Найти в Дзене
Морская коллекция

Крейсера. Первый флагман Тихого океана. Фрегат «Светлана»

Оглавление

Все-таки раньше нравы были попроще, а люди добрее. Не успели еще высохнуть чернила на подписях под Парижским договором, еще благоухали тошнотным "французским духом" остатки редутов Севастополя, а Морское министерство Российской империи уже вело с французами переговоры насчет заказа военных кораблей.

Россия как будто не заметила неудачной войны, а со всей своей мощью принялась решать проявившиеся проблемы. Окончательно возобладал паровой флот? Значит массового строим паровые корабли. И за границей тоже. С двумя зайцами: изучаем западные технологии и разгружаем свои верфи на период аврала.

В июне 1856 года договор Морского министерства с французской верфью «Колло и Компания» (Collas at Comp)из Бордо, был подписан. Французы обязались построить для нашего флота фрегат и корвет («Баян»). Фрегат стоил казне 2 800 000 франков ( примерно 705 000 рублей серебром). Готов он должен был быть 1 мая 1858 года, пропуск срока карался штрафом 500 франков в день.

20 августа фрегат был зачислен в списки Российского Императорского флота под названием «Светлана». По одной из версий, фрегат назван в честь героини одноимённого произведения В. А. Жуковского, гадалки Светланы (имя придумано самим Жуковским и ранее не использовалось).

С российской стороны за постройкой наблюдал капитан 2-го ранга ( с 14 августа-капитан 1-го ранга) П. Ю. Лисянский, он же стал первым командиром фрегата. На помощь на да года к нему прикомандировали капитана 2-го ранга И. И. Бутакова.

13 октября 1856 года состоялась торжественная церемония закладки корабля. Однако у владельца верфи Б.Колло возникли серьезные финансовые проблемы и в марте 1857 года он продал верфь инженеру Арману. Предприятие было переименовано в Kredit Maritaime & Arscan, а новый владелец выставил российской казне дополнительный счет на 1 130 000 франков. Тем не менее сторонам удалось договориться. Видимо удачно, так как в июне 1857 года верфь начала строить императорскую яхту «Александра» (колесный корвет), еще в ходе строительства переименованную в «Штандарт». Команду наблюдателей на верфи усилили лейтенантом П. И. Лесли.

Тем временем корпус был готов, в начале 1858 года его подводную часть начали обшивать медными листами. 3 мая 1858 года фрегат был спущен на воду.

В Кронштадте была сформирована команда, в Бордо ее доставили на пароходо-фрегате «Камчатка». 27 сентября «Светлана» была готова и приступила к ходовым испытаниям.

Заказ за границей двух фрегатов («Светлана» и «Генерал-адмирал») мотивировалась тем, что: «Заграничная постройка обоих названных фрегатов была вызвана, во-первых, желанием быстрее увеличить после Крымской войны состав нашего парового флота большими боевыми винтовыми фрегатами, в постройке которых мы значительно запоздали перед западными державами; во-вторых, мы еще не имели тогда соответствующих технических средств и опытных мастеровых для постройки у нас таких больших судов, и в этих судах мы рассчитывали, и не ошиблись, получить образцы тщательной и прочной постройки. Такими же разнородными соображениями руководилось морское министерство и при заказе в Бордо, одновременно с фрегатом «Светлана», винтового 16-пушечного корвета «Баян» и императорской яхты «Штандарт», спущенных на воду в 1857 и 1858 гг. Оба эти судна, подобно фрегату «Светлана», оказались вполне соответствующим своему назначению и оправдали своей службой ожидания морского министерства».

К чести Морского министерства этого периода, все остальные винтовые фрегаты и корветы строились уже в России из русских материалов, «по чертежам и трудами наших корабельных инженеров».

Картина художника Луи Бретона. Спуск на воду корабля Renaudin, в эллинге видны строящиеся корпуса фрегата «Светлана», корвета «Баян» и яхты «Штандарт»
Картина художника Луи Бретона. Спуск на воду корабля Renaudin, в эллинге видны строящиеся корпуса фрегата «Светлана», корвета «Баян» и яхты «Штандарт»
Фрегат «Светлана» перед выходом из Бордо, 1858 год
Фрегат «Светлана» перед выходом из Бордо, 1858 год

7 октября корабль направился в Россию, надо было успеть до льда встать на якорь в Санкт-Петербурге. Однако начались проблемы с котлами и машиной, пришлось ремонтироваться в Спитхеде, а затем в Киле, где едва не зазимовали. Но там корабль удостоился посещения Генерал-адмирала Константина Николаевича, который распорядился продолжить переход. Но начавшийся в пути шторм и течь в корме заставили фрегат все-таки доковаться и зимовать в Копенгагене.

В Кронштадт фрегат пришел лишь 9 мая 1858 года. Корабль был зачислен в 23-й флотский экипаж.

Русская эскадра под флагом великого князя Константина Николаевича на рейде Тулона. Иллюстрация из журнала Universe. Париж. 1858
Русская эскадра под флагом великого князя Константина Николаевича на рейде Тулона. Иллюстрация из журнала Universe. Париж. 1858

В итоге за несколько лет под руководством Константина Николаевича в России был создан совершенно новый паровой флот с новейшими бомбическими пушками. К тому же этот флот практически уже был океанским.

За первой серией архангельских клиперов последовало еще три, на балтийских верфях были построены 14 охтинских корветов, в 1856-1865 годах на русских верфях сошли на воду фрегаты «Аскольд», «Илья Муромец», «Громобой», «Олег», «Пересвет», «Ослябя», «Александр Невский», «Дмитрий Донской» и «Севастополь».

Заказы за границей были не так значительны, Франция построила «Светлану» и корвет «Баян», в США построили новейший фрегат «Генерал-адмирал».

-5
-6
-7

«Светлана» («Свѣтлана»).B.C.Collas/ L.Arman, Kredit Maritaime & Arscan (до марта 1857 года Collas at Comp), Бордо. Строительство начато 13 октября 1856 года. Спущен на воду 3 мая 1858 года. Введён в эксплуатацию май 1859 года. Выведен из состава флота 10 декабря 1888 года. 15 февраля 1892 года исключён из списков для продажи на слом

Водоизмещение 3188 тонн. Размеры- длина 77,6 метра, ширина 14,6 метра, осадка 6,6 метра
Двигатель- 1 х горизонтальная паровая машина прямого расширения Шнейдер-Крезо, 450 номинальных л. с. (1113 индикаторных л. с.), 6 котлов, 1 гребной винт в раме для его подъёма при движении под парусами и спуска при движении под парами. Скорость 10,5 узлов; 8,5 узлов средний ход; до 12 узлов максимум. Запас топлива 212 тонн угля. Дальность плавания 2000 миль. Экипаж 24 офицера и 414 матросов
Вооружение на 1859 год : 2 × 196 мм/15 (60-фунтовые длинноствольные орудия) на поворотных платформах на палубе, 26 × 196 мм/13 (60-фунтовые короткоствольные бомбические орудия, 20 в закрытой батарее и 4 на палубе), 4 × 173 мм (36-фунтовые погонные/ретирадные орудия) в закрытой батарее, 10 × 164 мм (30-фунтовые орудия) на палубе)

Трёхмачтовый 40-пушечный брамсельный гафельный фрегат. Для постройки корпуса использовался дуб, тик, красное дерево и сосна по системе инженера Армана с большим количеством железных конструкций, то есть являлся композитным. Спасательные средства- 22-вёсельный баркас, 16-вёсельный катер, 12-вёсельный катер, 8-вёсельный бот, 6-вёсельный вельбот, 6-вёсельный ял и 2-вёсельный ял.

На борту также имелись опреснительная установка и генератор для освещения помещений и палуб.

Машина в 450 н.л.с. обеспечила на испытаниях скорость хода около 10,5 узлов. Фрегат показал отличную мореходность и в походе в Средиземноморье и в кругосветке 1860-1862 годов. Он превосходно ходил под парусами.

К 1862 году на нижнем деке фрегата имелось 20—60-фунтовых пушек № 1 и 4— 36-фунтовые пушки № 1, на палубе стояли 2—60-фунтовые пушки № 1, 4—60-фунтовые пушки № 2 и 10—30-фунтовых пушек № 2.

-8

Фрегат «Светлана» за время своей службы совершил три кругосветных путешествия и около 20 дальних походов. С 1874 год по 1884 год относился к Гвардейскому экипажу. На корабле служили многие из тех, без кого невозможно представить историю русского флота и России второй половины 19 века. Первый командир фрегата П. Ю. Лисянский, Н. М. Чихачёв, И. И. Бутаков, великий князь Алексей Александрович, Ф. К. Авелан, Ф.В. Дубасов, династии Гирсов, Новосильских и другие командиры фрегата. На офицерских должностях на корабле служили Великий князь Константин Константинович, Н.И. Скрыдлов, П.А.Безобразов, В.В. Игнациус, П.Н.Дурново, а в юнкерах и гардемаринах А.А. Бирилев, Г.П. Чухнин....

В июне 1859 года Лисянский передал корабль капитан-лейтенанту О. П. Пузино, фрегат был выбран великим князем Константином Николаевичем (Генерал-адмирал) для визита в Англию. 15 июля Генерал-адмирал на фрегате «Светлана» покинул столицу. 19 июля была остановка в Копенгагене, а 25 июля корабль прибыл в Спитхед, где его встретили находившиеся там русские корабли «Громобой», «Ретвизан», «Полкан» и английская эскадра из 10 кораблей. Во время визита великий князь посетил Портсмутское адмиралтейство, осмотрел пароходный завод и всю механическую часть. 26 августа Константин Николаевич на фрегате «Генерал-Адмирал» отправился в Россию. Ведь умели когда-то великие князья за границей не кабаре и варьете изучать...

Фрегат «Светлана» остался в Англии и 4 сентября ушел в Геную, в состав Средиземноморской эскадры (линейный корабль «Гангут», фрегат «Илья Муромец», корвет «Медведь», корвет «Вол», пароходо-фрегат «Олаф») контр-адмирала Ф. Д. Нордмана. Здесь новый корабль использовали для перевозки именитых особ- вдовствующую императрицу доставили в Тулон, а семейство герцогов Лихтенбергских в Виллафранку, где в декабре собралась вся эскадра.

Тем временем все большее внимание российского правительства начинает привлекать Дальний Восток. С 1859 года там создаются новые военные посты, проводятся исследовательские экспедиции, а с империей Цин, пользуясь ее ослаблением из-за восстания тайпинов и 2-й Опиумной войны, дипломатическая миссия графа Н.П. Игнатьева ведет активные переговоры по приграничным территориям. В 1860 году была создана Первая независимая эскадра Тихого океана под командованием капитана 1-го ранга И. Ф. Лихачёва. В эскадру вошли фрегат «Светлана», корвет «Посадник», клиперы «Джигит», «Разбойник», «Наездник», транспорт «Японец», а также малые корабли.

Фрегат с 18 января 1860 года сменил командира, им стал капитан 2-го ранга Н. М. Чихачёв (с 29 августа капитан 1-го ранга). 21 января фрегат передал флагманские функции «Гангуту», куда перенес флаг контр-адмирал Ф. Д. Нордман.

«Светлана» после необходимой подготовки, срочно направилась на Тихий океан. В Сингапуре фрегат взял на буксир клипер «Посадник» и направился в Печелийский залив, куда прибыл в апреле 1860 года.

В мае эскадра Т.О. была усилена корветом «Воевода» и клипером «Опричник», которые в июле прибыли в Таку.

17 мая «Светлане» вновь пришлось вести «Посадник» из Сингапура на буксире в Шанхай. После шести дней буксировки клипер пошел сам, но после поломки машины его снова пришлось буксировать, а 31 мая корабли перешли на паруса.

В Шанхае фрегат принял на борт генерал-майора графа Н. П. Игнатьева и доставил его в Вусунг, сам же ушел в Нагасаки, сопровождая «Посадник» на ремонт. 3 июля «Светлана» вернулась в Шанхай, где была назначена флагманским кораблём Отряда судов в Китайском море.

2 ноября 1860 года был заключён Пекинский договор, и, по достижении дипломатической победы, эскадра была расформирована. 7 ноября Н. М. Чихачёва назначили адъютантом к Его Императорскому Высочеству генерал-адмиралу Константину Николаевичу, а командиром фрегата был назначен капитан 2-го ранга И. И. Бутаков.

Конец 1860-начало 1861 годов фрегат провел в Нагасаки на ремонте. Ремонтные мощности в Нагасаки были, а вот бизань-мачта, руль и винт были доставлены клипером «Опричник»,также прибывшим на ремонт. Командира фрегата озадачили также приобретением в Японии припасов для строящихся на Дальнем Востоке постов (45 голов рогатого скота, 15 лошадей, 100 пудов извести, 2 ящика стекла, 2 джонки и прочее) и отправкой сего имущества на транспорте «Японец».

Нагасаки 1870-1875. Фрегат «Светлана» на рейде Нагасаки
Нагасаки 1870-1875. Фрегат «Светлана» на рейде Нагасаки

Так и не устранив течь (до 30 см за 12 часов), 19 марта фрегат покинул Нагасаки, забрав всех больных из госпиталя и закрыв все казённые заведения Российской империи на берегу. Фрегат поступил в распоряжение военного губернатора Приморской области контр-адмирала П. В. Казакевича.

16 апреля «Светлана» прибыла к острову Цусима, здесь на островке Уси шло строительство русского военного. Здесь уже находились «Наездник» и «Разбойник». 18 апреля фрегат отправили на юг Приморья, здесь он три месяца нес сторожевую службу в заливе Посьета.

Команда фрегата участвовала в строительстве Владивостока. «Светлана» оставалась на Тихом океане до октября 1861 года. 20 октября «Светлана» вышла с Вуссунгского рейда и взяла курс на юг. В Мельбурне «Светлану» встречал флагман австралийского флота HMS Pelorus. Первый визит русских военных кораблей в Австралию вызвал огромный интерес местного населения, Бутакову пришлось открыть корабль для свободного посещения. Визит продлился с 23 декабря 1861 года по 10 января 1862 года.

Пользуясь случаем, в Мельбурне заказали новые марсель, бизань и фор стеньги-стаксель.

15 февраля «Светлана» прошла Магелланов пролив, в журнале осталась запись, что был встречен французский линкор под адмиральским флагом, лишившийся руля. 3 марта фрегат был уже в Спитхеде, за 112 дней пройдя 15 534 мили от Мельбурна. 20 июня 1862 года первая кругосветное путешествие «Светланы» завершилось в Кронштадте. Через несколько дней фрегат посетил император Александр II.

Потом в составе эскадры контр-адмирала И. А. Шестакова «Светлана» служила в составе Средиземноморской эскадры, «для охранения христиан от фанатизма турок». В сентябре 1862 года И. А. Шестаков на «Светлане» вернулся в Санкт-Петербург.

Здесь фрегат 28 августа 1863 года на кронштадтском рейде столкнулся с кораблём «Император Николай I».

В 1864 году «Светлана» в составе отряда (паровые «Светлана», «Изумруд», «Яхонт», «Штандарт», «Славянка» и парусные «Королева Виктория», «Забава») под флагом контр-адмирала К. Н. Посьета с великими князьями и свитой на борту посетила Ревель, Ригу, Стокгольм, Карлскрун, Любек и другие порты Балтийского моря.

В августе 1864 года в Финском заливе клипер «Всадник» сел на мель. 28 августа ему на помощь отправились клипера «Яхонт» и «Изумруд», а 30 к ним присоединилась «Светлана». 1 сентября «Всадник» успешно сняли и отправили на буксире «Жемчуга» в Кронштадт. За успешное снятие клипера лейтенант «Светланы» В. И. Волосов был награждён орденом Святой Анны 3-й степени.

25 мая 1866 года фрегат «Светлана», клипер «Яхонт», пароход РАК (Российско-Американская компания) «Император Николай I» отправили на сопровождение в практическое плавание фрегата «Ослябя» и корвета «Витязь» с великим князем Алексеем Александровичем на борту. 28 мая «Светлана» покинула отряд, ее отправили в Гельсингфорс.

3 сентября 1866 года фрегат вышел в свой первый учебный рейс, на борту было 99 кондукторов и гардемарин, а также 90 нижних чинов из других экипажей для повышения квалификации. 13 июня 1867 года корабль вернулся в Кронштадт, потеряв трех человек в пути от болезней.

В 1868-1870 годах фрегат прошел перевооружение и тимберовку на Кронштадтском пароходном заводе, став, как утверждается, единственным кораблём с деревянным корпусом, прошедшим тимберовку после появления броненосцев. В результате уменьшились главные размерения корабля и водоизмещение стало меньше на 90 тонн.

В ходе ремонта полностью перебрали корпус и машину, корабль оснастили новым магнитоэлектрическим аппаратом для освещения и «другими техническими новинками для удобства плавания». Новое вооружение включало 10 нарезных 203 мм орудий образца 1867 года ( шесть в закрытой батарее, а четыре на палубе) и 1 152-мм нарезное орудие образца 1867 года на палубе.

В связи с началом франко-прусской войны 1870-1871 годов, Россия, по традиции решила отправить крейсерскую эскадру к берегам США. Но в связи с быстрым разгромом Франции визит стал больше дипломатическим, эскадра выгуляла великого князя Алексея Александровича, сына императора Александра II, 21-летнего капитан-лейтенанта Гвардейского экипажа, в море и в дипломатии. Знали бы офицеры будущее, может и подскользнулся бы неудачно будущий Генерал-адмирал.... Официально визит был оформлен по приглашению президента Гранта Улисса в благодарность за поддержку в ходе Гражданской войны.

«Светлана» (капитан 1-го ранга О. К. Кремер) в отряде была флагманом, сопровождали корвет «Богатырь» и клипер «Абрек». Командовал отрядом вице-адмирал К. Н. Посьет. Алексей Александрович числился на «Светлане» сначала вахтенным начальником, затем — старшим офицером. 13 августа 1871 года отряд вышел из Кронштадта. 7 ноября 1871 года отряд прибыл в Нью-Йорк, где был торжественно встречен американской эскадрой вице-адмирала С. Роуэна. Великого князя высадили для официальных церемоний, вернулся на корабль он только в начале февраля.

11 февраля отряд направился в Гавану. Планировалось далее возвращение в Кронштадт, но Александр II отправил отряд с еще одним дипломатическим поручением, посетить императора Муцухито. Мимо мыса Доброй Надежды русские корабли пересекли Атлантический и Индийский океаны и прибыли в Нагасаки, где уже находилась русская Тихоокеанская эскадра контр-адмирала М. Я. Федоровского (корвет «Витязь» и канонерская лодка «Морж»). Кроме того в порту находились французский, британский и японский корветы. Фрегат «Светлана» был встречен полагающимся орудийным салютом: 15 выстрелов — флагу генерал-адъютанта Посьета, 21 залп — салют нации. 24 октября «Светлана» и «Витязь» в сопровождении японского корвета «Нисшин кан» отправились во Внутреннее Японское море, и 1 ноября прибыли в Иокогаму.

Делегация во главе с великим князем на берегу 2 ноября была встречена принцем Арисугава, а 5 ноября император Муцухито (Мэйдзи) принял её в императорском дворце. 11 ноября Алексей Александрович вернулся на борт для подготовки встречи императора на борту фрегата, которая состоялась 13 ноября. В честь высокого гостя русские корабли провели показательные учения ( артиллерийское, абордажное,пожарное, парусное), а также организовали гонку гребных судов. Затем был дан парадный завтрак. 26 ноября «Светлана» и «Витязь» направились во Владивосток. 5 декабря 1872 года русский форпост на Тихом океане впервые посетил член императорской семьи. Великий князь поучаствовал в паре протокольных мероприятий, передал местному музею часть собранной в путешествии коллекции и с января по май 1873 года на «Светлане» и «Витязе» совершил "набеги" на злачные места Манилы и Гонконга.

«Светлана» оставалась во Владивостоке до апреля 1873 года, после чего через Суэцкий канал вернулась в Кронштадт. Во Владивостоке в честь фрегата главная улица была переименована в Светланскую.

На Балтике «Светлана» приняла участие в смотре Балтфлота на Транзундском рейде 13 августа 1873 года. Фрегат стоял рядом с «Варягом», «Алмазом» и «Гиляком». После смотра прошли стрельбы и парусные учения. Парусные маневры быстрее всех провели «Светлана» и «Боярин». Потом по программе была высадка десанта на остров Мен-Сари и вечерний парад.

— «Надеюсь, что вы, как и прежде, будете всегда молодцами на море и на сухом пути, в чём, впрочем, я вижу залог в этих крестах и ещё недавно совершенных плаваниях». Причем Его Величество изволил указать на близстоявших георгиевских кавалеров и назвать имена корвета «Боярин» и фрегата «Светлана».— Всемирная иллюстрация, 8 сентября 1873 года, № 245

В 1873 году на Большом Кронштадтском рейде фрегат столкнулся с английским коммерческим пароходом «Роза».

Фрегат и его экипаж заслужили доверие императора. С начала 1874 года фрегат «Светлана» был причислен к Гвардейскому экипажу. Заметьте, без единого выстрела по противнику!

18 февраля командовать фрегатом был назначен капитан 1-го ранга великий князь Алексей Александрович. 2 июля под его командой корабль отправился в 3-месячный поход вокруг Европы. Однако в хозяйстве великого князя было не все в порядке. В Керкире на острове Корфу в сентябре пьяный 24-летний матрос упал в крепостной ров и разбился.

В 1875 году из-за обострения отношений с Турции и приближения войны в Средиземноморье была развернута эскадра контр-адмирала И. И. Бутакова (флагманский фрегат «Светлана», броненосный фрегат «Петропавловск», корветы «Богатырь», «Аскольд» и клипер «Крейсер»). 15 мая «Светлана» под командованием великого князя вышла из Кронштадта.

14 июля на рейде Смирны собрались фрегаты «Светлана» и «Петропавловск», корвет «Аскольд» и шхуна «Псезуапе». Отношения еще были мирными, на борту флагмана приняли смирнского губернатора, ему салютовали 19 выстрелами.

22 июля, в честь тезоименитств её Императорского величества государыни императрицы и её Императорского высочества государыни цесаревны, на «Светлане» был дан завтрак, куда были приглашены адмиралы и командиры иностранных эскадр. В этот день корабли отряда расцветили флагами, и произвели салют в 31 выстрел. 27 июля на борту флагмана приняли командира броненосного фрегата «Султан» его королевское высочество герцога Эдинбургского.

30 августа был отпразднован день тезоименитств его величества государя императора и его императорского высочества наследника цесаревича. Сводным оркестром фрегатов «Светлана» и «Петропавловск» исполнен национальный гимн, затем был дан фейерверк.

Великий князь
Великий князь
каюта старшего офицера
каюта старшего офицера

1 октября «Светлана» покинула Смирну, получив приказ сопровождать императорскую яхту «Ливадия» до Мальты. На борту яхты находилась великая княгиня и герцогиня Эдинбургская Мария Александровна на борту. Остальные корабли под флагом И. И. Бутакова направились в Триест. В Неаполе Бутакова настиг приказ подготовить эскадру для похода в Северную Америку. 11 ноября вся эскадра из Неаполя направилась к берегам Северной Америки. Это была «Вторая американская экспедиция». Железное правило русского флота второй половины позапрошлого века-при любых внешнеполитических осложнениях-отправляй крейсера к американским берегам.

Скромная жизнь великого князя в Америке
Скромная жизнь великого князя в Америке
Офицеры_фрегата_Светлана_в_Нью_Йорке_(1877_год)
Офицеры_фрегата_Светлана_в_Нью_Йорке_(1877_год)

В Норфолк «Светлана» прибыла под новый 1877 год по православному календарю и провела в США 4 месяца. 8-9 марта на Хемптонском рейде прошёл совместный парад американских и русских кораблей в честь 15-летней годовщины победы броненосца USS Monitor. В начале апреля президент США Ратерфорд Хейз организовал для российских офицеров прием в Белом доме, а позже официальный обед в честь русских гостей.

По американским данным, в Норфолке на фрегате заменили котлы.

После начала русско-турецкой войны 12 апреля 1877 года эскадра покинула США, фрегат направился во Францию. Великий князь сошел на берег в Бресте и на поезде уехал в столицу. «Светлана» 19 июля 1877 года прибыла в Кронштадт, где 175 человек из экипажа вошли в сводный отряд капитана 1-го ранга В. П. Шмидта для организации переправ, высадки десантов и проведения минирования на Дунае. Кроме того в сводный отряд вошла рота Её Величества под командованием лейтенанта Платова из Гвардейского экипажа и матросы четырех флотских стрелковых рот Балтийского флота.

«Светлана» совершила еще один поход с Александром II на борту. После возвращения в Санкт-Петербург еще 25 человек из экипажа сошли на берег в состав Гвардейского сводного отряда капитана 1-го ранга Д. З. Головачёва. Отряд действовал у деревни Слободзея близ города Журжа на левом берегу Дуная. Три мичмана со «Светланы» (князь И. М. Оболенский, князь Н. С. Щербатов, Эбилинч) 23 сентября 1877 года вместе с отрядом капитан-лейтенанта Ф. В. Дубасова совершили ночную вылазку на трех паровых катерах и румынской канонерке «Флуджерул», сожгли заготовленные турками материалы для организации переправы и находившиеся там турецкие суда с помощью брандеров.

В 1879 году «Светлана» совершила плавание вокруг Европы из Кронштадта в Грецию. В 1880 году фрегат под командованием капитана 1-го ранга К. Ф. Литке был включен в состав отряда контр-адмирала О. К. Кремера, который 26 мая 1880 года вошел в состав международной эскадры под командованием английского адмирала Ф. Сеймура, созданной для понуждения Турции к исполнению обязательств по Берлинскому договору по передаче Черногории некоторых территорий.

В апреле 1881 года 265 человек команды фрегата из-за некачественной пищи отказались подчинятся офицерам. Было даже заведено дело «Об открытом неповиновении команды фрегата „Светлана“ судовому начальству». Для Гвардейского экипажа случай скандальный. Но судя по всему дело замяли.

С 16 июня 1882 года «Светлана» состояла в эскадре морского училища контр-адмирала Д. З. Головачёва.

В августе 1882 года фрегат участвовал в больших морских манёврах Балтийского флота и Высочайшем смотре на Транзундском рейде. На маневрах присутствовал император.

В эскадре нападающих были броненосный фрегат «Князь Пожарский» (флагман Д. 3. Головачёва ), фрегат «Светлана», корветы «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Гиляк», двух-башенная броненосная лодка «Русалка», тендер «Кадет», миноносец «Взрыв», миноноски «Ракета», «Самопал», «Пескарь», «Иволга», «Индюк», парусные яхты «Королева Виктория», «Никса», «Забава».

В эскадре обороны были пароход «Ильмень» (флагман контр-адмирала В. П. Шмидта), канонерские лодки «Вихрь», «Ерш», «Град», «Щит», «Хват», миноноски «Жаворонок», «Филин», «Сирена», «Касатка», «Галка», «Дельфин», речной пароход и баржа с партией минёров.

По сценарию манёвров первая эскадра должна была с корветов «Аскольд» и «Варяг» провести артиллерийскую подготовку и высадить десант на остров Тейкар-Сари, который должен был закрепиться на острове. Организовать базу снабжения эскадры между островами Менц и Уран-Сари. Устроить оборону этих островов, поставив корветы «Боярин» и «Гиляк» у северного и южного проходов. Остальные корабли должны были начать бомбардировку Выборга, миноносцы и миноноски атаковать корабли первой эскадры, а парусные яхты выполнять роль транспортов и кораблей связи.
Вторая эскадра должна разделился на две части, первая часть должна была загородить минами северный и южный проходы, а вторая часть, разделившись на три группы — лодки «Щит», миноноски «Касатка», «Дельфин», «Галка» занять северный проход, а лодки «Хват», «Вихрь», миноноски «Сирена», «Жаворонок», «Филин» — занять южный проход, третья группа — лодки «Град» и «Ерш» оставлены в резерве.

Манёвры, артиллерийские стрельбы, а также постановка и подрыв мин продолжались и ночью. Утром 24 августа появилась эскадра контр-адмирала Пилкина в помощь обороняющимся в составе: броненосный фрегат «Адмирал Лазарев» (флагман), плавучие батареи «Нетронь-меня», «Первенец», монитор «Лава», клипера «Изумруд» и «Жемчуг», колёсный пароход «Днепр».

учебный бой
учебный бой

24 августа состоялся основной "бой". Когда обороняющиеся стали побеждать, император вернулся на императорскую яхту «Держава». 25 августа в 10 утра начался Высочайший смотр флота, который окончился к вечеру.

В июне 1883 года «Светлана» под командованием К. Н. Назимова вышла из Кронштадта в Средиземное море с посещением Шербура, Неаполя, Смирны, Бриндизи, Пирея, Коринфа, Лиссабона. 21 июня 1884 года корабль вернулся в Кронштадт. В 1885 году «Светлана» под командованием капитана 2-го ранга Ф. К. Авелана совершила поход по Финскому заливу.

В 1886 году фрегат провел практическое плавание в Балтийском море с воспитанниками морского училища. С 16 мая по 16 августа 1888 года «Светлана» была в отряде судов Морского училища. 10 декабря корабль вывели из боевого состава Балтийского флота, разоружили и сдали к Кронштадтскому порту на хранение. 15 февраля 1892 года фрегат «Светлана» исключён из списков Русского Императорского флота.

Имя гвардейского фрегата было передано построенному в 1898 году на верфях во Франции крейсеру 1-го ранга, погибшему в Цусимском сражении.

-16
-17

Великий князь прибыл на фрегате Светлана
Великий князь прибыл на фрегате Светлана
-19

Фрегат_Светлана,_1871
Фрегат_Светлана,_1871
-21

«Светлана» на Кронштадтском рейде
«Светлана» на Кронштадтском рейде
Фрегат_Светлана_во_Владивостоке
Фрегат_Светлана_во_Владивостоке
AdmiralLazarev&Svetlana-Kronstadt
AdmiralLazarev&Svetlana-Kronstadt
Джордж Гордон Маккрей«His Imperial Russin Majesty’s steamcorvette „Svetlana“ 22», рисунок сделан когда фрегат «Светлана» находился в бухте Порт Филипп в 1862 году, 13 × 15 см, бумага карандаш, чернила (рисунок хранится в Национальной библиотеке Австралии /an6304088/)
Джордж Гордон Маккрей«His Imperial Russin Majesty’s steamcorvette „Svetlana“ 22», рисунок сделан когда фрегат «Светлана» находился в бухте Порт Филипп в 1862 году, 13 × 15 см, бумага карандаш, чернила (рисунок хранится в Национальной библиотеке Австралии /an6304088/)
-26

-27

«На палубе фрегата „Светлана“», А. К. Беггров, 1883 год, картина написана для Морской галереи Эрмитажа к 10-летию выхода фрегата «Светлана» в первое кругосветное плавание. 29,1 × 44,5 см, бумага акварель (картина выставлена в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева)
«На палубе фрегата „Светлана“», А. К. Беггров, 1883 год, картина написана для Морской галереи Эрмитажа к 10-летию выхода фрегата «Светлана» в первое кругосветное плавание. 29,1 × 44,5 см, бумага акварель (картина выставлена в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева)

«На палубе фрегата „Светлана“», А. К. Беггров, 1884 год, холст масло (картина выставлена в Центральном военно-морском музее)
«На палубе фрегата „Светлана“», А. К. Беггров, 1884 год, холст масло (картина выставлена в Центральном военно-морском музее)

Винтовой фрегат «Светлана», А. К. Беггров, 1878 год, холст масло (картина выставлена в Центральном военно-морском музее)
Винтовой фрегат «Светлана», А. К. Беггров, 1878 год, холст масло (картина выставлена в Центральном военно-морском музее)
«Фрегат „Светлана“», 1896 год, 23,8 × 32,5 см (56 × 65 см с багетом), дерево масло
«Фрегат „Светлана“», 1896 год, 23,8 × 32,5 см (56 × 65 см с багетом), дерево масло

Игнациус В.В. Рисунок. Фрегат «Светлана». 1874-1888 гг. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.
Игнациус В.В. Рисунок. Фрегат «Светлана». 1874-1888 гг. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.
Игнациус В.В. Рисунок. Фрегат «Светлана» в штормовом море
Игнациус В.В. Рисунок. Фрегат «Светлана» в штормовом море

неизвестный японский художник
неизвестный японский художник

Айвазовский. 40-пушечный винтовой фрегат "Светлана"48 × 76 см, холст масло. В период 1905—1917 годов с данной картины шведская полиграфическая компания Гранберга в Стокгольме издала открытку (Подлинник картины под названием «Парусный корабль в бурном море» был продан в 2010 году аукционным домом Cologne Lempertz (лот № 1283) за 204000 EUR, в частную коллекцию Эдуарда Кирштена)
Айвазовский. 40-пушечный винтовой фрегат "Светлана"48 × 76 см, холст масло. В период 1905—1917 годов с данной картины шведская полиграфическая компания Гранберга в Стокгольме издала открытку (Подлинник картины под названием «Парусный корабль в бурном море» был продан в 2010 году аукционным домом Cologne Lempertz (лот № 1283) за 204000 EUR, в частную коллекцию Эдуарда Кирштена)
«В. И. Шиляев Фрегат „Светлана“», 2005 год, 100 × 150 см, оргалит масло
«В. И. Шиляев Фрегат „Светлана“», 2005 год, 100 × 150 см, оргалит масло
В. И. Шиляев«Фрегат „Светлана“ в открытом море», 2001 год, 70 × 100 см, оргалит масло,
В. И. Шиляев«Фрегат „Светлана“ в открытом море», 2001 год, 70 × 100 см, оргалит масло,
В. И. Шиляев  «Фрегат „Светлана“ на внешнем рейде порта Владивосток», 2012 год, 70 × 100 см, холст масло
В. И. Шиляев «Фрегат „Светлана“ на внешнем рейде порта Владивосток», 2012 год, 70 × 100 см, холст масло

Фрегат «Светлана», не участвуя ни в одном сражении, не сделав ни одного выстрела по неприятелю, тем не менее внес огромный вклад в историю России, расширив пределы Российской империи и подняв ее авторитет активной и умной дипломатией, исследованиями и открытиями. Регулярное присутствие российского Андреевского флага в различных точках планеты способствовало устранению негативных последствий Крымской войны.

Командир фрегата И. И. Бутаков по окончании кругосветного плавания 1860—1862 годов передал основанному в Москве зоосаду коллекцию животных привезённую из Австралии. Флагманский доктор морских сил в Тихом океане В. С. Кудрин опубликовал свои отчёты о плавании на фрегате «Светлана» в «Медицинских прибавлениях к Морскому сборнику».

Память о фрегате жива до сих пор. С 1873 года в честь фрегата главная улица Владивостока носит имя Светланская. 27 января 2017 года в Норфолке (США) прошла торжественно-траурная церемония памяти трех русских моряков с фрегата «Светлана», которые были захоронены на местном кладбище в 1877 году.

Шханечный (вахтенный) журнал фрегата «Светлана» хранится в Военно-морском архиве Санкт-Петербурга. Средний кнехт грот-мачты выставлен в музее ЦВММ, Санкт-Петербург. Там же хранится масштабная модель винтового фрегата «Светлана».

Великолепный внешний вид фрегата был увековечен в картинах многих художников. Больше всего изображений корабля принадлежит карандашу и кисти Александра Карловича Беггрова, офицера фрегата и и.о. командира корабля в 1879 году. Есть фрегат на картине Айвазовского, рисунке Джорджа Гордона Маккрея, гравюрам А. И. Даугеля и Л. А. Серякова по наброскам Беггрова, и на трех картинах современного мариниста В. И. Шиляева.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам