя, Смирны, Бриндизи, Пирея, Коринфа, Лиссабона. 21 июня 1884 года корабль вернулся в Кронштадт. В 1885 году «Светлана» под командованием капитана 2-го ранга Ф. К. Авелана совершила поход по Финскому заливу.
В 1886 году фрегат провел практическое плавание в Балтийском море с воспитанниками морского училища. С 16 мая по 16 августа 1888 года «Светлана» была в отряде судов Морского училища. 10 декабря корабль вывели из боевого состава Балтийского флота, разоружили и сдали к Кронштадтскому порту на хранение. 15 февраля 1892 года фрегат «Светлана» исключён из списков Русского Императорского флота.
Имя гвардейского фрегата было передано построенному в 1898 году на верфях во Франции крейсеру 1-го ранга, погибшему в Цусимском сражении.
Фрегат «Светлана», не участвуя ни в одном сражении, не сделав ни одного выстрела по неприятелю, тем не менее внес огромный вклад в историю России, расширив пределы Российской империи и подняв ее авторитет активной и умной дипломатией, исследованиями и открытиями. Регулярное присутствие российского Андреевского флага в различных точках планеты способствовало устранению негативных последствий Крымской войны.
Командир фрегата И. И. Бутаков по окончании кругосветного плавания 1860—1862 годов передал основанному в Москве зоосаду коллекцию животных привезённую из Австралии. Флагманский доктор морских сил в Тихом океане В. С. Кудрин опубликовал свои отчёты о плавании на фрегате «Светлана» в «Медицинских прибавлениях к Морскому сборнику».
Память о фрегате жива до сих пор. С 1873 года в честь фрегата главная улица Владивостока носит имя Светланская. 27 января 2017 года в Норфолке (США) прошла торжественно-траурная церемония памяти трех русских моряков с фрегата «Светлана», которые были захоронены на местном кладбище в 1877 году.
Шханечный (вахтенный) журнал фрегата «Светлана» хранится в Военно-морском архиве Санкт-Петербурга. Средний кнехт грот-мачты выставлен в музее ЦВММ, Санкт-Петербург. Там же хранится масштабная модель винтового фрегата «Светлана».
Великолепный внешний вид фрегата был увековечен в картинах многих художников. Больше всего изображений корабля принадлежит карандашу и кисти Александра Карловича Беггрова, офицера фрегата и и.о. командира корабля в 1879 году. Есть фрегат на картине Айвазовского, рисунке Джорджа Гордона Маккрея, гравюрам А. И. Даугеля и Л. А. Серякова по наброскам Беггрова, и на трех картинах современного мариниста В. И. Шиляева.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам