Ура! Работа длиною в 10 дней по формированию закрытого банка тем для итогового сочинения завершена! 36 страниц тем, политых потом и кровью. Я справилась, выжила, а это значит, что теперь могу делиться распределёнными по разделам темами с вами, дорогие коллеги! И в первой публикации этого цикла (а их будет много) я остановлюсь подробно на трёх моментах:
1) как я собирала свой банк тем, откуда их брала и как распределяла (вдруг кто-то захочет повторить мой опыт?)
2) какие пункты есть в первом подразделе «Внутренний мир человека и его личностные качества»
3) реальные темы выделенных мною разделов «душа человеческая» и «жизненный путь».
Следующие подборки тем:
1.
Как только я узнала "радостную" новость об отсутствии новых направлений, поняла, что избежать долгой и муторной работы по формированию собственного закрытого банка тем не удастся.
Начала я с малого: с работы над направлениями прошлых лет и с их анализа. Задача была такая: осознать, какие направления соотносятся с разделами и подразделами созданного специалистами ФИПИ банка. Об этом и сделанных мною выводах можно прочитать здесь:
Далее, не откладывая в долгий ящик, я принялась за сами темы. Их число откровенно пугало – ведь тем около 1500. Но глаза боятся, а руки делают. В моём личном банке имелись темы только основного периода сдачи итогового сочинения (мои ученики никогда не пересдавали), да и то не по всем регионам, поэтому я обратилась к различным сайтам, на которых нашла требуемое. То есть все темы по направлениям с 2014-2015 учебного года по всем регионам и по всем периодам: основному и двум периодам для пересдач. Работала в основном с сайтом 4ege.ru (ссылка активна).
Начав распределение, я быстро поняла, что тем огромное количество, часть из них повторяется, поэтому распределять их только по подразделам, указанным ФИПИ, очень непродуктивно. Получается каша. Поэтому я ввела собственные подподразделы, которые помогли ориентироваться во всём этом многообразии.
Остальное вы уже знаете: на работу ушло 10 дней. А получившийся банк тем представляет собой 36-страничный документ.
2.
Первый раздел закрытого банка тем называется «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». Он делится на 4 подраздела и наша задача сегодня рассмотреть первый из них: «Внутренний мир человека и его личностные качества». В нём я выделила следующие пункты: «Душа человеческая», «Жизненный путь», «Цель в жизни», «Мечта», «Честь и совесть», «Смелость и трусость», «Надежда и отчаяние», «Гордость и смирение». Во всех главках не менее 15 тем, поэтому в этом материале я дам темы первых двух.
«Душа человеческая»: темы закрытого банка
1. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
2. Важно ли понимание души другого человека? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
3. Какой характер можно назвать противоречивым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
4. Чем «история души человеческой» может быть интересна другому человеку? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
6. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
7. Как Вы понимаете утверждение Н.А. Заболоцкого: «Душа обязана трудиться»?
8. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
9. Что нужно, чтобы построить дом в собственной душе?
10. Какого человека можно назвать сложившейся личностью?
11. Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?
12. Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?
13. Согласны ли Вы с мнением Пьера Безухова, что внешние трудности жизни углубляют внутреннюю душевную работу в человеке?
14. Близки ли Вам представления автора романа «Война и мир» о подлинной красоте человека?
15. Согласны ли Вы с мыслью автора романа «Война и мир» о том, что воспитание души невозможно без падений и ошибок?
16. Верно ли, что добро и зло коренится в душе каждого человека? / Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
17. Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас...»?
«Жизненный путь»: темы закрытого банка
1. Какую роль в становлении личности играют детство и юность?
2. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь? /Почему важно осмысление пройденного пути?
3. Почему время называют лучшим лекарем? / Согласны ли Вы с утверждением, что «время лечит»?
4. Каким путём человек идёт к самому себе?
5. Что может исказить жизненный путь человека?
6. Почему жизнь часто сравнивают с дорогой?
7. Почему говорят: «дорогу осилит идущий»? / Как Вы понимаете смысл изречения: «Дорогу осилит идущий»?
8. «Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее» (Томас Манн)
9. Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
10. Как характер человека влияет на его жизненный путь?
11. Какие цели важно ставить на жизненном пути?
12. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? / Что помогает человеку не сбиться с жизненного пути? / Что помогает человеку не сбиться с верного пути?
13. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? / Возможен ли жизненный путь без ошибок? / Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок?
14. Почему на жизненном пути важны не только уверенность, но и сомнения?
15. Что значит идти путём самосовершенствования?
16. Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?
17. Человек в критических обстоятельствах: проблема выбора. (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
18. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
19. Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
20. Как выбрать жизненную дорогу?
21. Что значит – найти в жизни свою дорогу?
22. Что может повлиять на выбор жизненного пути?
23. Что значит – заблудиться на дорогах жизни?
Продолжение следует…
Подготовила Анна Терехова
Поддержать канал:
Все материалы канала собраны здесь: